СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Ярмарка народных промыслов"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на систематизацию и обобщение знаний учащихся о народных промыслах. На уроке используется презентация.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Ярмарка народных промыслов"»

Открытый урок

по изобразительному искусству

4 класс


«Ярмарка народных промыслов»


Автор: Сауренко Наталья Сергеевна (учитель начальных классов)

Тип урока: обобщающий

Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся о художественных народных промыслах; выявить место декоративно прикладного искусства в жизни общества.

Задачи:

  • познакомить учащихся с приемами и способами создания композиции, ритма, завершенного художественного образа;

  • способствовать формированию навыков росписи в традициях народного промысла;

  • воспитывать эстетический вкус, уважение к творчеству народных мастеров и интерес к художественным народным промыслам России.



Ресурсы:

Оборудование: произведения народных промыслов Городца, Хохломы, Полоховского Майдана, Семенова, Загорска, Гжели, Жостово, Каргаполя, Филимонова; таблицы с элементами и композициями кистевых росписей.

Музыкальный ряд: вариации на темы русских народных песен.

ТСО: магнитофон, проектор, компьютер.

Материалы и инструменты: бумага, цветные карандаши, фломастеры.

Планируемый результат: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Ярмарка народных промыслов»



Этапы урока


Содержание


1.Организационный момент.





2.Вступительная беседа.









3. Изучение нового материала (с использованием презентации)






































































4. Практическая работа




Используется таблица







5. Итог урока:







6. Оценивание работ. (Экспресс-выставка)




Учитель: Ребята, мы с вами живем в замечательной стране с красивой природой, с богатой историей. А также наша страна славится умными, талантливыми людьми.

- Как вы думаете, а чем знаменита наша страна?

- Чем восхищаются иностранцы, приезжая к нам в гости?

Верно, наша страна славится народными ремеслами, иначе говоря, поделками, которые изготавливали мастера-умельцы.



Учитель: У нас сегодня не просто урок, а ярмарка народных промыслов. На уроке мы обобщим знания о народных ремеслах и обобщим наши представления о традициях украшать свой быт.

Урок наш не простой, а урок-ярмарка. Сегодня к нам приехали купцы-мастера из разных городов, они нам кое-что новое и интересное. Ну что ж начнем нашу ярмарку! (Звучит р/н музыка)


Купцы дорогие,

Люди торговые,

На нашей ярмарке должны вы

Свой товар расхвалить,

Ничего не забыть.

И себя показать,

И товар свой продать.





Итак, первые гости из Нижнего Новгорода.


(выступления купцов (учеников) сопровождается показом слайдов).


Ученик 1:

Наши доски расписные,

Посмотрите, вот какие.

Все хотим вам показать

И подробно описать.


По розанам и купавкам

Городецкий скачет конь,

И в цветах весь утопает,

До чего ж красивый он.


Конь копытом бьет,

Удила грызет,

А молодушка

За водой идет.


Наши доски самые красивые, их украшают изображением цветов, птиц, коней. Городецкая роспись очень сложная по форме и приему письма: наши цветы пишутся в несколько слоев, в их изображениях несколько оттенков одного или разных цветов.


Учитель: Какие краски вы используете в росписях своих досок?


Ученик 1: Масляные. Доски покрывается лаком, потому и долго служат хозяйкам, не теряя своей красоты.


Учитель: Спасибо купцы дорогие за ваш товар и рассказ интересный.

Ребята искусство Городецкой росписи зародилось в заволжском крае недалеко от Нижнего Новгорода. С древних времен местные жители украшали чудесной росписью ставни, прялки, люльки, сани, игрушки. Мастера предпочитали желтый фон украшать диковинными цветами: яркими розанами, купавами, зелеными веточками. Часто цветочную композицию дополняли сюжетные сцены: чаепитие, охота, всадников, коней, чудо-птиц.

А теперь приглашаем купцов из Гжели.


Ученик 2:

А деревня наша Гжель

Не за тридевять земель.

Под Москвою мы живем.

Глину месим и поем.

Очень любим синий цвет,

Потому что краше нет.

Чашки, блюдца, самовары

Знают люди всей Земли.

Мы и к вам полно товару

Для продажи привезли.


Прославилось наше село удивительной посудой с декоративными лепными элементами, синими узорами, цветами, птицами и городами. Назвали такую роспись по названию села – гжель. Посуда Гжели очень разнообразна по форме и назначению: тарелки, масленки, солонки, чашки, чайники, миски.


Учитель: Спасибо, нам очень понравился ваш товар!

Действительно, очень красива и разнообразна посуда Гжели. Расписывают посуду по белой обожженной глине кобальтовой краской черного цвета, а сверху покрывается глазурью. При обжиге кобальт становится пронзительно синим, а прозрачная полива приобретает блеск.


А следующие наши гости из села Жостово.


Ученик 3:

Мы приехали к вам в гости

На веселый праздник ваш.

Посмотрите на подносы –

Это ж просто вернисаж.


Черный фон сияет лаком,

А на нем цветов краса.

Алых, желтых с красным маком –

Это просто чудеса.


Колокольцы распустились,

Незабудки встали в ряд,

Засверкали, заискрились.

Покупайте все подряд!


В мире нет таких подносов,

Они словно вешний сад.

Лучше их вы не найдете,

Покупайте, стар и млад.

Учитель: Да, ваш товар всем товарам товар! Спасибо. Посмотрите, какие подносы, один другого краше. Мастера Жостова используют богатую палитру оттенков: серо-голубой, голубовато-лиловый, красновато-оранжевый, зеленовато-коричневый. Плотные букеты из цветов разного размера и листья заполняют центральную часть подноса, а край его украшает золотое кружево из мелких цветов и тонких спиральных линий. Прежде чем поднос засверкает, как зеркало, его несколько раз покрывают бесцветным лаком и полируют.


А теперь пришел и ваш черед. Встречайте купцов из города Вятка.


Ученик 4:

Почтеннейшие господа!

Посмотрите вы сюда!

Игрушки вятские на все манеры:

Вот и барышни, и кавалеры.

У барышень алые щечки и губки,

Нарядные платья и теплые шубки.

Хоть весь базар обойдете,

Лучше барышень не найдете.

Игрушки наши повсюду славятся.

Подходите скорее, и вам понравится.


Наши игрушки называются Дымковскими. Они самые знаменитые среди глиняных игрушек. Дымковская игрушка – настоящее чудо. Здесь можно увидеть и нянек-«кормилок» с детьми на руках, лихих всадников, важных индюков.


Учитель: Спасибо! И, правда, посмотрите, ребята, какое многообразие игрушек. И не случайно, ведь Вятка славилась в старину своими базарами и ярмарками – «свистоплясками». Развлечением праздника были глиняные игрушки-свистульки, которые лепили из местной, красной глины и обжигали в печи.

Мы с вами познакомились с наиболее самобытными и известными глиняными промыслами. Игрушки создавали во многих российских городах и селах, кроме дымковской игрушки, есть и филимоновская, и каргопольская, и богородская.

Но я сегодня тоже не простой учитель, а учитель-купец. А хочу я вас познакомить еще с одним народным промыслом, каким вы сейчас поймете сами.


Удивляя,

Прорастая,

Как-то празднично жива

Молодая,

Непростая,

Черно-красная трава.

Листья рдеют,

Не редея

От дыхания зимы.

Входим в царство Берендея –

В мир волшебной Хохломы.


Хохломская роспись – очень известный промысел. Эта роспись по дереву золотым, красным и черным цветом появилась близ Городца в поселке Хохлома. Деревянную посуду из липы и березы грунтовали (покрывали слоем жидкой глины), многократно покрывали олифой, красили серебристым алюминиевым порошком, затем наносили рисунок масляными красками и ставили в печь. Серебристый порошок в печи превращался в золотистый окрас. Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент. Главный мотив хохломской росписи – травка – узор из тонких стеблей, листочков, цветков и ягод. Кроме растительных узоров мастера любят изображения рыб, птиц и особенно красных петухов.


А сейчас самое время для того, чтобы немного порисовать, и показать какие же мастера народных художественных промыслов есть и у нас в Купанской школе. А поработать вы должны хорошенечко, чтобы гости наши товар ваш купили, да не скупились.


Но прежде давайте немного повторим характерные цветовые сочетания в разных видах росписи.



Городецкая роспись – на желтом фоне использовались яркие оттенки красного, малинового, розового, зеленого, черного цвета,

Гжель – на белом фоне оттенки синего цвета.

Жостово – на черном фоне мастера использовали богатую палитру оттенков голубого, лилового, красновато-оранжевого, зеленовато-коричневого цвета.

Дымковская игрушка – на белоснежном фоне использовались яркие краски (желтые, красные, синие, зеленые).

Хохломская роспись – использовался как черный, так и желтый фон, а на нем изображалась черно-красная трава.


Задание: при помощи цветных карандашей или фломастеров выполнить работу в цвете, соблюдая характерные цветовые сочетания (ребятам выдаются заготовки).



Заканчивает работу наша ярмарка:

Кто смел,

Тот успел

И себя показать,

И товар свой продать.

Прошу работы сдать, а гости дорогие их оценят.

- Итак, какой теме мы с вами посвятили этот урок?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Ребята, а чем отличаются виды росписи друг от друга?



Молодцы вы все хорошо поработали и проявили отличные знания народных промыслов, кое-что нового узнали о произведениях народного творчества, которыми мы вправе гордиться, так как они известны на весь мир. Ну, а ваша работа будет по достоинству оценена, и будет напоминать о красоте народного искусства.