Конспект урока в 5 классе
на тему: «Многоклеточные и колониальные организмы»
Цель урока: формирование знаний об особенностях организации колониальных и многоклеточных организмов.
Задачи:
а) образовательные: изучить представителей колониальных и особенности организации многоклеточных организмов;
б) развивающие: продолжить развитие общеучебных знаний и умений, умений работать с различными источниками информации;
в) воспитательные: воспитание уважительного отношения к окружающему миру.
Тип урока: комбинированный.
Методы: Словесные (беседа, рассказ, диалог, дискуссия), Наглядные (таблицы, схемы, рисунки, натуральные объекты), Практические (тесты, цифровой диктант).
Технологии: в основе - проблемное обучение, элементы системно-деятельностного подхода, игровые, разноуровневой дифференциации, здоровьесберегающие.
Оборудование: учебник 5-6 класс Биология, рабочая тетрадь, таблицы, дидактический раздаточный материал.
Базовые понятия и термины: низшие и высшие растения, мицелий или грибница, слоевище, вольвокс, клетка, ткани, органы.
Ход урока.
Структура урока:
1) Организационный момент - 1-2 мин.
2) Актуализация знаний (Анализ К.р.) - 7 мин.
3) Целеполагание, формулировка задач урока, темы урока - 3 мин.
4) Изучение нового материала - 15 мин.
5) Физкультминутка - 2 мин.
6) Закрепление знаний (продолжить предложение) - 5 мин.
7) Рефлексия - 10 мин.
8) Итоги урока - 2 мин.
1) Организационный момент 1-2 мин. Приветствие учащихся, проверка рабочих мест, проверка отсутствующих.
2) Актуализация знаний - 7 мин.
Анализ Контрольной работы.
Вспомнить, что такое клетка? Основные положения клеточной теории.
3) Целеполагание - 3 мин.
Учитель: Итак, вы знаете, из чего состоят все живые организмы? (учащиеся: из клеток)
Если организм состоит из одной клетки, то такие организмы называются - … (одноклеточные); приведите примеры одноклеточных растений, грибов, животных.
А мы с вами сегодня будем изучать организмы, состоящие из множества клеток, как они называются? (многоклеточные)
Итак, запишите дату, тему урока.
4) Изучение нового материала -15 мин.
1) Откройте учебник на стр.52, п.20. Найдите определение колониальных организмов. Через две минуты вы будете отвечать.
2) Организация работы в паре: двое учащихся получают инструкцию с заданием и справочник по биологии.
3) Обсуждение особенностей колониальных организмов.
4) Сообщение учащегося (Тема: «Вольвокс»).
5) Особенности организации многоклеточных организмов.
Учитель: Ребята, вы, наверняка летом плавая в море, видели водоросли. Что вы можете сказать об их строении?
Введение понятий НИЗШИЕ и ВЫСШИЕ растения; СЛОЕВИЩЕ.
А какие виды водорослей вам известны? (Ламинария)
6) Особенности строения грибов.
Проблемный вопрос: Ребята, почему при сборе грибов нельзя раскапывать почву, повреждать лесную подстилку, а нужно аккуратно срезать ножку гриба?
Ответ: чтобы не повредить грибницу.
Что такое грибница (мицелий)? - найдите в учебнике определение.
7) Заслушивание ответов учащихся, работавших в паре.
8) Проблемная ситуация.
Разрешите спор учеников. Учитель спросила у учащихся: «У каких организмов клетки устроены сложнее: у одноклеточных или многоклеточных?» Миша утверждает, что сложнее устроены клетки одноклеточных организмов, а Дима, считает, что это не так. Так кто же прав? И почему?
5) Физкультминутка - 2 мин.
Упражнения для глаз:
- Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз.
- Быстро моргать в течение 10-12 секунд, открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза.
- Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца. Повторять в течении 20-30 секунд.
6) Закрепление знаний - 5 мин.
Учитель: Ребята, прошу вас продолжить предложения.
1. Все живые организмы состоят из … (клеток).
2. Организмы, состоящие из отдельных клеток, соединенных нитями цитоплазмы в единое целое, называются … (колониальные).
3. Растения, не имеющие тканей и органов, называются - … (низшими).
4. Назовите представителя колониальных водорослей - … (вольвокс).
5. Назовите водоросль, которую человек употребляет в пищу как источник ценных микроэлементов - … (ламинария).
6. Тело грибов, состоящее из тонких ветвящихся нитей, называется - … (грибница).
7. Хламидомонада относится к … (одноклеточным водорослям).
7) Рефлексия - 10 мин.
Биологический диктант.
На листках бумаги, учащиеся записывают фамилию, класс. Заслушивают утверждения. если оно верное - записывают Д (да), если ошибочное - записывают - Н (нет).
Утверждения:
1. Колониальные организмы состоят из множества клеток, соединенных нитями цитоплазмы.
2. Хламидомонада относится к многоклеточным водорослям.
3. Вольвокс - это колония одноклеточных водорослей.
4. Грибы питаются готовыми органическими веществами.
5. Грибы не участвуют в образовании гумуса.
6. У низших растений нет ни тканей, ни органов.
7. Водоросли относятся к высшим растениям.
8. Клетки одноклеточных организмов устроены сложнее, чем клетки многоклеточных.
Учащиеся проводят взаимопроверку работ, согласно критериям выставляют оценки.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Д | Н | Д | Д | Н | Д | Н | Д |
8 - оценка «5»
7-6 - оценка «4»
4-5 - оценка «3»
3 и меннее - оценка «2»
8) Итоги урока - 2 мин.
Учитель подводит итоги урока, объявляет Д/з (п.20, конспект + в тетради), выставляет оценки, благодарит за работу.
2