СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока истории "Культура Руси Х- начала ХIII вв."

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Культура Руси Х- начала ХIII вв.

 

Методическая цель: показать индивидуальную и самостоятельную работу учащихся на уроках истории.

Цель: выяснить условия развития русской культуры Х- начала ХIII вв.; познакомить учащихся с достижениями русской культуры данного периода. Развивать умения учащихся составлять синхронистические таблицы, работать с учебником, сравнивать, анализировать, делать выводы, воспитывать уважение к истории Отечества, развивать интерес к русской культуре.

Оборудование: карта «Киевская Русь в Х- начала ХIII вв.», изображение храма Покрова на Нерли, Софийского собора. Портреты: Нестора, Владимира Мономаха, Даниила Заточника, видео фильм «Архитектура Х- начала ХIII вв.».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории "Культура Руси Х- начала ХIII вв."»











Конспект открытого урока

Тема: «Культура Руси

Х- начала ХIII вв.»

10 класс





















Тема: Культура Руси Х- начала ХIII вв.


Методическая цель: показать индивидуальную и самостоятельную работу учащихся на уроках истории.

Цель: выяснить условия развития русской культуры Х- начала ХIII вв.; познакомить учащихся с достижениями русской культуры данного периода. Развивать умения учащихся составлять синхронистические таблицы, работать с учебником, сравнивать, анализировать, делать выводы, воспитывать уважение к истории Отечества, развивать интерес к русской культуре.

Оборудование: карта «Киевская Русь в Х- начала ХIII вв.», изображение храма Покрова на Нерли, Софийского собора. Портреты: Нестора, Владимира Мономаха, Даниила Заточника, видео фильм «Архитектура Х- начала ХIII вв.».


















Эпиграф

Молчат гробницы, мумии и кости,-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И.А. Бунин.



Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята!

Сегодня у нас урок – конференция. Во время урока вы должны показать свои знания по теме: «Русь Х- начала ХIII вв.».

II. Актуализация темы. Постановка цели урока.

На предыдущем уроке мы с вами рассмотрели развитие культуры на Руси. А сегодня на уроке перед нами следующая цель: воссоздание целостного образа духовной жизни русского общества Х- начала ХIII вв., в период зарождения русской цивилизации. Сегодня мы постараемся охватить основные направления художественной культуры- летописи, литературу, архитектуру.

А теперь попрошу вас открыть тетради и записать тему урока и план урока, так же по ходу урока вы будете записывать основное содержание выступающих, делать выводы.

Переходим к основной части нашего урока.

Тема нашего урока «Культура Руси Х- начала ХIII вв.».

Учитель: В понятие «культура» входит все, что создано умом, талантом, руками народа. Все что выражает его духовную сущность, его взгляд на мир, природу, на развитие человеческого общества.

Как зарождалась и развивалась русская культура, мы с вами познакомимся на нашем уроке.


III. Изучение нового материала.

1. Работа с учебником, схемой.

1)Прочитайте самостоятельно документ «Культура Руси в IХ- начала ХIII вв.» и ответьте на вопросы:

- Что оказало влияние на развитие русской культуры?

-Каковы особенности русской культуры?

Подведение итогов.

Учитель:Русская культура складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя в то же время свои региональные черты. Русь - равнинное государство. То есть. Открыто для внутриплеменного и международного влияния. Таким образом, культура Руси складывалась как синтетическая, то есть находилась под влиянием различных культурных направлений и стилей. Огромное влияние на развитие русской культуры оказала Византия, как наиболее культурное государство того времени.

Велико влияние языческой культуры, языческого мировоззрения с одной стороны и христианства с другой.

2) Работа со схемой «Характерные черты русской культуры». Выполнение задания:

- Выделите основные черты русской культуры.

Феномен русской культуры

  1. Открытость и синтетичность древнерусской культуры.

  2. Опора культуры на народные истоки и восприятие.

  3. Переплетение христианских народно-языческих влияний.

Характерные черты

  1. Стремление к монументальности, масштабности, образности в летописании.

  2. Изящество, глубокое гуманистическое начало в архитектуре.

  3. Народность, цельность, простота в искусстве.

  4. Мягкость, жизнелюбие, доброта в искусстве.

2.Изучение нового материала.

1)Письменность.

Чтобы убедиться в особенностях русской культуры, необходимо познакомиться с ее достижениями.

(Сообщение учащегося «Когда зародилась письменность?».)

Учитель:

Сложная и трудная история Древней Руси не сохранила нам большинства памятников письменности. Среди письменных памятников древнерусской культуры первое место принадлежит летописи.

(Сообщение учащегося «летописи».)

2) Литература

Работа по составлению таблицы «Русская культура Х- начала ХIII вв.

Задание к классу:

а) слушая сообщения, заполните таблицу.

«Русская культура Х- начала ХIII вв.»


Автор

Произведения

Дата создания

Митрополит Илларион

Нестор

Владимир Мономах

Климентий Смолятович

Кирилл Туровский

Даниил Заточник.

«Слово о законе и благодати»

«Повесть временных лет»

«Поучение детям»
«Слово о полку Игореве»

«Послание»

«Притча о человеческой душе», «Моление».

СерединаIХ в.

Около 1113 г.

Начало ХIIв.

Около 1185 г.

Середина ХIIв.

Конец ХII вв.

Конец ХII вв.

б) Ответить на вопрос: Какие основные идеи звучали в произведениях древнерусской литературы?

в) Составление схемы «Древнерусская литература. Основные идеи».

3. Архитектура.

Учитель:

Говорят, что архитектура – это душа народа, воплощенная в камне. Хотя на Руси, точно будет сказать, воплощенная в дереве.

(Просмотр видеосюжета «Архитектура Х- начала ХIII вв.»).


IY.Закрепление изученного материала:

- Какие идеи древнерусской культуры современны сегодня?

(Единство Руси, нравственный облик правителя).


Y. Подведение итогов.

Учитель:

В искусстве Х- начала ХIII вв. русский народ увековечил свою жизнерадостную молодость. Любовь к родной земле. Древнерусское искусство – великое творение своего времени. Оно неповторимо, как и та эпоха, которая его породила. Оно входит в духовную культуру современного человека как неповторимая ступень в художественном развитии нашего народа, как живое свидетельство его могучей созидательной деятельности на заре национальной истории.

Выставление оценок.

Домашнее задание: § 17-18, составить кроссворд «Русская культура Х- начала ХIII вв.».









Литература

  1. Обухова Л.А. рассказы и чтения по русской истории, М,., 1995

  2. Орлов А.С. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. М.1999

  3. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1993

  4. Рассказы русских летописей IY- ХYII вв.

  5. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества ХI-ХIII М., 1993

  6. Творогов О.В. Древняя Русь. События и люди. СПб, 1997

  7. Любимов Л. Искусство Древней Руси. М., Просвещение 1981









7