- Сегодня на уроке мы изучим тему «Классификация». - Как вы думаете что такое классификация? - Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с различными классификациями, узнаем какие виды классификаций существуют. - Запишите тему урока: «Классификация». | Варианты ответов детей. Дети записывают тему урока. |
- На прошлом уроке мы изучали тему «Основные логические приемы формирования понятий». Вспомним основные понятия: - Что такое анализ? - Что такое синтез? - Что такое сравнение? - Что такое абстрагирование? - Что такое обобщение? - Молодцы! | -Анализ – мысленное разделение объекта на составные части или выделение признаков объекта. -Синтез – мысленное соединение в единое целое частей объекта или его признаков, получение в процессе анализа. - Сравнение – мысленное установление сходства или различия объектов по существенным или несущественным признакам. - Абстрагирование – мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других. - Обобщение – мысленное объединение однородных оъектов. |
- Каждое общее понятие может быть представлено как совокупность нескольких понятий.Так, понятие «живая природа» включает в себя понятия «человек», «животное», «растение». В свою очередь, понятие «животное» включает в себя понятия «птица», «зверь», «рыба», «насекомое» и так далее. - Запишем в тетрадь: Распределение объема некоторого понятия по избранному основанию на ряд частей называется классификацией. - Очень важен выбор основания классификации. Классификация может производиться по существенным признакам (естественная) или по несущественным признакам (вспомогательная). - Запишите: Классификация: естественная и вспомогательная. - На каких уроках вы уже сталкивались с классификацией понятий? - Ни один школьный предмет не обходится без классификаций. Так, на уроках русского языка вы сталкиваетесь с естественной классификацией частей речи. Графически ее можно представить так: (Слайд презентации) - Место, занимаемое объектом в естественной классификации, позволяет судить о его свойствах. Вспомогательная классификация не позволяет судить о свойствах объектов; она служит для более легкого отыскания объектов. Примеры вспомогательных классификаций: список фамилий, расположенных по алфавиту; каталог книг и так далее. - Приведите примеры классификаций изученных вами на уроках биологии и русского языка. | Слушают рассказ учителя. Записывают понятие в тетради. Слушают рассказ учителя. Записывают понятие в тетради. Варианты ответов детей Слушают рассказ учтеля. Варианты классификаций детей. Примеры классификаций: Классификация живой природы: Царство животных; Царство растений; Царство грибов; Царство бактерий; Царство архебактерий. Классификация звуков в русском языке: Согласные: глухие, звонкие; парные, непарные. Гласные: ударные, безударные. |
- Пересядьте за компьютеры. На рабочих столах у вас есть документ-заготовка для выполнения работы, который называется «Задание 6 класс». Откройте документ, прочитайте задание. (Приложение 1.) | Дети выполняют задание индивидуально. |
- Что такое классификация? -Какие виды классификаций вы знаете? - Что вам понравилось на уроке? - Что вам показалось наиболее сложным на уроке? - Урок окончен! Всем спасибо! | - Классификация – распределение объема некоторого понятия по избранному основанию на ряд частей. Классификация может производиться по существенным признакам (естественная) или по несущественным признакам (вспомогательная). Ответы 2 – 3 человек. Ответы детей. |