Тема «Индийские касты»
5 класс
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
организовать понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации.
дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах
формирование интереса к изучению исторического материала, воспитания толерантного отношения к представителям других народов гражданской позиции;
формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности.
Формирование УУД:
Регулятивные:
Определить цель – проблему урока.
Выдвигать версии решения проблемы.
Планировать деятельность.
Работать по плану.
Оценивать степень и способы достижения цели.
Познавательные:
Выделять причинно-следственные связи.
Анализировать, строить логические рассуждения.
Выделять главное.
Находить в разных источниках достоверную информацию.
Определять понятия.
Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую информацию.
Делать выводы.
Коммуникативные:
Организовывать работу в группах.
Излагать свое мнение, аргументируя его.
Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
Личностные:
Оценивать свои и чужие поступки.
Осознавать целостность мира и многообразие взглядов.
Планируемые результаты:
предметные: умение формулировать тему и определять проблему; формирование умения работать с исторической информацией (осуществлять поиск, систематизировать и представлять результат), усвоение новых понятий;
метапредметные: развитие речи учащихся, умение работать с различной информацией, формирование навыков сотрудничества в ходе групповой работы;
личностные: формирование интереса к истории, способствовать развитию любознательности, умение выражать свою позицию.
Методы организации и самоорганизации образовательного процесса:
1. проблемный
2. наглядный
3. частично-поисковый
4. исследовательский
5. словесно-индивидуальный при эвристической беседе, ведущей к выводу
6. методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
Основные понятия: касты, буддизм.
Оборудование:
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.
В джунглях таинственной этой страны
С давней поры обитают слоны.
Хлопок растёт в этой чудной стране,
Райские птицы поют в тишине.
Сказок, легенд тех нет в мире милей –
Мы путешествуем с вами по ней!
Верно, по Древней Индии, удивительной и загадочной стране. Но мы с вами еще не все загадки разгадали.
Об очередной загадке об истории древней Индии мы узнаем из диалога Антошки с ученными. Давайте прочитаем его.
- Я заметил, - сказал Антошка, - что все древние религии обещают людям счастье и удовольствия.
- Ну, на счет всех ты погорячился, - возразил Источниковед. – В учении Будды (основателя религии в Древней Индии) главная цель – достижение нирваны, что в переводе означает «угасание» всех желаний, отказ от удовольствий.
- Вряд ли много людей пошли за таким учением, - засомневался Антошка.
- Судя по археологическим находкам изображения Будды, его учеников, священных предметов, - вмешался Археолог, - к началу новой эры половина жителей Индии, Индокитая, Афганистана и Средней Азии была буддистами.
Проблема урока: Почему учение Будды нашло своих последователей?
Версии.
Варианты версий:
Учение Будды объясняло то, что было непонятно.
Оно вселяло надежду иметь то, чего не хватало в жизни.
Планирование деятельности.
Что такое каста?
Какие были касты, в чем их особенности?
Кто такой Будда?
Чему он учил людей?
Когда возникла религия буддизм?
Что привлекало людей в буддизме?
Поиск решения проблемы. Открытие нового знания.
В Индии до Будды был особый порядок в обществе, где положение человека зависело не от его способностей, а от его принадлежности к той или иной касте. Что такое каста?
Работа с понятием «касты».
Каста – это группа людей, обладающая определенными правами и обязанностями. Принадлежность к касте передавалась по наследству.
Касты в Индии:
1. Брахманы – жрецы
2. Кшатри – правители, воины
3. Вайшьи – земледельцы, ремесленники, торговцы
4. Шудры – слуги
Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой-то части тела бога Брахмы (слайд 10).
Судьба человека, согласно учениям о касте, была определена его рождением, т.к. при жизни переход из одной касты в другую был не возможен. Как вы думаете, почему? Найдите ответ на вопрос в п. 1 параграфа 21. (Люди разных каст отличались друг от друга по рождению, как животные разных пород. Индийцы объясняли это тем, что, например, у коровы не может родиться жеребенок или поросенок, а рождался теленок. Дети брахманов становились браханами, дети вайшьи – вайшьями, т. е. земледельцами и т.д.).
Это мы выясним в результаты работы по группам. Каждая группа получает карточку с заданием. В течение 5 минут вы работаете с текстом учебника и заполняете предложенную вам таблицу. Выберите старшего в группе, который будет знакомить нас с вашими выводами и в конце урока оценит работу каждого участника группы.
Физкультминутка
Мы познакомились с кастовым делением индийского общества, вы узнали какое положение занимали люди, относящиеся к той или иной касте.
Вопросы:
Как вы считаете, было ли справедливым такое деление людей? (Нет)
Почему же тогда в Древней Индии деление людей на касты воспринималось как нормальное и естественное? (потому что их создал бог, и значит так должно быть вечно).
И все-таки, среди древнеиндийских мудрецов были и такие, которые не придавали большого значения кастовым различиям.
В V век до н.э. жил Будда – основатель религии буддизма.
Работа с понятием «буддизм».
Буддизм – одна из мировых религий, возникла в Индии в V в. до н.э., ее основатель - Будда, последователи – буддисты.
Настоящее имя Будды - Сиддхартха Гаутама. Легенда гласит, в V в. до н.э. жил в Индии юный царевич Гаутама. Он обитал в прекрасном дворце, думая, что жизнь повсюду также прекрасна. Но однажды царевич покинул стены дворца. Что побудило его это сделать? Что он увидел выйдя за стены дворца?
Просмотр видеофрагмента.
Вопросы:
Что побудило его это сделать?
Что он увидел, выйдя за стены дворца?
Работа с источником: Легенда о Будде.
Вопрос:
Решение проблемы: Будда учил, что главное – личные достоинства человека, а не его происхождение.
Применение полученных знаний.
Решение познавательных задач:
В семье земледельца растут крепкие и сильные сыновья. Они хотят стать воинами. Но отец их говорит, что это невозможно. Почему?
Что будет, если дочь брахмана и сын шудры полюбят друг друга и захотят создать семью?
Как вы считаете, было ли справедливым такое деление людей?
Почему же тогда в Древней Индии деление людей на касты воспринималось как нормальное и естественное? (их создал Бог, значит так должно быть вечно)
Сохраняется ли в современной Индии подобное деление людей? (просмотр видеофрагмента).
Релаксация.
Ответить «да» или «нет»
1. Бог, создавший касты в Индии – это Брахма. (Да)
2. Из ступней бога вышла каста воинов. (Нет)
3. Жрецы были самой высшей и главной кастой. (Да)
4. В Древней Индии разрешалось переходить из одной касты в другую. (Нет)
5. Неравенство между кастами казалось индийцам естественным. (Да)
Самооценка и оценка деятельности учащихся на уроке:
Как оцените свою работу? Перед вами лежат оценочные листы, в которых каждый из вас должен поставить сам себе оценку за работу в группе и на уроке и оценку должен поставить капитан команды. В журнал будет выставлена средняя оценка.
Поставьте оценку за проведенный урок учителю.
Приложения
Карточка-задание для группы №1.
Брахманы
Прочитайте учебник п.2 с 101-103 и «Законы Ману»:
приношение для других, раздачу и получение милостыни он (Брахма)
установил для брахманов.
Всё, что существует в мире, - это собственность брахманов; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на всё это.
Брахман – учёный или неучёный – великое божество, равно как великое божество и огонь, и использованный (при жертвоприношении) и неиспользованный.
Брахманам приписывался белый цвет – цвет чистоты, незапятнанности.
Выберите информацию, которая нужна для заполнения таблицы.
Карточка-задание для группы №2
Кшатрии
Прочитайте п.4 с. 103-104 и «Законы Ману»:
Охрану подданных, раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды) и не приверженность к мирским утехам он (Брахма) указал для кшатрия.
Для кшатрия предписано (ношение) меча и стрелы, для вайшья (рядовые общинники, земледельцы) – торговля.
Кшатрий, взимающий в крайних обстоятельствах даже четвёртую часть (урожая), со всей энергией охраняющий подданных, освобождается от греха.
Кшатриям приписывался красный цвет - цвет огня, войны, решительности и энергии.
Выберите информацию, которая нужна для заполнения таблицы
Карточка-задание для группы №3
Вайшьи
Прочитайте учебник п. 4 с. 103-104 и «Законы Ману»:
Пастьбу скота, а также раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды), торговлю, ростовщичество и земледелие для вайшьев.
Вайшью, получившему посвящение, вступившему в брак, надо всегда быть занятым хозяйственной деятельностью и особенно разведением скота.
Ему надо быть знатоком посева семян, хорошего и дурного ( качества) земли, ему следует знать полностью использование мер и весов.
Вайшьи приписывался желтый цвет - цвет земли.
Выберите информацию, которая нужна для заполнения таблицы
Карточка-задание для группы №4
Шудры
Прочитайте учебник п. 4 и 5 с. 103-104 и «Законы Ману»:
Но только одно занятие Владыка указал для шудры – служение этим Варнам со смирением.
Шудра, даже отпущенный (раб) хозяином, не освобождается от обязанности услужение; ведь оно врожденно для него, поэтому кто может освободить его от этого?
Шудра не должен накапливать богатств, даже имея возможность (сделать это), так как шудра, приобретая богатство, притесняет брахманов.
Убив кошку, голубую сойку, лягушку, собаку, крокодила, сову или ворону, надо исполнять покаяние, (полагающееся) за убийство шудры.
Местожительство чандалов и швапачей (неприкасаемых) - (должно быть) вне селения, утварь, использованная ими, должна выбрасываться (другими), имуществом их ( должны быть) собаки и ослы.
Одеждами - одеяние мёртвых, пища (должна им даваться) в разбитой посуде, украшение (их должно быть) из железа, и они должны постоянно кочевать.
Днём они, отмеченные по приказу царя знаками, могут входить (туда) для исполнения работ и пусть уносят трупы людей, не имеющих родственников: таков порядок.
Им приписывался черный цвет.
Выберите информацию для таблицы.
Рабочий лист урока «Индийские касты»
Задание: заполните таблицу.
Касты | Основные занятия | Особенности жизни |
Неприкасаемые п. 5 параграфа 21 | | |
Кого называли «неприкасаемыми»?
Почему этих людей так называли?
Какие надежды у неприкасаемых порождала вера в переселение душ?
Лист оценки и самооценки работы на уроке
Ф.И. уч-ся | самооценка | оценка капитана команды | оценка за урок учителю |
| | | |