ТЕМА. Знакомство с согласными звуками [п], [ п’], буквами П.
Письмо заглавной и строчной букв П.
УМК Перспектива 1 класс
ЦЕЛИ УРОКА.
Формировать и развивать ценностное отношение обучающихся к учебно-познавательной, учебно-практической деятельности по определению согласных звуков [п],[п’] в словах на основе звуковой модели слова и применению изученных букв при работе со слогами, словами и предложениями.
Научить писать заглавную и строчную букву П.
Учить читать слоги, слова с буквой П, сравнивать звуки, слоги, слова и выявлять их существенные признаки.
Учить работать в паре, расширять общий кругозор.
Развивать умение слушать, говорить, читать, развивать творческие способности, воображение.
Самостоятельно работать со звуковыми схемами.
ЗАДАЧИ УРОКА.
-учить звуковому и сравнительному анализу слов;
-способствовать продуктивному формированию навыка чтения;
-продолжить работу по развитию познавательной деятельности;
развивать речь, воображение, логическое мышление;
-развивать фонематическую и устную речь;
-воспитывать бережное отношение к животному миру.
Формирование универсальных учебных действий (УУД):
Личностные:
-обладать мотивационной основой учебной деятельности;
-использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
-развивать творческое отношение к действительности, творческие способности;
-осознавать ценности природы, необходимости беречь её.
Метапредметные.
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу урока;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
-адекватно оценивать свои достижения, воспринимать предложения и оценку учителя, сверстника.
Познавательные:
-использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач;
-проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
-осуществлять анализ слов с выделением существенных признаков;
Коммуникативные:
-строить понятные для партнёра высказывания;
-задавать вопросы;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные:
-выявить новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой,
-распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученными буквами,
-соотносить все изученные буквы со звуками.
Тип урока: Интегрированный урок. Урок введения новых знаний.
Организация пространства:
Межпредметные связи:
Чтение и письмо. (Умение работать с текстом, развитие моторики руки; развитие фонематического слуха).
Формы работы:
фронтальная,
в парах,
индивидуальная.
Ресурсы:
Азбука, ч. 1. с. 94-95, учебник Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой.
Пропись 2 «Мой алфавит» стр. 20-21
Схемы слов и предложений, предметные картинки.
Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой.
Презентация к уроку, компьютер, проектор,
В.Волина. Занимательное азбуковедение.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу. Садитесь.
Мы спокойны, приветливы.
Сделайте глубокий вдох носиком, вдохните в себя свежесть, красоту, а выдохните через ротик все обиды и огорчения.
Итак, мы начинаем урок обучения грамоте и письма.
Слайд 3.
Прозвенел звонок весёлый
Мы начать урок готовы
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Слайд 4.
На начало урока у Вас должно быть приготовлено:
Азбука, часть. 1.
Пропись 2 «Мой алфавит».
Схемы слов и предложений.
Предметные картинки.
II. Повторение ранее изученного.
Ребята, давайте расскажем всё, чему научились на уроках обучения грамоте и письма.
Какая бывает речь?
Из чего состоит речь?
Расскажите правила написания предложения.
Из чего состоит предложение?
Как определить количество слогов в слове?
Какие бывают звуки?
Как отличить гласные звуки от согласных?
Где в ленте букв живут буквы, обозначающие гласные звуки?
Какие гласные живут на 1 этаже в ленте букв?
Перечислите изученные: и
В чём секрет гласной буквы и?
А на 2 этаже?
Перечислите изученные: а о у ы э
Где в ленте букв живут буквы, обозначающие согласные звуки?
Какие звуки называются звонкими?
Перечислите изученные:
Какие звуки называются глухими?
Перечислите изученные:
Чтение слогов-слияний с изученными буквами.
Для чего мы используем слоговую таблицу?
- Чтение слогов поможет научиться слоговому чтению.
Чем различаются слоги каждого столбика (строки)?
- Слоги различаются согласными буквами.
- Читают слоги с опорой на гласный.
- Слоги различаются гласными буквами.
Читают слоги.
ма | мо | му | мы | ми |
са | со | су | сы | си |
на | но | ну | ны | ни |
ла | ло | лу | лы | ли |
та | то | ту | ты | ти |
ка | ко | ку | кы | ки |
ра | ро | ру | ры | ри |
ва | во | ву | вы | ви |
Итог: Что умеем делать?
Мы вспомнили признаки гласных и согласных.
Мы умеем различать звуки, читать слоги и слова с изученными буквами.
Это нужно уметь делать при изучении новой темы.
III. Мотивация к деятельности. Постановка темы. Целеполагание.
Цель этапа — мотивировать учащихся на изучение темы.
1. Фонетическая зарядка.
- Чему ещё научились, если в помощь берём цветные карточки?
- Давайте продолжим урок с фонетической разминки.
Я буду называть слова, а вы показываете карточку такого цвета, который требуется для обозначения первого звука.
Приготовьте цветные карточки: красного, синего и зелёного цвета.
ослик, акула, ананас, игрушка, мишка
2. Игра «Кто внимательный?»
- Послушайте слова, какой звук есть в каждом слове: перо, помидор, пила, пугало, пингвин, парник, попугай, павлин.
- Попробуем вместе сформулировать тему сегодняшнего урока.
Знакомство с согласными звуками [п], [ п’], буквами П.
Письмо заглавной и строчной буквы П.
Каковы цели нашего урока?
(Нам надо научиться читать и писать слоги, слова и предложения с буквой П.)
Итак, опробуйте, опираясь на опорные слова, сформулировать тему и цели урока.
ПОЗНАКОМИТЬСЯ С …………………..
УЧИТЬСЯ ПИСАТЬ …………………….
УЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ ………………………
IV. Первичное усвоение материала.
1. Артикуляционная гимнастика.
- Представим, что у нас на ладошке лежит воздушный шарик, и мы должны поднять его в воздух, произнося звук [п].
Обратите внимание, как я произношу этот звук. Посмотрите на губы. Произнесем все вместе.
Характеристика звука [п], (согласный, глухой, твёрдый).
- Какой чудесный получился салют из воздушных шариков. Они поднимаются всё выше и выше, а там мы видим гнездо с птенцами.
- Как пищат птенчики? (пи-пи-пи)
Характеристика звука [ п’], (согласный, глухой, мягкий).
2. Упражнения в выделении звуков [п п’],
Слайды с картинками.
Назовите, кто изображён?
Если услышите в словах звук [п] – хлопните в ладоши один раз, а если услышите звук– [п’], топните один раз:
Повар, пилот, плотник, пылесос, петух, полка, петрушка, поросёнок, персик, пчёлка, птицы, пилка, пистолет, парикмахер, писатель.
3. На что похожа буква П?
(на ворота, на турник с перекладиной)
Слайды с изображением.
«На хоккее, на футболе
Буква П – ворота в поле».
Влез на букву озорник
Он решил, что П – турник.
Букву П в спортивном зале
Перекладиной назвали
Ну-ка милый, не ленись –
Подойди, да подтянись!
V. Осознание и осмысление учебной информации.
Слайды из электронного приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой.
1. Найдите в словах звуки [п п’],
Пианино, платок, скрипка, пиджак.

Найдите и дайте характеристику звукам [п п’]
2. Составь звуковые схемы слов.
Работа по электронному пособию.
Пони, павлин, пеликан, пингвин.


3. Найдите слова со звуками [п п’]
Персик, репа, яблоко, лук, капуста, ананас.
- Можем ли мы увидеть звуки [п п’]?
- Звуки [п п’] мы обозначим буквой П.
-Звуков два, а буква одна и зовут её буква «пэ»
Учитель показывает печатные буквы П п.
- Сколько букв на плакате?
- Почему две буквы П п?
VI. Физкультминутка.
Сейчас, ребята, дружно встанем.
Чтоб все выполнить заданья,
Чуть-чуть нам надо отдохнуть.
Руки вверх, назад прогнулись,
Сладко, сладко потянулись.
Все к упражнению готовы?
Сейчас сделаем наклоны.
Раз, два, три, четыре, пять.
Теперь спинки держим ровно.
На месте будем мы шагать,
Про урок не забывать.
Незнайке надо помогать.
Пошагаем, пошагаем,
А еще поприседаем.
Встанем на носок, на пятку
И поскачем - ка вприсядку!
Глубоко теперь вдохнем,
Сядем тихо, отдохнем
И опять писать начнем
Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно и сильнее.
По коленочкам ударили
Тише, тише, тише.
Наши руки закружились,
Ниже опустились,
Завертелись, завертелись и остановились.
VII. Первичное закрепление учебного материала.
1. Печатание буквы П п.
Печатание буквы П п в Прописи №2 на стр.
- С чего начнем печатание буквы?
С.Г. Макеевой.

2. Письмо буквы П п.
Цель- научить писать строчную и заглавную букву П п и их соединение.
Показ на доске учителем письменных букв.
Показ на слайде из приложения электронного к учебнику Л.Ф. Климановой,
С.Г. Макеевой.

- Рассмотрите строчную букву п, из каких элементов она состоит?
- С какого элемента начнем писать строчную букву п?
Письмо элементов строчной буквы П стр. 20 строчка 2
- Когда будем писать большую П?
Анализ заглавной буквы П стр. 20 Пропись 2
- Рассмотрите заглавную букву П. Из каких элементов она состоит?
- С какого элемента начнем писать заглавную букву П?
Письмо элементов заглавной буквы П стр. 20 строчка 2
3. Чтение слогов – слияний.
па по пу пы пи
4. Письмо слогов в прописи.
Письмо слогов и слов в Прописи №2 на стр.
5. Деление слов на слоги.
Что ещё нарисовал художник на букву П –
«Он с бубенчиком в руке
В сине- красном колпаке
Он – весёлая игрушка,
А зовут его…… ?»
-Произнесите это слово по слогам.
Сколько слогов в слове Петрушка? Пет-руш-ка
Почему?
3 ряд произнесите первый слог.
2 ряд – второй слог.
1 ряд – третий слог.
Что представляет собой 1 слог?
Положите карточку со схемой.
(1 ученик работает у доски)
- Что можете сказать про 2 слог?
Положите карточку со схемой.
Что можете сказать про 3 слог?
Положите карточки со схемой.
- Посмотрите на доску. Проверьте.
Петрушка принёс ребус, отгадайте его.
___А____
РОК
-Произнесите слово подарок. По-да-рок.
Разделим его на слоги.
Сколько слогов в этом слове?
3 ряд произнесите 1слог.
2 ряд – 2 слог.
1 ряд – 3 слог.
Что можете сказать про 2 слог?
Что можете сказать про 1 слог?
Что можете сказать про 3 слог?
6. Чтение чистоговорок, скороговорок, слов, предложений с буквой П.
Пу – пу – пу, попугай клюет крупу.
Па – па – па, на пол сыплется крупа.
Пы – пы – пы, больше нет у нас крупы.
уп – уп – уп - какой же вкусный суп;
- пу – пу – пу - мы включили лампу;
- па – па – па - раздавил щенок клопа.
От топота копыт пыль по полю летит .
Страница 95
пар - парник полола – полила
пил - пол пар - парк
рыл - выл полка - пилка
рано - рана норка – корка
Что обозначают эти слова?
толкал - толкнул
упал - на пол
рана – поранил
Тамара – санитары
Виталик - витамины
Рисунок стр.94
- Что изображено на рисунке?
Чтение текста учителем.
Беседа по вопросам.
- Что поставил папа?
-Что растёт в парнике?
-Что растёт около парника?
-Что делала Полина?
Чтение текста детьми.
До чтения посчитать, сколько предложений в тексте.
Сколько предложений в тексте?
Почему вы так думаете?
Офтальмопауза.
На слайдах внимательно смотрим передвижение стрелки.
О чём нас просит кот Леопольд?
VIII. Итог урока.
Игра с кубиком. (Задаю вопросы и бросаю кубик.)
-С какой буквой познакомились?
Покажите на доске карточку с буквами П, п.
-Какие звуки она обозначает?
-Охарактеризуйте их.
-Какие новые слова узнали на уроке?
Самооценка.
Если считаете, что работали хорошо на уроке, покажите карточку зелёного цвета.
Если не достаточно хорошо – желтого цвета.
Если что-то не получилось – красного.
Каких карточек у вас в руках больше?
Почему у нас в классе так много зелёных карточек?
Правильно, вы все сегодня отлично работали и получаете в подарок – наклейки.