СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока чтения "К.Г.Паустовский "Тёплый хлеб"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит разработку урока чтения в 4 классе по программе "Перспективная начальная школа".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока чтения "К.Г.Паустовский "Тёплый хлеб"»

Литературное чтение К.Паустовский "Теплый хлеб" 4-й класс

Оборудование:

  • Хрестоматия О.В.Малаховская «Литературное чтение», 4 класс

  • Выставка книг К.Паустовского.

  • Цитаты К.Г. Паустовского о любви к чтению.

  • Карточки с заданиями для работы в группах.


Задачи урока:

  • Предметно-информационная:

    • учить анализировать художественный текст, совершенствовать развитие устной речи, расширять кругозор.

  • Деятельностно-коммуникативная:

    • развивать умения работы с текстом, формировать умения осмысленного восприятия текста, работать с книгой и дополнительными источниками информации, совершенствовать навык

    • правильного выразительного чтения;

    • активизировать и развивать творческое воображение, мышление,

    • развивать навыки работы в группе, приобщать к ценностям русской литературы, знакомя с новыми авторами.

  • Ценностно-ориентационная:

    • совершенствовать мотивацию к самостоятельному чтению, воспитывать качества личности: умение слушать и слышать собеседника, умению разрешения конфликтной ситуации, умению дать оценку своим действиям;

    • воспитывать чувства сопереживания, гордости за свой народ, Родину.


Ход урока:

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

-Здравствуйте, ребята!

Прозвенел и смолк звонок -

Начинается урок,

Урок литературный,

А мы народ культурный.

На уроке не лениться,

Всем работать, отвечать,

Мы сегодня с вами будем

Наши знанья расширять.

2. Сообщение темы урока.

- Наш урок начнём с загадки:

Бьют меня палками,

Жмут меня камнями,

Держат в огненной пещере,

Режут ножом, за что меня так губят?

За то, что любят! (Хлеб).

- Какой бывает хлеб? (Слайд) (Душистый, свежий, мягкий, пышный, вкусный, теплый).

-Как вы думаете, случайно ли мы завели речь о хлебе? Может, тема нашего урока тоже будет иметь отношение к хлебу?

-Давайте откроем Хрестоматию на стр.156 и узнаем, над каким произведение мы будем работать сегодня на уроке? («Тёплый хлеб» К.Г.Паустовского)

- Ребята, сегодня мы познакомимся с произведением К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб». (Слайд)

- Давайте вспомним, знакомы ли мы с этим писателем? Какие произведения Паустовского мы уже читали?

Показать произведения К.Паустовского (слайд)

-О чём писал свои произведения К.Паустовский? (о природе, животных, растениях, об отношениях человека и мира природы)


Сообщение о К.Г. Паустовском (Слайд)

К.Г. Паустовский родился 18 мая 1892 г. в Москве, в семье железнодорожного служащего. Детство прошло на Украине, в деревне, потом в Киеве. Его окружали в детстве и юности добрые, талантливые люди.

В 1898 году семья вернулась из Москвы на Украину, в Киев, где в 1904 году Константин Паустовский поступил в Первую киевскую классическую гимназию. Любимым предметом во время обучения в гимназии была география. Окончив гимназию в 1912 году, он поступил в Киевский университет на историко-филологический факультет, где проучился два года. С началом Первой мировой войны К. Паустовский переехал в Москву и перевёлся в Московский университет, но вскоре был вынужден прервать учёбу и устроиться на работу. Работал кондуктором и вожатым на московском трамвае, затем служил санитаром на тыловом и полевом санитарных поездах.

С началом Великой Отечественной войны Паустовский, ставший военным корреспондентом, служил на Южном фронте.

В середине 1950-х годов к Паустовскому пришло мировое признание. Получив возможность путешествовать по Европе, он побывал в Болгарии, Чехословакии, Польше, Турции, Греции, Швеции, Италии и др. странах. Отправившись в 1956 году в круиз вокруг Европы, он посетил Стамбул, Афины, Неаполь, Рим, Париж, Роттердам, Стокгольм. В 1965 году некоторое время жил на о. Капри.

Своё творчество начинал как поэт, прославился как певец родной природы. Родина, её природа и человек - постоянная тема его творчества. Сказки Паустовского пленяют свежестью и меткостью языка, он умеет разглядеть поэзию даже там, где мы её не видим, заставить все краски мира засветиться, все ветры прошуметь, все птичьи голоса прозвучать.

Произведение «Тёплый хлеб» было написано в 1954 году и впервые напечатано в детском журнале «Мурзилка». О чем вам говорит дата 1954 год? (Прошло 9 лет после победы в Великой Отечественной войне)

- Читая сказку, мы должны будем ответить на вопрос: «Что хотел сказать Паустовский детям в трудное послевоенное время?»


3. Работа по теме урока.

1) целеполагание совместно с учащимися.

-Как вы думаете, ребята, о чём мы с вами будем говорить, знакомясь с произведением Паустовского «Тёплый хлеб?».

-Попробуйте определить для себя цели урока по этой теме, обсудив её в парах.

( Варианты детей. …) (слайд с целями)


2) словарная работа (на листочках на каждой парте)

Кавалерист – военный, служащий в кавалерии (конной армии)

Околица – окраина села

Вороной конь – чёрный

Удила – часть конской сбруи, приспособление из железных стержней, прикреплённых к ремням узды и вкладываемых в рот лошади

Картуз – фуражка с козырьком

Ватник - стёганая ватная куртка

Баталия - сражение, битва

Камердинер – комнатный слуга при господине в богатом доме

Христарадник – человек, который просит милостыню: «Подайте Христа ради»

Тулуп – длинная меховая шуба с высоким воротником


3) работа по учебнику. Чтение сказки с. 156-161.

- Мы прочитали первую часть произведения «Тёплый хлеб», прочитайте на слайде пословицы о хлебе. Нам надо будет определить, какая пословица подходит к первой части произведения? (Слайд)

Пословицы: Ржаной хлебушко - калачу дедушка.

Без хлеба и воды жить худо.

Снег на полях - хлеб в закромах.

(Ответ на поставленный вопрос, выбор пословицы)

4) беседа по прочитанному материалу.

- В какое историческое время происходят события? Подтверди свой ответ цитатами из текста.

- Назовите героев произведения, с которыми мы познакомились в первой части (Филька, конь, Панкрат, бабка)


Физкультурная пауза на уроке

Раз - подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать и как птицы полетать.

А на шесть – шесть раз присесть.

А на семь – тихонько сесть.


5) работа в группах по теме «Герои произведения и их характеристика».

Первая группа:

Работа над образом главного героя. Дайте характеристику Фильке.

Что вы узнали о жизни Фильки из первой части произведения? Кто такой Филька? С кем он живёт? Предположи, где могут быть его родители? Почему у Фильки такое обидное прозвище? Какой Филька по характеру?


Вторая группа:

Образ Панкрата. Что вы узнали о Панкрате? Кто такой Панкрат? Как он выглядит внешне? Где он живёт? Образ Панкрата реальный или в нём присутствуют сказочные черты? Найдите эти черты. С какими сказочными героями ассоциируется этот образ?

- (Внешний вид Панкрата примечателен: въелась в мельника мучная пыль, сердитый, глаза быстрые, скорый на работу. Ребята считали его колдуном. Мельница-место, где могут происходить чудеса. У него живёт сорока. Приютил раненого коня. Напоминает образы Бабы Яги, колдуна. Ближе к природе, чем другие персонажи. Мудрый, не зря в деревне считали, что он может знать больше, чем другие).


Третья группа

Образ коня. Что вы узнали о коне из первой части? Почему конь остался в деревне? Где он живёт? Чем занимается? Кто о нём заботится? Как жители деревни относятся к раненому коню? Почему все считают своим долгом покормить его? Докажите с помощью текста, что конь наделён человеческими чертами (оставлен в деревне, как раненый солдат. Его как раненого приютил мельник. Ходит по дворам, «побирается).


- А что вы можете сказать о Филькиной бабке?


6) беседа, позволяющая выявить отношение к герою, оценить отношение детей к моральным ценностям

-Как вы оцениваете поступок главного героя? Почему Филька так поступил с конём?

-Какие качества героя он обнаруживает?

- Какое ещё моральное преступление совершил герой? (осквернение хлеба).

-К каким последствиям привёл этот поступок?


-Найдите описание метели. (Слайд)

-Как вы считаете, резкое изменение погоды связано с тем, что Филька обидел коня?

-Из каких строчек это понятно? Имеет ли значение, что конь живёт у Панкрата?


7) выразительное чтение по ролям эпизода об истории с солдатом.

-Чего испугался Филька, услышав бабкин рассказ? Догадалась ли бабка, что Филька чувствует себя виноватым?

-Как понимать выражение «охлаждение сердца»? (Злой человек, бесчувственный, жестокий)

-В какой авторской сказке доброе сердце мальчика стало жестоким? (Сказка Г.Х. Андерсена «Снежная королева».)

-Кто помог Каю стать добрым?

-Проведите параллель между персонажами эпизодов (Филька - злой мужик; старый солдат-раненый конь).

Вывод: Как когда-то мужик совершил зло, так и Филька совершает зло, оступается и сходит с дороги добра.

-Мог ли Филька умереть от «охлаждения сердца»? В каком случае? (рассуждение детей)


4. Итог урока.

-Как вы думаете, осознает ли Филька, что сделал?

-Сможет ли исправить свою страшную ошибку, или же его родная земля превратится в пустыню, и мальчик умрёт от охлаждения сердца, то есть от бессердечия?

-Какие строчки подсказывают, что Филька переживает за содеянное.

- Как вы думаете, к какому жанру относится произведение? Почему?


Рефлексия в конце урока (оценивание смайликами)


5. Домашнее задание.

- Так ли всё произойдет, вы узнаете дома, дочитав сказку К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб» до конца.

1 вариант - найти в произведении всё реальное (героев, события, поступки), 2 вариант – найти всё сказочное (герои, события, поступки и т.д.)

-Благодарю всех за сотрудничество и работу на уроке.














Первая группа

Работа над образом главного героя.

Дайте характеристику Фильке.

Что вы узнали о жизни Фильки из первой части произведения?

Кто такой Филька?

С кем он живёт?

Предположи, где могут быть его родители?

Почему у Фильки такое обидное прозвище? Заслужил ли он его?

Какой Филька по характеру?



Вторая группа

Работа над образом Панкрата.

Что вы узнали о Панкрате из первой части произведения?

Кто такой Панкрат?

Как он выглядит внешне?

Где он живёт? Чём занимается?

Образ Панкрата реальный или в нём присутствуют сказочные черты? Найдите эти черты.

На какого сказочного героя похож Панкрат?



Третья группа

Работа над образом коня.

Что вы узнали о коне из первой части?

Почему конь остался в деревне?

Где он живёт?

Чем занимается?

Кто о нём заботится?

Как жители деревни относятся к раненому коню?

Почему все считают своим долгом покормить его?

Докажите с помощью текста, что конь наделён человеческими чертами.