1.Организационный момент. 2.Вступительная беседа. 3. Изучение нового материала (с использованием презентации) 4. Практическая работа Используется таблица 5. Итог урока: 6. Оценивание работ. (Экспресс-выставка) | Учитель: Ребята, мы с вами живем в замечательной стране с красивой природой, с богатой историей. А также наша страна славится умными, талантливыми людьми. - Как вы думаете, а чем знаменита наша страна? - Чем восхищаются иностранцы, приезжая к нам в гости? Верно, наша страна славится народными ремеслами, иначе говоря, поделками, которые изготавливали мастера-умельцы. Учитель: У нас сегодня не просто урок, а ярмарка народных промыслов. На уроке мы обобщим знания о народных ремеслах и обобщим наши представления о традициях украшать свой быт. Урок наш не простой, а урок-ярмарка. Сегодня к нам приехали купцы-мастера из разных городов, они нам кое-что новое и интересное. Ну что ж начнем нашу ярмарку! (Звучит р/н музыка) Купцы дорогие, Люди торговые, На нашей ярмарке должны вы Свой товар расхвалить, Ничего не забыть. И себя показать, И товар свой продать. Итак, первые гости из Нижнего Новгорода. (выступления купцов (учеников) сопровождается показом слайдов). Ученик 1: Наши доски расписные, Посмотрите, вот какие. Все хотим вам показать И подробно описать. По розанам и купавкам Городецкий скачет конь, И в цветах весь утопает, До чего ж красивый он. Конь копытом бьет, Удила грызет, А молодушка За водой идет. Наши доски самые красивые, их украшают изображением цветов, птиц, коней. Городецкая роспись очень сложная по форме и приему письма: наши цветы пишутся в несколько слоев, в их изображениях несколько оттенков одного или разных цветов. Учитель: Какие краски вы используете в росписях своих досок? Ученик 1: Масляные. Доски покрывается лаком, потому и долго служат хозяйкам, не теряя своей красоты. Учитель: Спасибо купцы дорогие за ваш товар и рассказ интересный. Ребята искусство Городецкой росписи зародилось в заволжском крае недалеко от Нижнего Новгорода. С древних времен местные жители украшали чудесной росписью ставни, прялки, люльки, сани, игрушки. Мастера предпочитали желтый фон украшать диковинными цветами: яркими розанами, купавами, зелеными веточками. Часто цветочную композицию дополняли сюжетные сцены: чаепитие, охота, всадников, коней, чудо-птиц. А теперь приглашаем купцов из Гжели. Ученик 2: А деревня наша Гжель Не за тридевять земель. Под Москвою мы живем. Глину месим и поем. Очень любим синий цвет, Потому что краше нет. Чашки, блюдца, самовары Знают люди всей Земли. Мы и к вам полно товару Для продажи привезли. Прославилось наше село удивительной посудой с декоративными лепными элементами, синими узорами, цветами, птицами и городами. Назвали такую роспись по названию села – гжель. Посуда Гжели очень разнообразна по форме и назначению: тарелки, масленки, солонки, чашки, чайники, миски. Учитель: Спасибо, нам очень понравился ваш товар! Действительно, очень красива и разнообразна посуда Гжели. Расписывают посуду по белой обожженной глине кобальтовой краской черного цвета, а сверху покрывается глазурью. При обжиге кобальт становится пронзительно синим, а прозрачная полива приобретает блеск. А следующие наши гости из села Жостово. Ученик 3: Мы приехали к вам в гости На веселый праздник ваш. Посмотрите на подносы – Это ж просто вернисаж. Черный фон сияет лаком, А на нем цветов краса. Алых, желтых с красным маком – Это просто чудеса. Колокольцы распустились, Незабудки встали в ряд, Засверкали, заискрились. Покупайте все подряд! В мире нет таких подносов, Они словно вешний сад. Лучше их вы не найдете, Покупайте, стар и млад. Учитель: Да, ваш товар всем товарам товар! Спасибо. Посмотрите, какие подносы, один другого краше. Мастера Жостова используют богатую палитру оттенков: серо-голубой, голубовато-лиловый, красновато-оранжевый, зеленовато-коричневый. Плотные букеты из цветов разного размера и листья заполняют центральную часть подноса, а край его украшает золотое кружево из мелких цветов и тонких спиральных линий. Прежде чем поднос засверкает, как зеркало, его несколько раз покрывают бесцветным лаком и полируют. А теперь пришел и ваш черед. Встречайте купцов из города Вятка. Ученик 4: Почтеннейшие господа! Посмотрите вы сюда! Игрушки вятские на все манеры: Вот и барышни, и кавалеры. У барышень алые щечки и губки, Нарядные платья и теплые шубки. Хоть весь базар обойдете, Лучше барышень не найдете. Игрушки наши повсюду славятся. Подходите скорее, и вам понравится. Наши игрушки называются Дымковскими. Они самые знаменитые среди глиняных игрушек. Дымковская игрушка – настоящее чудо. Здесь можно увидеть и нянек-«кормилок» с детьми на руках, лихих всадников, важных индюков. Учитель: Спасибо! И, правда, посмотрите, ребята, какое многообразие игрушек. И не случайно, ведь Вятка славилась в старину своими базарами и ярмарками – «свистоплясками». Развлечением праздника были глиняные игрушки-свистульки, которые лепили из местной, красной глины и обжигали в печи. Мы с вами познакомились с наиболее самобытными и известными глиняными промыслами. Игрушки создавали во многих российских городах и селах, кроме дымковской игрушки, есть и филимоновская, и каргопольская, и богородская. Но я сегодня тоже не простой учитель, а учитель-купец. А хочу я вас познакомить еще с одним народным промыслом, каким вы сейчас поймете сами. Удивляя, Прорастая, Как-то празднично жива Молодая, Непростая, Черно-красная трава. Листья рдеют, Не редея От дыхания зимы. Входим в царство Берендея – В мир волшебной Хохломы. Хохломская роспись – очень известный промысел. Эта роспись по дереву золотым, красным и черным цветом появилась близ Городца в поселке Хохлома. Деревянную посуду из липы и березы грунтовали (покрывали слоем жидкой глины), многократно покрывали олифой, красили серебристым алюминиевым порошком, затем наносили рисунок масляными красками и ставили в печь. Серебристый порошок в печи превращался в золотистый окрас. Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент. Главный мотив хохломской росписи – травка – узор из тонких стеблей, листочков, цветков и ягод. Кроме растительных узоров мастера любят изображения рыб, птиц и особенно красных петухов. А сейчас самое время для того, чтобы немного порисовать, и показать какие же мастера народных художественных промыслов есть и у нас в Купанской школе. А поработать вы должны хорошенечко, чтобы гости наши товар ваш купили, да не скупились. Но прежде давайте немного повторим характерные цветовые сочетания в разных видах росписи. Городецкая роспись – на желтом фоне использовались яркие оттенки красного, малинового, розового, зеленого, черного цвета, Гжель – на белом фоне оттенки синего цвета. Жостово – на черном фоне мастера использовали богатую палитру оттенков голубого, лилового, красновато-оранжевого, зеленовато-коричневого цвета. Дымковская игрушка – на белоснежном фоне использовались яркие краски (желтые, красные, синие, зеленые). Хохломская роспись – использовался как черный, так и желтый фон, а на нем изображалась черно-красная трава. Задание: при помощи цветных карандашей или фломастеров выполнить работу в цвете, соблюдая характерные цветовые сочетания (ребятам выдаются заготовки). Заканчивает работу наша ярмарка: Кто смел, Тот успел И себя показать, И товар свой продать. Прошу работы сдать, а гости дорогие их оценят. - Итак, какой теме мы с вами посвятили этот урок? - Что нового вы узнали на уроке? - Ребята, а чем отличаются виды росписи друг от друга? Молодцы вы все хорошо поработали и проявили отличные знания народных промыслов, кое-что нового узнали о произведениях народного творчества, которыми мы вправе гордиться, так как они известны на весь мир. Ну, а ваша работа будет по достоинству оценена, и будет напоминать о красоте народного искусства. |