2. Сообщение темы, задач урока. Повторение пройденного. Изучение нового материала. | — Ребята, посмотрите на репродукции на слайде. К какому жанру относятся эти картины? Правильно, это портреты. Ранее на уроках ИЗО вы знакомились с жанром портрета, изучали его виды и особенности. — Какие вы знаете виды портретов? — Какими материалами художник может нарисовать портрет? (красками — акварелью, маслом; карандашами; пастелью и т.д.) — Тема нашего урока — «Графический портретный рисунок». Сегодня мы продолжим наш разговор об этом жанре искусств. Научимся рисовать человека графическими средствами, передавая в портрете его характер и настроение. — Чтобы вспомнить материал прошлых уроков, решим кроссворд, который поможет нам обобщить наши знания о портрете (использован кроссворд, опубликованный на сайтах infourok.ru; nsportal.ru) Вопросы к кроссворду: Вид портрета, чаще всего используемый художниками, изображающий человека не в полный рост – (поясной) Портрет, с которого на нас смотрят несколько лиц – (групповой) То, что лежит в основе любого портрета – (пропорции лица) Разновидность портрета, используемая в скульптуре – (бюст) Портрет, который показывает общественное положение человека, выполняемый всегда на заказ – (парадный) Портрет, раскрывающий индивидуальные особенности человека, его внутренний мир – (камерный) Картина человека, написавшего свой портрет – (автопортрет) — Итак, ребята, что же такое портрет? — Портрет — это жанр изобразительного искусства, посвященный изображению определенного человека и передающее его неповторимые особенности — строение лица, черты характера, отношение к людям. Слово портрет переводится с французского, как «изображение всех черт». — На сегодняшнем уроке мы познакомимся с графическим портретным рисунком. — Искусство графики представляет собой изображение на плоскости чего-либо линиями и штрихами. Скажите, с помощью каких материалов художник выполняет графический рисунок? — Графический рисунок наносится на лист бумаги с помощью карандаша, туши, пастели, угля, восковых мелков. Графический портрет дает нам возможность более быстрыми в исполнении средствами передать характерные черты человека и его индивидуальность, одухотворенность, движения его души. Условность и лаконичность языка — вот главные черты графического портрета. Начиная с эпохи Возрождения (Ренессанса) рисунок рассматривался как основа изобразительного искусства. Считалось, что любой художник, будь то живописец, скульптор или архитектор, должен уметь рисовать, поскольку чувство формы, формируемое рисунком, универсально. — Рассмотрим подробнее графические портреты известных художников. Леонардо да Винчи (1452-1519) Итальянский художник и ученый, один из величайших деятелей эпохи Возрождения. Графические работы Леонардо — это подготовительные картоны и рисунки. Они выполнены серебряным штифтом или сепией, отражающие работу мастера с натуры и по воображению. Иногда эти два метода пересекаются, так как художник часто стремится изобретать собственные образы, составленные из отдельных характерных деталей, подсмотренных в натуре. На слайде — эскиз для картины «Мадонна в скалах» выполнен серебряным карандашом на коричневой бумаге. Обратите внимание на направление штрихов — слева направо. Это характерный стиль Леонардо. Питер Пауль Рубенс (1577-1640) Крупнейший фламандский живописец эпохи барокко. Рисунки художник выполнял в основном сангиной или углем (учитель показывает материал - сангину и уголь), чтобы показать заказчику, как будет выглядеть тот или иной фрагмент картины. На слайде — эскиз к портрету инфанты Изабеллы. Инфанта — титул принцессы королевского дома (в Испании и Португалии). Портрет выполнен углем. Тонкими штрихами художник подчеркивает нежность и юность изображаемой девушки. Портрет Сусанны Фурман выполнен черным мелом, сангиной. Художник использовал белый мел, чтобы передать освещенные места, а мелкие детали подчеркнул тушь. Илья Ефимович Репин (1844-1930) Русский художник-живописец. Портреты Репина, исполненные карандашом или пером, как правило, обладают и крепкой формой, и верной, точной характеристикой модели. На слайде — портрет Татьяны Мамонтовой. Лицо написано мягко, подчеркивает черты девушки. Чтобы выделить лицо, художник использует темный фон, что создает контрастность. Портрет Александра Жиркевича. Художник использует широкие, чуть небрежные штрихи для изображения фигуры мужчины и детально прорабатывает лишь глаза. Валентин Александрович Серов (1865-1911) Русский живописец и график. Известен в первую очередь как портретист. Каждый портрет Серова — рассказ о личности человека. На слайде — портрет Ильи Репина. Выполнен в технике гризайль черной акварелью и белилами на тонированном листе. Портрет А.П. Чехова. Выполнен акварелью в технике гризайль. Михаил Александрович Врубель (1856-1910) Известный русский художник. Особую красоту рисункам Врубеля придают богатые градации темного и светлого. Врубель начинал с прокладки основных пятен — от темных к светлым. В светлых местах прикосновениями острого карандаша намечал детали и наносил штриховку. На слайде — автопортрет. Выполнен простым карандашом. Особенностью являются направленные в одну сторону штрихи. Портрет А.В. Усольцевой. Зинаида Евгеньевна Серебрякова (1884-1967) Русская художница. На слайде — автопортрет. Художница уделила много внимания лицу, едва наметив простой штриховкой волосы. Большую роль в графическом портрете, как мы видим на этом примере, играет светотень. Это создает необходимый объем и выразительность рисунка. | Учащиеся рассматривают репродукции и отвечают на вопросы. Учащиеся отвечают на вопросы кроссворда. Учащийся формулирует определение, учитель поправляет. |
3. Практическая работа | — Приступим к практической работе. Сегодня вам предстоит нарисовать портрет черной акварелью в технике гризайль. Кто из вас знает, что представляет собой эта техника? — Гризайль (фр. grisaille от gris — серый) – это одноцветная живопись, переходное звено между рисунком и живописью. В гризайли учитывается только тон предмета, а цвет не имеет значения. Чаще всего гризайль можно встретить в чёрно-белом исполнении. Первоначально гризайль была призвана имитировать скульптуру, точнее, скульптурные рельефы на стенах, соответственно это была интерьерная роспись. — Ребята, сейчас вам предстоит нарисовать портрет этой девушки (учитель приглашает студентку). Учитель показывает поэтапное выполнение портрета в технике гризайль с помощью поэтапных методических разработок на доске. Три расстояния — от подбородка до основания носа, от основания носа до уровня линии бровей и от линии бровей до линии корней волос — равны между собой. Расстояние между крыльями носа равно расстоянию между глазами (точнее между слезничками) и равно видимому размеру глаза от слезничка до наружного края глаза. Вертикальная линия должна соединять наружный угол губ и внутренний край радужной оболочки глаза. | Учащиеся выполняют портрет в своих альбомах. |