Урок географии по теме "Биосфера". 6-й класс
Цель урока: создать условия для формирования представлений о биосфере, как оболочке Земли, населенной живыми организмами, ее границах и взаимосвязях живых организмов в процессе биологического круговорота веществ.
Образовательные задачи урока:
- формировать понятия: биосфера, живое вещество, круговорот веществ.
- формировать знания о границах распространения жизни в сферах Земли.
- развивать умение сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек и объяснять действие факторов, ограничивающих распространение жизни в разных сферах.
- развивать умение выявлять роль разных групп организмов в переносе веществ на основе анализа схемы биологического круговорота.
- развивать умение извлекать информацию из разных источников знаний, анализировать ее и делать обобщения.
Планируемые результаты обучения:
Метапредметные:
формирование умений:
- определять понятия;
- анализировать и делать обобщения на основе различных источников информации (в текстовой форме и графической);
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
- излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая данными;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально, в парах, в коллективе.
Предметные:
учащиеся должны знать:
- границы биосферы;
- факторы, ограничивающие распространение жизни в разных сферах;
учащиеся должны уметь:
- раскрывать суть понятий: биосфера, живое вещество, круговорот веществ;
- сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек;
Личностные:
-формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде;
Тип урока: урок изучения нового материала.
Виды деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная
Содержание урока
Этап мотивации
Ребята, здравствуйте! Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Повернитесь и поприветствуйте их. Присаживайтесь!
Ребята на партах лежат ваши индивидуальные маршрутные листы. Подпишите их, пожалуйста! Так же перед вами лежат листочки разного цвета, они нам понадобятся позже. Мы работаем сегодня как все вместе, так и индивидуально, не забывая заполнять свой маршрутный лист.
2. Этап актуализации знаний
Наша планета состоит из нескольких оболочек. Посмотрите, пожалуйста, на слайд и вспомните, какие оболочки мы с вами уже изучили. Заполните схему, оставив центральную часть схемы пустой. А теперь давайте дадим определения терминам литосфера, гидросфера и атмосфера.
Ребята, а что отличает нашу Землю от других планет Солнечной системы?
Мы с вами вспомнили, что наша планета состоит из нескольких внешних оболочек, или сфер, названия которых сообщают о веществах, из которых они состоят.
Положение Земли в Солнечной системе, ее размеры и масса позволяют ей иметь воздушную и водную оболочки, состав которых благоприятствовал созданию условий для существования на ней жизни.
А теперь давайте определим тему нашего урока, разгадав ребус, представленный на слайде. Так же он у вас имеется в маршрутном листе.
Дополняем нашу схему с оболочками и записываем тему урока!!!
Откройте учебник, стр. 124., п.48.
Ребята, формулируем цели нашего урока!!! (ПРЕДМЕТНЫЕ, ЛИЧНОСТНЫЕ)
Не забываем заполнять маршрутный лист!!!
Этап изучения нового материала.
Биосфера возникла гораздо позже, чем другие земные оболочки. Попробуйте представить себе, как бы выглядела Земля без растений и животных. Вместо травы, лесов, кустарников — голые скалы. Вместо шума листвы, шуршания травы, пения птиц — полная тишина.
Ученые считают, что образование планеты Земля произошло примерно 4,5 млрд. лет назад. Первые живые организмы появились в океане около 3,5 млрд. лет назад. Развитие растительности на суше началось 400 млн. лет назад, птиц и млекопитающих – 50 млн. лет назад. А предки человека появились всего 2 млн. лет назад.
Подсчитайте, сколько лет прошло:
от образования планеты до появления первых живых организмов (1 млрд лет);
от появления первых живых организмов до появления растительности на суше (3.1 млрд лет);
от начала развития птиц и млекопитающих суши до появления предков человека (48 млн. лет).
Живые организмы не оставались неизменными с момента своего возникновения. Первые живые существа были очень примитивны. Прошли сотни миллионов лет, прежде чем в процессе эволюции сформировался тот разнообразный органический мир, который существует сегодня и образует на Земле особую оболочку – биосферу.
Впервые термин «биосфера» был употреблен Ж. Б. Ламарком в начале XIX в. Позднее он был упомянут в работе австрийского геолога Эдуарда Зюсса в 1875 г. Однако это понятие не было детально разработано названными учеными, а использовано вскользь для обозначения области жизни на Земле. Лишь в работах В. И. Вернадского оно анализируется детально и тщательно и под ним понимается «оболочка жизни» на нашей планете. Именно В.И. Вернадский создал учение о биосфере.
Ребята, давайте сформулируем определение термина биосфера и запишем в свои маршрутные листы. (Кто-то высказывается).
!!!!!!!!!ФИЗМИНУТКА!!!!!!!!!!
Биосфера – это земное пространство, в котором существует жизнь. Каковы же границы этого пространства?
По теории академика В.И. Вернадского, верхняя и нижняя граница биосферы определяются факторами земной среды, которые делают возможным или невозможным существование живых организмов.
Ребята, а сейчас поработаем с текстом параграфа и определим границы биосферы. Полученные результаты записываем в маршрутный лист.
Итак,
Определите границу биосферы в атмосфере.
Определите границу биосферы в гидросфере.
Определите границу биосферы в литосфере.
(Физическим пределом распространения жизни в атмосфере является озоновый слой, расположенный в среднем на высоте 20 км от поверхности Земли. Озоновый слой ограничивает распространение жизни, так как выше его концентрация ультрафиолетовых лучей превосходит допустимую для живых организмов. В океанах нижняя граница жизни достигает глубины свыше 10 км. По учению В.И.Вернадского, в литосфере нижняя граница биосферы проходит на глубине 3-3,5 км ниже земной поверхности и имеет нечеткий характер. Она определяется такой температурой земных недр, при которой жизнь невозможна. За такой предел Вернадский принял температуру +100о С.
Таким образом, толщина биосферы составляет немногим более 20 км. В современной биосфере жизнь в основном сосредоточена на земле и вблизи от нее. Наиболее густые скопления живого вещества Вернадский назвал “пленками жизни”. На суше это, прежде всего почвы и растительный покров нашей планеты, его животный мир, а в Мировом океане – так называемый планктонный приповерхностный слой).
По Вернадскому все живые организмы на Земле образуют живое вещество биосферы.
Живые организмы на Земле исключительно разнообразны. Ученые могут лишь приблизительно подсчитать, что их около 3 млн. видов, которые подразделяют на четыре основных царства.
Из курса биологии давайте вспомним, какие это царства. Заполните кластер царства живой природы. Приведите примеры организмов каждого из царств.

Кто-то работает у доски.
На нашей планете есть уникальные животные и растения. Это реликты и эндемики. Используя текст параграфа и собственные знания, давайте дадим определения данным терминам и запишем их в маршрутный лист.
Реликты - ХВОЩИ, ГИНКГО, ВЕЛЬВИЧИЯ, ЛАТИМЕРИЯ, КРОКОДИЛЫ, ГАТТЕРИЯ.
Эндемики - БУТЫЛОЧНОЕ ДЕРЕВО. БАОБАБ, КЕНГУРУ, ЖИРАФ.
Прослушайте внимательно небольшой текст. Вставьте пропущенные слова в текст, имеющийся в ваших листах. Обсудите результаты работы с соседом по парте.
(Видовое разнообразие животных ……….., чем видовое разнообразие растений. Среди животных наиболее распространены …………, а среди растений – …………….. . Биомасса животных ……….. биомассы растений. Масса живого вещества суши…………... массы живого вещества Мирового океана).
Формы жизни отличаются большим разнообразием. И если, например, различных минералов на Земле насчитывается немногим более 4000, то число видов растений не менее 500 000, а число видов животных — более 1,5 млн. Среди животных, преобладают насекомые, среди растений – цветковые (покрытосеменные). В царстве животных всего около 4% позвоночных, из которых лишь десятая часть — млекопитающие, в том числе и человек.
Из общего числа видов организмов примерно 21% приходится на растения, но по своей массе они почти в 1000 раз превосходят массу животных.
Большинство организмов сосредоточено на суше. Общая масса живых организмов – биомасса суши превышает общую биомассу Мирового океана более чем в 200 раз.
Рефлексия
Ребята, у вас в маршрутных листах имеются вопросы для самопроверки. Выберите правильный ответ:
Учение о биосфере создал (а. Ламарк, б. Вернадский, в. Зюсс)
Биосфера включает (а. Гидросферу и нижние слои атмосферы, б. Верхние слои литосферы и нижние слои атмосферы, в. Гидросферу, верхние слои литосферы и нижние слои атмосферы)
Мощность биосферы составляет (а. 7-8 км, б. 20-25 км, в.30-35 км)
Среди живых организмов наиболее разнообразны по видовому составу (а. Грибы, б. Растения, в. Животные)
Древние виды, сумевшие приспособиться к новым условиям обитания (а. Эндемики, б. Реликты, в. Грибы).
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: 1-б, 2 –в, 3-б, 4- в, 5- б.
КРИТЕРИИ:
«5» - 5 правильных ответов
«4» - 4 правильных ответа
«3» - 3 правильных ответа
«2» - менее 3 правильных ответов
А теперь давайте вернемся к целям нашего урока и сделаем выводы, достигли ли мы их!!!!!
ИЛИ
- Что нового мы узнали на уроке?
- Чему научились?
- Где мы сможем применить полученные знания?
Ребята, а сейчас оцените наш урок. Если вам все понятно, интересно было работать, то поднимите зеленые листочки. Если у вас возникали какие- то затруднения, что - то не совсем поняли – желтые листья, а если урок для вас был неинтересен – коричневые.
Спасибо за урок!!! Прежде чем вы покинете кабинет, прикрепите свой лист к нашему дереву!!!