«ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ»
Викторина для внимательных читателей по сказкам А.С. Пушкина
(4 класс)
Цели мероприятия: – углублять знания о творчестве А.С. Пушкина
уметь давать чёткий и точный ответ на вопрос,
развивать память, речь, логическое мышление;
воспитывать любовь к чтению;
формировать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина; жетоны; видеофрагмент «У лукоморья дуб зеленый», проектор, компьютер.
Сказки, использованные для заданий викторины: «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе салтане…», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке».
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I Организационный момент
II Вступительное слово
Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в удивительное путешествие по страницам книг Александра Сергеевича Пушкина (портрет).
Правильно, Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт. Он написал много произведений – романов, повестей, стихов и сказок – как для взрослых, так и детей.
Вспомните, какие сказки Пушкина вы читали? (Ответы детей).
Каких героев его сказок вы знаете? (Ответы детей).
Любовь к сказкам Александру Сергеевичу привила его няня Арина Родионовна. Она долгими зимними вечерами пела ему песни и рассказывала сказки. Именно Арина Родионовна пробудила в будущем поэте любовь к устному народному творчеству, желание дарить людям сказки.
III Просмотр видеофрагмента «У лукоморья дуб зеленый»
Просмотр видеофрагмента.
Для каждого русского человека сказки Пушкина несут доброту, любовь ко всему окружающему миру.
А сейчас мы начнем нашу викторину и посмотрим, какие вы знатоки сказок Пушкина.
IV Викторина для внимательных читателей
Условия проведения:
Класс делится на 3 команды (по рядам);
3 тура вопросов (в каждом туре по 4 вопроса для каждой команды)
Команде задают вопрос; отвечает тот, кто первый поднял руку. Если ответ неправильный – имеет право ответить другой участник команды.
Если члены команды, которой задан вопрос, не может на него ответить, то право ответа переходит к членам других команд, которые подняли руку.
За правильный ответ выдается жетон.
Победитель викторины – тот, у кого больше жетонов за правильные ответы.
Проведение викторины (см. приложение 1)
V Подведение итогов. Награждение победителей.
VI Заключительное слово.
Сказки Александра Сергеевича Пушкина не похожи одна на другую. Каждая из них по-своему интересна, любима не одним поколением. Если вы по какой-либо причине не читали сказки Пушкина, это стоит обязательно сделать – они останутся с вами на всю жизнь.
ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ
Тур 1
Вопросы команде № 1:
О скольких богатырях идет речь в «Сказке о мертвой царевне»?
(О семи).
Из какой это сказки?
«Выбрал я жену себе,
Дочь послушную тебе.
Просим оба разрешенья,
Твоего благословенья»
(Из «Сказки о царе Салтане»)
От кого герой Пушкина спас девушку-лебедь?
(От коршуна)
В какой сказке помощник по хозяйству обманул чертей?
(«Сказка о попе и его работнике Балде)
Вопросы команде № 2:
«Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива»
Чей это портрет?
(Портрет царевны-мачехи из «Сказки о мертвой царевне»)
Кто любил принимать вид насекомого, догонять корабли в море, путешествуя таким образом?
(Гвидон из «Сказки о царе Салтане»).
Какой остров стал домом царя Гвидона?
(Буян)
Где встретились поп и Балда?
(На базаре)
Вопросы команде № 3:
Как звали сенную девушку из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»?
(Чернавка)
Куда шмель укусил сватью-бабу Бабариху?
(В нос)
В кого превращала Лебедь князя Гвидона?
(В комара, муху, шмеля)
За какую плату согласился работать Балда у попа?
(«В год за три щелчка тебе по лбу»)
Тур 2
Вопросы команде № 1:
Персонажем какой сказки является царь Дадон?
(«Сказка о золотом петушке»)
Чем отравилась царевна в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»?
(Яблоком)
Сколько лет рыбачил старик?
(Он рыбачил 30 лет и три года»)
Под каким деревом белка грызла орешки?
(Под елью)
Вопросы команде № 2:
Сколько сыновей было у царя Дадона?
(Что за страшная картина!
Перед ним его два сына»).
У кого спрашивал царевич Елисей, где находится его невеста?
(У Ветра, Солнца, Месяца)
Где жили старик со старухой из «Сказки о рыбаке и рыбке»?
(В землянке)
Какую песенку пела белочка «при честном при всем народе»?
(«Во саду ли, в огороде»)
Вопросы команде № 3:
К кому обратился царь Дадон с просьбой о помощи?
(К мудрому звездочету)
Обо что царица-мачеха разбила волшебное зеркало?
(Об пол)
«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?!»
Из какой сказки эти слова?
(«Сказка о рыбаке и рыбке)
Что князь Гвидон сделал из скорлупы орехов, которые грузла белочка?
(Золотые монеты)
Тур 3
Вопросы команде № 1:
Как кричал золотой петушок, увидев неприятеля?
(«Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!»)
Каким было последнее желание старухи из «Сказки о золотой рыбке»?
(Стать владычицей морской)
Какие чудеса увидели купцы в «Сказке о царе Салтане..»?
(Белка грызла золотые орешки, из моря выходила охрана острова — 33 богатыря, по морю плавала Царевна-лебедь).
За какой период поп велел Балде взять оброк с чертей?
(За три года).
Вопросы команде № 2:
С кем соревновался Балда?
(С бесенком)
Как отблагодарил царь Дадон мудреца за помощь»?
(«Царь хватил его жезлом
По лбу; тот упал ничком, да и дух вон»)
Сколько раз ходил старик к рыбке с просьбами?
(Пять раз. Старуха просила: Корыто, изба, титул дворянки, титул царицы, титул владычицы морской)
Что стало с сестрами царицы и Бабарихой?
(Их простили и отпустили домой)
Вопросы команде № 3:
За что рыбка наказала старика и старуху?
(Ответы детей: за жадность)
Как отпраздновали герои радостную встречу в конце «Сказки о царе Салтане»?
(Устроили пир)
Что стало после третьего щелчка с попом?
(Вышибло ум)
Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»?
(Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок»)