Конспект урока истории России
Тема урока: Борьба Руси с западными завоевателями
Класс: 6
Продолжительность урока: 45 минут.
Предмет: история России.
Дата проведения:
Цели урока:
Образовательная: показать героическую борьбу русского народа и народов Прибалтики с немецкими и шведскими феодалами; раскрыть сущность полководческого таланта Александра Невского;
Развивающая: развивать умения учащихся работать с текстом учебника, историческими источниками, картой, анализировать причины агрессии со стороны западных стран, определять роль политического деятеля в истории государства.
Воспитательная: способствовать патриотическому воспитанию, воспитывая уважение к защитникам Родины;
Задачи:
1) Рассказать о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского;
2)в целях патриотического воспитания учащихся показать на ярких примерах героизм русских людей, раскрыть проявление ими патриотизма
3) развивать интерес к историческому прошлому своего народа.
4) развитие логического мышления, устной речи, умения анализировать и оценивать исторические факты, работать с историческим источником.
Тип урока: комбинированный урок
Форма проведения: традиционный урок
Оборудование урока:
Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, мультимедийный проектор.
Программное обеспечение: Microsoft Power Point.
карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII веке»
карточки для проверки домашнего задания
тест для закрепления темы урока
Литература:
Учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI в. - М.: «Просвещение», 2004.
План урока:
I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
II. Проверка домашнего задания.
III. Сообщение темы урока. Целеполагание.
IV. Изучение нового материала.
V. Закрепление.
VI. Итог урока. Оценивание.
VII. Домашнее задание.
Ход урока.
I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. (1 мин)
II. Проверка домашнего задания. (7 мин)
Работа по карточке: Используя ключевые слова и выражения, назовите решающие факторы победы монголо-татар:
Внезапность; многочисленность; раздробленность; новая тактика ведения войны; передовое вооружение; железная дисциплина; храбрость воинов; порох и осадные орудия; жестокость кочевников.
Проводится фронтальный опрос по предыдущей теме
Кто такие монголо-татары?
Почему они напали на русские земли?
Покажите направления ударов монголо-татар?
Как вели себя в русских землях монголы?
Каковы последствия монголо-татарского ига?
III. Сообщение темы урока. Целеполагание. (2 мин)
В XIII в. врагом, ослабившим внутреннее и внешнее положение Руси, были монголо-татары. Но они не были единственными врагами. На западе существовал ещё один коварный и опасный враг.
Сегодня нам на уроке предстоит ответить на вопросы:
(запись в тетрадь темы урока)
IV. Изучение нового материала.
а) Агрессия с запада: шведы и крестоносцы. (рассказ учителя) (7 мин)
Походы шведов. Одновременно с монгольским нашествием русскому народу пришлось выдержать тяжелую борьбу с западными завоевателями.
На земли Великого Новгорода, через который проходил важнейший торговый путь, связывавший север Европы с Русью и странами Востока, давно претендовали шведские феодалы. В середине XII века они появились на берегах Финского залива и приступили к покорению финских племен.
В 1164 году шведские отряды вторглись в пределы Новгородской земли в районе Ладоги, но были разбиты новгородским ополчением. Более того, в 1187 году новгородская рать напала на крупнейший город Швеции Сигтуну и разорила его. Только в начале XIII века шведские рыцари отважились на новые походы. В 1227 году они были остановлены и отброшены войском князя Ярослава Всеволодовича.
Получив известия о нашествии монголов на Северо-Восточную Русь, шведы решили воспользоваться ослаблением Руси. Для похода на Новгород были собраны значительные силы. Новый поход на Русь поддержали и католические священники, которые хотели обратить русских в католическую веру.
Походы крестоносцев. Но не только шведы несли русским землям угрозу с запада. В конце XII века римский папа объявил крестовый поход против «язычников» — жителей прибалтийских земель: ливов, эстов и др. На обращение папы откликнулись немецкие феодалы, мечтавшие о завоевании новых земель на востоке. Отряды рыцарей-крестоносцев весной 1200 года высадились в устье Западной Двины. Год спустя была заложена крепость Рига. Она стала опорным пунктом для завоевания прибалтийских земель немецкими рыцарями, которые объединились в Орден меченосцев (или Ливонский орден). А земля, завоеванная рыцарями-крестоносцами, стала называться Ливонией.
Позже немецкие рыцари захватили земли балтского племени пруссов и основали на них Тевтонский орден,
В 1219 году на земле эстов высадились датские рыцари, которые построили крепость Ревель.
Завоеватели силой заставляли местное население принимать католичество, отбирали у него земли, строили свои замки. На помощь ливам и эстам пришла Русь. В 1234 году князь Ярослав Всеволодович одержал победу над Ливонским орденом под Юрьевом. Вскоре рыцари потерпели новое поражение, на этот раз от литовцев, и были вынуждены умерить свои захватнические планы.
Но когда полчища Батыя начали громить русские земли, по указанию папы римского Тевтонский орден объединился с Ливонским. Между германскими и датскими рыцарями был заключен союз. В Ливонию стали прибывать подкрепления из Западной Европы.
(запись в тетрадь)
Цели походов рыцарей
Обращение язычников и Захват новых земель
православных в католичество
б) Князь Александр Невский. (доклад ученика) (3 мин)
В Новгороде в это время княжил двадцатилетний Александр, сын Ярослава Всеволодовича.
Александр рано научился читать и писать, увлекался чтением русских летописей и переводами византийских хроник с описанием походов Александра Македонского и других полководцев. Он с малых лет познакомился с Русской Правдой, присутствовал на заседаниях боярского совета и княжеского суда, постигая азы управления страной. Бывая с отцом в Новгороде, Александр внимательно присматривался к особенностям боярского и купеческого правления, наблюдал за деятельностью веча, изучал работу торгового суда.
В 16 лет Александр стал новгородским князем. Время его княжения совпало с Батыевым нашествием на Русь. Молодой князь стал спешно готовить город к защите от возможного нападения. Как мы помним, не дойдя 100 верст до Новгорода, монголы повернули на юг.
Но они не были единственными противниками Руси. К нападению на русские земли усиленно готовились ее западноевропейские соседи: немецкие рыцарские ордена, шведские и датские короли. Александр предпринял энергичные действия по укреплению западных рубежей Новгородской земли, усилил наблюдение за устьем Невы.
Физкультминутка (1 мин)
На болоте две подружки, две зеленые лягушки,
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет!
в) Невская битва (рассказ учителя) (5 мин)
Невская битва. Первыми свой поход на Русь начали шведы. В июле 1240 года шведские суда вошли в устье Невы. Часть войск высадилась на левом берегу реки и разбила здесь лагерь, а остальные остались на кораблях. Командовавший шведским десантом был настолько уверен в успехе, что послал Александру дерзкий вызов: «Я уже здесь и пленяю землю твою». Александр, зная от своих сторожей (разведчиков) расположение и намерения шведских войск, решил напасть на них как можно скорее, пока часть сил противника находилась на кораблях.
Дружина Александра вместе с новгородским ополчением совершила стремительный переход к устью Невы. По пути к ним присоединился отряд из Ладоги.
15 июля 1240 года русское войско внезапно напало на шведский лагерь. Конные дружинники во главе с Александром ударили по центру шведских войск, а новгородское ополчение пробилось вдоль берега реки и отрезало лагерь от кораблей. Мужественно сражались русские воины-дружинники и ополченцы из Новгорода и Ладоги. Дружинник Гаврило Олексич на коне по мосткам ворвался на корабль и убил шведского воеводу и епископа. Ополченцы, вооруженные топорами, захватили и уничтожили три корабля. Ополченец Савва пробился в центр вражеского лагеря и подрубил шатер предводителя шведов, что вызвало смятение в стане врага. Сам Александр сразился со шведским военачальником и тяжело ранил его. Шведы в панике бросились бежать. Враги понесли тяжелые потери.
Русское войско одержало на Неве блестящую победу за которую народ назвал Александра Невским. Успех русских воинов на долгое время отбил у шведов желание овладеть устьем Невы, воевать с Русью.
Каково было боевое построение русских воинов?
Каков был план Александра Ярославича?
Что определило победу русских воинов?
Вспомните имена героев битвы.
г) Ледовое побоище. (работа с текстом учебника) (8 мин) стр. 110-112
Каким приемом Александр Невский сумел победить хорошо организованное войско рыцарей?
д) Работа с документом. Из «повести о житии Александра Невского» стр. 113-114. (5 мин)
Вопросы к документу:
О каких подвигах, совершенных русскими людьми в битве на Неве, рассказывает летописец?
Какие слои населения принимали участие в Невской битве?
Каковы причины победы русских ратей в Невской битве?
V. Закрепление. (3 мин) Выполнение теста
1. В начале XIII в. шведы стремились захватить:
а) Северо-Западную Русь;
б) Северо-Восточную Русь;
в) Юго-Западную Русь.
2. Новгородский князь Александр Ярославич получил прозвище Невский за битву, которая состоялась:
а) в 1234 г.;
б) в 1240 г.;
в) в 1242 г.
3. В 1242 г. состоялось сражение на:
а) р. Неве;
б) Чудском озере;
в) р. Сити.
После выполнения теста, ребята меняются заданиями, проверяют работы и выставляют друг другу оценки.
VI. Итог урока. Оценивание. (2 мин)
Итак, подведём итог. Победой русской дружины завершилась битва на льду Чудского озера и вошла в историю под названием Ледового побоища.
В результате битв на Неве и Чудском озере было отбито нападение на Русь ее северо-западных соседей. Она отстояла свою территорию и веру от посягательств шведских и немецких рыцарей.
(Выставление оценок с краткими комментариями).
VII. Домашнее задание. (1 мин)
Изучить параграф № 15 Составление таблицы (образцы раздать):
Год и место сражения | Участники и их характеристика. | Ход сражения. | Итог сражения |
| | | |
8