5 класс
Тема урока: «Финикия»
Цели: сформировать представление о Финикии, показать, какую роль сыграли финикийцы в развитии человечества в I тысячелетии до н.э
Задачи:
Знать: Географическое положение страны;
Занятия жителей;
Достижения культуры финикийцев.
Уметь: Показывать на карте и давать словесное описание страны;
Находить отличительные особенности развития страны по сравнению с ранее изученными странами.
Помочь учащимся осознать, что каждый из народов древности оставил свой след в истории человечества.
Тип урока: комбинированный
Метод объяснения: объяснительно-иллюстративный
Оборудование: Презентация, документы, тесты.
Ход урока.
1 Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
На протяжении последних уроков мы с вами изучали историю такого государства, как Месопотамия. Сегодня подведём итог данной темы и проверим ваши знания с помощью решения кроссворда.
Решите кроссворд: По вертикали:
1. Небольшая пластина из мягкой глины, предназначенная для письма.
(табличка).
2.Горная порода, образующая в соединении с водой тестообразную массу ; использовалась в строительстве, в писцовых школах, для изготовления посуды. ( глина).
3. Одна из двух главных рек Двуречья. ( Тигр)
4. Высеченные на каменном столбе правила, по которым вавилонские судьи разбирали споры между людьми. ( законы).
5. Самый известный в древнем Двуречье город. ( Вавилон)
6. Вавилонский царь- законодатель. ( Хаммурапи).
7. Брусок из глины, обожженный в печи или высушенный на солнце, употребляемый для построек. ( кирпич).
8. Мера веса в Вавилоне. ( сикль 8,4 грамма).
9. Одно из названий страны в западной Азии, где , как и в Египте, более 5 тыс. лет назад возникли государства и было изобретено письмо. ( Двуречье).
Какое слово получилось? Дать определение понятию «клинопись».( особое письмо Двуречья, состоящее из клинообразных значков).
3. Изучение нового материала
Работа с картой: - С какими государствами Древнего Востока вы знакомы? (Египет, Междуречье). Покажите их на карте.
-Сегодня мы познакомимся ещё с одним интересным государством Древнего мира, но сначала обратите внимание на отрывок из книги Геродота «История в девяти книгах». Прочитаем его и найдём ответы на следующие вопросы (слайд)
- О каком открытии говорит Геродот?
- С чем он не согласен?
- Сколько продолжалось плавание?
Работа с документом:
( отрывок из книги Геродота « История в девяти книгах).
Вопросы на слайде.
« ...Ливия же, ( Геродот имеет ввиду Африку ) по видимому окружена морем, кроме того места, где она примыкает к Азии; Это насколько мне известно, первым доказал Нехо, царь Египта.
После прекращения строительства канала из Нила в аравийский залив
царь послал финикиян на кораблях. Обратный путь он приказал им держать через Гераклитовы Столпы ( Гибралтарский пролив), пока не достигнут Северного моря и таким образом не возвратятся в Египет.
Финикияне вышли из Красного моря и затем поплыли по Южному.
Осенью они приставали к берегу, и в какое бы место в Ливии они не попадали, всюду обрабатывали землю; затем дожидались жатвы. А после сбора урожая плыли дальше. Через два года на третий финикияне обогнули Гераклитовы Столпы и прибыли в Египет. По их рассказам ( я – то этому не верю; пусть верит, кто хочет) во время плавания вокруг Ливии Солнце оказалось у них на правой стороне… Так впервые было доказано, что Ливия окружена морем.
На взгляд современных исследователей, свидетельство истинно. В начале плавания солнце было у финикийцев с левого(восточного) борта пока они плыли с севера на юг, когда же они обогнули южную оконечность Африки и поплыли на север, то солнце должно было оказаться у них с правой стороны.
(вопросы на слайде)
Как вы думаете, с каким государством нам предстоит сегодня познакомиться?
- Запишем тему урока в рабочую тетрадь «Финикия».
Проблемное задание: Прочитать описание географического положения Финикии в учебнике, на основании этого описания, показать страну на карте (Стр. 78.).
А. Природные условия и занятия жителей:
Самостоятельная работа с учебником и атласом: Найти особенности в природных условиях и занятиях жителей Финикии.
Работа над заполнением таблицы:
Климат
|
тёплый
|
Реки
|
Нет, страна находится на восточном побережье
Средиземного моря
|
Занятия жителей
|
Рыбная ловля, ремёсла, особенно мореплавание
и изготовление пурпура
|
Природа
|
Кедровые и смешанные леса, альпийские луга,
снежные вершины
|
Полезные ископаемые
|
Строительный лес
|
Осадки
|
Частые дожди
|
Физкульминутка
Б. Характеристика городов –государств Финикии.
Вспомните, что мы называем государством? Чем отличается город-государство от государства?
Прошло ещё несколько веков, страна преобразилась. Маленькие рыбачьи посёлки превратились в крупные города. В финикийских городах появилось много искусных ремесленников. О финикийских городах можно узнать из их названий:
* Сидон – в переводе, место для рыбной ловли.
*Тир – скала.
*Гибл (по греч. Библ) - Гора.
Работа с картой: Показать главные города-государства. ( Просмотр их на слайде)
Сообщения учащихся об изобретениях финикийцев (пурпупа, стекла, алфавита).
1учащийся: Финикийские ремесленники первыми научились изготовлять прозрачное стекло (цветное непрозрачное стекло умели делать египтяне). Финикийцы смешивали прибрежный песок с селитрой и плавили этот состав. Из полученного прозрачного стекла выдували маленькие сосуды, отливали круглые зеркала.
2 учащийся: Некоторые финикийцы занимались добычей раковин. Взяв в руки два тяжелых камня, они ныряли на дно моря и доставали оттуда маленькие раковины. Из каждой можно было извлечь несколько капель густой жидкости. Эта была знаменитая в древности пурпурная краска. Если краску замешивали пожиже, ткань окрашивалась в алый цвет, если погуще - ткань становилась лиловой. Ткани, выкрашенные пурпурной краской, сверкали на солнце, они не выгорали и не линяли при стирке. Их охотно покупали цари, жрецы и военачальники.
3учащийся: Для ведения торговли им нужны были простые значки, которые можно было записать и запомнить.
Что такое Алфавит?
- буквы, расставленные в определенном порядке.
- способ письма, при котором каждая буква соответствует только одному звуку.
Финикийцы пробовали использовать клинопись, но это было не очень удобно для ведения торговых дел.
Так появилась Финикиянка: финикийская азбука.
Включала в себя 22 буквы. Первая «алеф» - бык, вторая «бет» - дом. Этот алфавит появился приблизительно 3 тыс. лет назад (слайд)
В ней значки-символы соответствовали уже не словам или слогам, а только отдельным звукам - правда пока, только согласным!
Например: Чтздснпсн!
Как мы пишем? Правильно: слева направо. Финикийцы писали наоборот: справа налево.
Позже греки усовершенствовали и добавили гласные.
Рассказ учителя: Многие финикийцы были купцами. Они нагружали товарами небольшие корабли, сколоченные из кедровых бревен. Следуя вдоль берега, купцы добирались до Египта, где продавали свои товары. Больше всего ценился в Египте лес.
Обратно финикийцы везли зерно, льняное полотно, прочные канаты, желтоватые листы папируса.
Финикийские купцы промышляли также «живым товаром», считая его самым прибыльным. Узнав о готовящемся походе, купцы спешили в военный лагерь и с нетерпением ждали сражения. Воины продавали купцам пленников за серебряное кольцо, меняли человека на кружку вина, кинжал или узорчатый пояс. Когда финикийцы высаживались где-нибудь на морском берегу, матери торопились прятать детей: бывали случаи, что купец заманивал мальчиков к себе на корабль, обещая поварить какую-нибудь безделушку, а потом корабль уплывал в море. Увезенный в чужую- страну мальчик становился рабом (См.: Древний Восток. Книга для чтения. Под ред. В. В. Струве. Мч 1961, с. 161).
- Что вывозили финикийцы из страны?( вино, масло, ткань, кедр, изделия из стекла)
На доске два слова. Кто-нибудь знает их значение?
Экспорт (ввоз) Импорт (вывоз)
Вино, масло, зерно папирус
Ткань, сосуды из стекла медь, серебро,
Рабы олово, янтарь.
(Работа в тетради и на доске) – Как вы думаете, что они ввозили в страну? (папирус, медь, серебро, рабов)
Работая с настенной картой «Древние государства мира», учитель отмечает, что финикийцы добрались до Испании - страны, изобилующей серебром, а на севере - до окутанных туманом Оловянных островов (Великобритании и Ирландии), где было много олова, необходимого для выплавки бронзы. Еще дальше находился Янтарный берег (Прибалтика), откуда доставляли блестящие желтые куски затвердевшей массы, пригодной для выделки бус. Ребята, ни один народ в старину не объехал столько стран, как финикийцы. Они побывали в Греции, на о. Крит, на о. Кипр, в Италии, в Испании, обогнули всю Африку, Малую Азию (показать на карте!).
Задание: Выясните, какие ремесла существовали у жителей Финикии? (Выращивали виноградники, оливковые деревья, делали вино и масло, продавали лес, изобрели прозрачное стекло, строили корабли и бороздили моря и океаны.)
В. Основание колоний.
Познавательное задание: Что такое колония? Для чего они нужны были финикийцам? Совершите путешествие по карте и найдите страны, в которых побывали финикийцы.
В тех странах, в которых постоянно бывали финикийцы они стали основывать поселения.
( Работа с учебником- комментированное чтение , стр. 79.)
Запись в рабочую тетрадь: Колония - поселение.
Практическая работа: Обозначить на контурной карте колонии, основанные финикийцами.
4.Стадия рефлексии:
-Перед вами слайды: Лавка древностей. Выберите из предложенных предметов то, что относится к Финикии:
* галера (морской таран),
*изделия из стекла (финикийцы придумали прозрачное стекло).
* компас? Предположение, что раньше, чем китайцы!!!
* пурпурные ткани (царские ткани)
* Алфавит
* Африка
Оценивание деятельности учащихся на уроке.
5.Закрепление: Проверь себя: (слайд)
1. Главное занятие финикийцев:
А) земледелие
Б) ремесло
В) торговля
Г) скотоводство.
2. Именно финикийцы изобрели:
А) прозрачное стекло
Б) глиняную посуду
В) шёлковые ткани;
Г) бронзу
3. С какой целью финикийцы основывали колонии?
Домашнее задание: § 22, задание 6 на стр. 80 учебника, задание творческого характера - составить синквейн о Финикии.