Урок географии в 6 классе по теме Погода.
Учебная задача: Вовлечь учащихся в образовательную ситуацию по осмыслению характеристик атмосферного воздуха: температуры, давления, влажности, ветра, облачности, осадков. Способствовать применению полученных знаний при решении простейших практических задач в обычной жизни(какая воздушная масса действует, как одеваться, брать ли с утра зонтик …)
Цель (предмет)-Предметный результат: Обучающиеся научатся : Понимать что такое погода, элементы погоды, взаимосвязь между ними. Решать практические задачи с использованием информации о погоде. Понимать, что такое воздушные массы, условия их формирования и свойства, их влияние на погоду.
Обучающиеся получат возможность:использовать знания о погодных явлениях и элементах погоды в повседневной жизни
Цель (способ)-Метапредметный результат: Обучающиеся овладеют умениями Объяснять погодные явления, процессы, происходящие в атмосфере в повседневной жизни
Обучающиеся получат возможность : воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, создавать письменные тексты и устные сообщения о географических погодных явлениях на основе нескольких источников информации
Цель (ценность)-Личностный результат: Обучающиеся продолжат и усовершенствуют навыки описания погоды и прогнозирования погоды по метеорологической карте, будут использовать их в практической деятельности
Обучающиеся получат возможность: приводить примеры, показывающие роль географической науки (метеорологии)в решении насущных задач, примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности
Исходное состояние обучающихся: Учащиеся знают характеристики атмосферного воздуха: температуру, давление, влажность, ветер, облачность, осадки. Все они элементы и явления погоды и тесно связаны друг с другом.
Могут определять с помощью приборов температуру, давление, направление и силу ветра, относительную влажность воздуха ; виды облаков, осадков.
Умеют представлять информацию об элементах погоды графически, анализировать ее.
Объясняют явления, процессы в атмосфере.
Адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач; владеют устной и письменной речью;
Осуществляют контроль, коррекцию, оценку действий партнера.
Могут вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Осуществляют сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая для этого основания .
Выделяют не только главную, но и избыточную информацию, решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического осмысления.
Рекомендуемые ресурсы: География 6 класс Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А.И. Алексеева М. «Просвещение», 2010г,
В.В.Николина, Е.К.Липкина География Проекты и творческие работы 5-9 класс Пособие для учителей. М. «Просвещение», 2012г,
Сайт gismeteo,
приложение к учебнику на электронном носителе (DVD).
Ход урока.
Этап урока | Подэтап урока | Действия учителя | Действия обучающихся (примерные версии ответов) |
1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь, пожалуйста. Сегодня на уроке мы продолжаем изучать тему Атмосфера. | |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | Послушайте текст и выскажите суждение, о чем этот текст? «13-го октября, в течение суток на фоне повышенного давления ожидается переменная облачность, небольшой снег; ночью +2..+4°, днем +4..+6°, ветер западный, умеренный. Возможны небольшие геомагнитные возмущения.» |
Звучит ответ - о погоде |
1.3. Создание проблемной ситуации | А знаете ли вы что такое погода? Найдите правильный ответ в учебнике.
Для чего людям нужны сведения о погоде? | Звучат ответы учащихся. Работают с текстом стр. 150 Записывают определение в тетрадь Один ученик произносит определение Погода- это состояние тропосферы в данном месте в данное время. Звучат ответы: -чтобы знать, какую одежду одевать, -полетит самолет или рейс будет отложен из-за непогоды, -можно сеять рожь или немного подождать, -можно купаться в речке или холодно и т.д. |
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | Нам с вами тоже нужно много знать о погоде, учиться описывать погоду, иначе наши знания про атмосферу будут не полными. Тем более, что многими сведениями мы уже владеем, мы знаем характеристики атмосферного воздуха, мы знаем приборы, с помощью которых можно представить эти характеристики. Итак, Учебная задача 1. Подумайте, какими показателями характеризуется погода? На экране, в помощь вам, представлены Метеорологические приборы.
Следовательно, какими показателями характеризуется погода?
Опишите погоду сегодняшнего дня. (сведения о погоде на сайте gismeteo на экране) |
Звучат ответы: -термометром измеряют температуру, -барометром измеряют давление, -гигрометром измеряют влажность воздуха, -флюгером определяют направление и силу ветра, -с помощью осадкомера определяют количество выпавших осадков, -визуально определяют облачность. Звучит ответ: Температурой, давлением, влажностью воздуха, ветром, осадками, облачностью.
Звучит ответ: Сегодня температура воздуха -6 градусов, давление 764мм. рт.ст., влажность 64%, ветер С-З, 2 м/с, облачно, гололед |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации | Учебная задача 2 Везде ли погода одинакова? Давайте обратимся к сайту gismeteo и посмотрим карту погоды европейской части России. Учитель разъясняет условные знаки на карте. Характеризует погоду в разных частях. Так везде ли погода одинакова и от чего это зависит?
Прочитайте текст на стр.151 и сформулируйте полный ответ на вопрос. . |
Звучит ответ: Погода везде разная , это зависит от ветра. Если ветер дует с юга- погода теплее, если с севера- погода холоднее. Хороший ответ, но не полный. Учащиеся читают текст о воздушных массах и формулируют ответ: Погода зависит от действующей над территорией воздушной массой |
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | Как мы можем узнать, какая погода будет завтра?
Действительно, все очень просто. Специалисты в области метеорологии делают разные прогнозы- на следующий день, на неделю вперед, даже на целый сезон. При этом они основываются на различных наблюдениях , осуществляемых множеством приборов на земле и из космоса. Эти сведения обрабатываются компьютерными программами и мы имеем возможность знакомиться с прогнозом Люди всегда наблюдали за сменой погоды т . к . погода могла преподнести неприятные сюрпризы в виде ненастья во время уборки урожая или во время сенокоса. В июне могут быть утренние заморозки. Град может побить урожай. | Звучит ответ: нужно задать вопрос о погоде завтрашнего дня на сайте gismeteo. |
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | Ребята, определите, какая будет погода. На экране информация о явлениях погоды, признаки хорошей и плохой погоды. Ласточки летают над землей Коровы и быки лежат на земле Сверчок стрекочет поздно вечером Утром роса на траве Собака лежит свернувшись калачиком Голуби сильно воркуют Дым устремляется столбом из печной трубы Иней на стенах домов Струны музыкальных инструментов ослабевают |
Учащиеся письменно анализируют текст, распределяют по группам признаки хорошей и плохой погоды, явления погоды
Проверяют ответы у соседа по парте. Выставляют оценку друг другу.
Вслух звучит один ответ. |
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | Наш урок заканчивается и я бы хотела знать, усвоен ли материал сегодняшнего урока. Учебная задача 1 В каких из высказываний содержится информация о погоде? 1) В Нижнем Новгороде облачно с прояснениями. Местами снег. Температура воздуха ночью -4-9°C, при прояснениях до -15°C, днем -2-7°C. 2) В Северодвинске 22 декабря относительная влажность воздуха в 16.00 составляла 99%, ветер южный со скоростью 4 м/?с. 3) В Москве обычно средняя температура января — февраля примерно -10-11 °C. Средняя температура июля +18 °C. 4) В Мурманске был сильный ураган. Шторм длился сутки, сила ветра при этом достигала 33 м/с (120 км/ч), волнение моря 6-7 баллов. |
Звучит ответ: высказывание 1), высказывание 2) о погоде |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | Учебная задача 2 Учащимся предлагается начертить в течение урока график, в котором отразить: -изменение интереса -уровня познания -личной активности (по вертикали на шкале баллы от 5 до -5, Линии интереса, познания, активности можно изобразить разными цветами, начинать график от вертикальной шкалы)
Домашнее задание. Учебная задача 1.Описать погоду одного дня, отразить сведения о всех элементах погоды. Форма выполнения любая(произвольное описание, рассказ синоптика, таблица ) 2. Подобрать литературные, стихотворные описания погоды, 3.В виде иллюстраций представить разные явления погоды (не менее 5 явлений) | Учащиеся осуществляют рефлексию своей деятельности на уроке.
Учащиеся слушают разъяснение д/задания, записывают его. |