Конспект урока.
Тема:А.С. Пушкин.”Капитанская дочка”.Историческая основа романа.Творческая история романа.(использование краеведческого материала при изучении романа).
Цели :1)ознакомить учащихся с историей создания романа.
2)формирование навыков выразительного чтения и анализа отдельных эпизодов.
3)воспитание интереса к изучению данного произведения.
Материал: учебник, иллюстрации, материалы интернет- ресурсов.
Тип урока: урок-изучение новых ЗУН уч-ся.
Ход урока.
Актуализация урока.
Ознакомить учащихся темой и целью урока.
Проверка домашнего задания.(найти картинки на тему «Пушкинские места в Казани»).
2.Формирование новых ЗУН учащихся.
1.Слово учителя о творческой истории романа «Капитанская дочка».В романе «Капитанская дочка» А.С.Пушкин изобразил события Пугачевского восстания (1773-1774 гг.), происходившие в царствовании Екатерины 2. Из материалов о бунте сложилась «История Пугачева», написанная в Болдине осенью 1833 года и опубликованная в1834 под названием «История Пугачевского бунта».
В 1773 году на далеких берегах реки Яик (современное название Урал), среди казачества, появился смелый и энергичный человек ,умеющий зажигать сердца . Этого человека звали Емельян Иванович Пугачев. Народ поверил ему и пошел за ним. В конце 1774года восстание, длившееся почти полтора года , было жестоко подавлено. Пугачев был казнен 10 января 1775 года в Москве , но мятеж еще долго полыхал в Поволжье и Приуралье.
2.Слово учеников о приезде А.С.Пушкина в город Казань. В 1830-е годы Пушкин настолько увлекся разработкой темы о восстании крестьян под руководством Пугачева, что одни архивные материалы столицы его не могли удовлетворить полностью , и поэт решил объехать те места Поволжья и Приуралья , которые были охвачены восстанием .Путь от Петербурга до Казани ,протяжением в1507 верст, поэт проехал в Казань и остановился в гостинице дворян. Несмотря на дорожную усталость ,он 6 сентября с утра начал свое знакомство с Казанью, столь необходимое ему для пополнения сведений о Пугачеве. Чутье исследователя толкало Пушкина на самый верный путь ,к небогатым людям , на окраины города , так как при изучении документов Петербургского архива он неоднократно наталкивался в них на упоминания об активном участии казанских суконщиков в восстании. Поэтому Пушкин в первую очередь обошел Суконную слободу ,где он встретился со старым суконщиком В.П. Бабиным. Бабин рассказал поэту о взятии Пугачевым Суконной слободы , сцене в лагере Пугачева, месте установки пушки и ужасной расправе над восставшими. Очевидно, поэт долго разговаривал с Бабиным, поскольку запись рассказа состоит из двух с половиной страниц. В Казани Пушкин встретился с поэтом Баратынским, который познакомил его с известным казанским ученым , профессором К.Ф. Фуксом. Получив от последнего новые сведения о взятии Казани Пугачевым , Пушкин решил осмотреть все места города , связанные с этим событием. Он отправился по Сибирскому тракту .Поэт осмотрел место лагеря и кручу Троицкой мельницы, где находилась ставка Пугачева. Осмотрел и окрестности и Царицына , где происходили упорные бои Пугачева с войсками полковника Михельсона 13-15июля1774 года. Затем поэт отправился к кремлю. После полуторачасового осмотра казанского Кремля Пушкин часа два посидел в номере гостиницы, записывая впечатления осмотра. В тот же день он посетил казанского литератора Э.П.Перцова, семью Фуксов –Карла Федоровича и его жены- поэтессы Александры Андреевны. Вместе с Фуксом Пушкин был у купца Крупенникова , побывавшего в свое время в плену у Пугачева . Утром 8 сентября Пушкин выехал из Казани через лаишевскую дорогу в Симбирск. На своем пути с севера на юг он пересек всю территорию теперешнего Татарстана на протяжении около 500 км. Пушкин до самой смерти своей не прерывал связи с казанскими знакомыми , с которыми он вел оживленную переписку.
3.Работа по иллюстрациям « Пушкинские места в Казани».
Как предполагают историки, на территории Казанской губернии поэт оказался утром 4 сентября. 5 сентября он уже был в окрестностях Казани – уездном городе-крепости Свияжске. «Мимо острова Буяна в царство славного Салтана» - эти пушкинские строчки знает каждый школьник. По легенде, проезжая мимо Свияжска, поэт воскликнул: «Именно так я и представлял себе остров Буян!»

Свияжск может быть прототипом пушкинского острова Буяна.
Гостиница дворянского собрания

Казанский кремль


От Перцова Пушкин отправился в гости к Фуксам. Немец Карл Фукс преподавал в Казанском университете и увлекался краеведением. Их дом на ул. Владимирской (сейчас Московская), по сути, единственное сохранившееся здание, где достоверно был поэт.


Дом Фукса - место, где достоверно был Александр Пушкин

Картина «Пушкин и Крупенников».
Улица Пушкина

Памятник поэту
Памятник Пушкину у театра оперы и балета на ул. Пушкина, 2 был открыт в 1956 году. Со своего гранитного постамента поэт серьезно и немного печально взирает на современную Казань. Ежегодно 6 июня казанцы собираются здесь.

В Казани есть хостел «Пушкин», располагающийся, само собой, на улице Пушкина. Коридоры хостела украшены рисунками поэта.

4.Слово ученика об эпиграфах к роману. В романе использована целая система эпиграфов. Помимо общего эпиграфа «Береги честь смолоду» все 14 глав имеют свои эпиграфы. Большая их часть – фольклорные тексты: пословицы и отрывки из народных песен. Пословица «Береги честь смолоду», вынесенная в эпиграф ко всему роману, говорит о чести во всей ее многогранности. А.С.Пушкин был убежден , что высшие проявление чести можно понять только тогда, когда проникнешься уважением к чести семейной. «По отцу и сыну честь».Цель записок Петра Андреевича Гринева-дать своим потомкам представление о чести семьи, рассказать о трудностях , с которыми удалось сохранить честь в жестокие эпохи.
3.Закрепление новых ЗУН учащихся.
1.Чтение и анализ 1- 2 главы романа «Капитанская дочка».
а)выразительное чтение наказа отца от слов «Служи верно…»до слов «..обливаясь слезами».
- в чем состоит, с точками зрения отца, долг дворянина?
Долг дворянина – служить Богу, Отечеству, начальству, заботиться о семье, чести, чистой совести.
б)выразительное чтение отрывка от слов « Я приближался ..» до слов «Должно быть , волк или человек».
-какое символическое значение имеет буран ,разыгравшийся в степи?
Буран в степи – это символ разгула страстей в душе Петра Гринева. В этой буре Петр потерял жизненные ориентиры.
4.Итог урока.
1.Вывод к уроку.
- формирование личности молодого дворянина – это непрерывная череда испытаний его чести и человеческой порядочности.
2.Домашнее задание.
- прочитать строчки, в которых дается портрет «вожатого». Есть ли в пушкинском тексте выразительные средства , способствующие наибольшей яркости портрета.? Какие это средства?. Воссоздайте портрет устно.