Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы
«Школа-интернат № 9»
Урок изобразительного искусства в 6 классе.
Тема урока: «Красота осеннего пейзажа. Наш вернисаж».
Боднар Т.Н. учитель ИЗО
Тема урока: «Красота осеннего пейзажа. Наш вернисаж».
Тип урока: комбинированный урок изобразительного искусства с применением здоровьесберегающих технологий.
Форма урока: Урок – вернисаж.
Дидактическая цель урока: Научить учащихся выполнять этюд осеннего пейзажа в технике обрывной аппликации, работая в группе, используя здоровьесберегающие технологии.
Задачи урока:
Образовательные:
- Познакомить детей со зрительным образом осени на картинах знаменитых русских художников;
- Учить детей передавать в работе плановость, а так же колорит осенней природы.
Развивающие:
- Развивать чувство композиции, внимание, глазомер, наблюдательность.
- Активизировать зрительную память, творческое воображение и фантазию учащихся;
- Развивать познавательный интерес;
- Развивать художественный вкус;
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к природе, прививать любовь к Родине, к живописным местам родного края;
- Воспитывать интерес к произведениям искусства;
- Воспитывать интерес к творчеству;
- Воспитывать усидчивость, аккуратность;
- Воспитывать чувство удовлетворения от достигнутых успехов в учебе, труде.
Коррекционные:
- Коррекция мелкой моторики пальцев рук, мышления, воображения, зрительного восприятия цвета.
- Развивать умение сравнивать и анализировать;
- Развивать целенаправленность и устойчивость внимания;
- Развивать зрительную и образную память;
- Увеличивать активный словарный запас;
- Формировать стремление доводить начатое дело до конца.
Оздоровительные:
- Укреплять физическое и психическое здоровье с помощью дыхательной гимнастики, динамических упражнений, гимнастики для глаз;
- Повышать и стимулировать активность детей с помощью смены видов деятельности на уроке;
- Создать положительно эмоциональный фон урока (позитивное общение, музыкальное оформление).
Методы и приемы: Объяснительно – иллюстративный, игровой, творческий, метод практической деятельности, погружение в творческий поиск.
Оборудование:
Изобразительный ряд: Презентация «Осенний пейзаж. Репродукции осенних пейзажей. Выставочная зона «Наш вернисаж». Литературный ряд: Стихотворения об осени.
Музыкальный ряд: записи произведений П. И. Чайковского и А. Вивальди «Времена года»;
Презентация физминутка для глаз «Осень»
Раздаточный материал: Бумага синяя тонированная формата А2 с наброском деревьев, цветная бумага, клей, ножницы.
План урока.
1.Организационная часть.
Организация рабочего места. Проверка готовности учеников к уроку. Приветствие.
2.Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.
Эвристическая беседа.
Формулирование темы урока.
3. Этап усвоения новых знаний.
Секрет первый. Коллективное творчество.
Секрет второй. Магия пейзажа.
Зарядка для глаз.
Секрет третий. Загадки цвета.
Секрет четвертый. Чудеса перспективы.
Секрет пятый. Этапы выполнения аппликации.
Секрет шестой. Техника выполнения аппликации.
Физминутка.
Пальчиковая гимнастика.
4. Этап закрепления знаний.
Физминутка для осанки.
5. Этап подведения итогов.
Итог урока.
Дыхательное упражнение «Ветерок».
Уборка рабочего места.
Прощание.
Ход урока.
1.Организационный этап.
До начала урока:
- Проверка готовности к уроку (проверка наличия на столах принадлежностей);
- Деление на группы (четыре группы по 3 ученика).
Создание условий комфортности во время урока:
- Свежий воздух, проветренный класс. Соответствующее освещение.
- Соблюдение комфортного уровня шума (музыкальное оформление, обычный разговор «в спокойных тонах»)
На уроке:
Организация рабочего места.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Краски, альбомы, карандаши?
Проверили? Садитесь.
С усердием трудитесь!
Приветствие учителя.
- Я рада приветствовать вас на уроке изобразительного искусства. А это значит, что мы сейчас с вами художники и нам предстоит насыщенная творческая работа, к которой надо очень серьезно подготовиться.
2.Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний
Эвристическая беседа (звучит музыкальный отрывок П.И. Чайковского «Сентябрь):
- Унылая пора,
Очей очарованье…
- А вы знаете, что осень была любимым временем года А. С. Пушкина
- А вы любите осень?
- За что?
- Я хочу вам сообщить, что осень вдохновляла поэтов, художников, композиторов на создание выдающихся произведений.
Чтение отрывков стихотворений об осени:
Лес осенью
Меж редеющих верхушек
Показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко - желтая листва.
Птиц не слышно. Треснет мелкий
Обломившийся сучок,
И, хвостом мелькая, белка
Легкий делает прыжок.
( А. Твардовский)
Александр Сергеевич Пушкин
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Рассматриваем репродукций картин русских художников об осени.
- Ребята, в каком жанре написаны картины? (пейзаж)
А теперь давайте попробуем сформулировать тему урока:
- осенний пейзаж,
- красота осеннего пейзажа.
А сейчас мы вместе попробуем сформулировать, чем мы будем заниматься на уроке:
- Все вместе мы выполним аппликацию в технике обрыва « Осенний пейзаж».
А почему мы разделились на группы?
- будем выполнять коллективную работу.
А вы знакомы с секретами работы в технике аппликации?
И можете мне их сейчас перечислить?
Ребята, чтобы правильно выполнить работу в технике обрывной аппликации и создать композицию пейзажа, что нам нужно предварительно сделать?
- познакомиться с секретами художественного творчества.
3.Этап усвоения новых знаний
Я раскрою семь секретов, которые помогут вам сегодня справиться с работой на уроке.
Секрет первый. Коллективное творчество.
«Только совместная и слаженная работа поможет вам получить хороший результат».
Секрет второй. Магия пейзажа.
- Итак, что же такое пейзаж?
- Один из самых популярных жанров изобразительного искусства, передающий красоту природы.
Просмотр презентации с изображением картин осеннего пейзажа русских художников – пейзажистов.
- Художники, которые писали пейзажи: И. И. Шишкин, И. И. Левитан, Ф. Васильев, и многие другие – признанные мастера лирического пейзажа. Они стремились передать всю красоту окружающей нас природы: бескрайние просторы полей, синие морские дали, зеленый шум леса, горные хребты и бегущие вдаль реки - это все, окружающий нас мир, глазами художника.
Гимнастика для глаз. Наши глаза устали, поэтому, ребята, мы проведем зарядку для снятия напряжения с глаз «Осень».
- А теперь давайте поиграем (применение игровых моментов с движениями обучающихся).
Зачитывается стихотворение об осени учащиеся должны подобрать соответствующие репродукции картин.
- Послушайте, какие строки посвятил осени Иван Бунин
Листопад
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной…
- Какой пейзаж созвучен с этими стихами?
Осень
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
(А. Плещеев)
- А с этими стихами какой пейзаж созвучен? (подбирают картину соответствующую стихотворению и называют палитру красок)
- К какому пейзажу подходит четверостишие Сергея Есенина?
Нивы сжаты, рощи голы
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Ребята активно подбирают репродукции, выставленные на доске к каждому стихотворному отрывку (прикрепляются четверостишья).
Секрет третий. Загадки цвета.
- Посмотрите, какие удивительные цвета имеет осень!
Давайте поговорим о цветовой гамме картин.
- Осенним пейзажам свойственна, преимущественно теплая гамма или колорит (преобладание определенных цветов на картине).
- Но, несмотря на то, что это осень, не забываем о наличии холодных цветов: небо, водная гладь, тени имеют холодные оттенки цвета.
Секрет четвертый. Чудеса перспективы.
- Ребята, а почему на всех картинах предметы и объекты изображаются разных размеров и форм?
- Потому, что происходит перспективное сокращение.
- Кажущееся, мнимое изменение размера, формы и цвета предметов на расстоянии, при удалении от зрителя.
- Давайте с вами попробуем разместить отдельные части пейзажа в пространстве листа.
Учащимся предлагается поиграть в игру: «Собери пейзаж»
Ближние предметы крупнее и располагаются ниже на листе, а дальние становятся мельче, и их располагаем выше.
Секрет пятый. Этапы выполнения аппликации.
Перед вами лист тонированного картона.
1) На картоне выполнен быстрый набросок карандашом осенних деревьев, (демонстрируется карандашный набросок).
2) Цветной бумагой в технике обрыва обклеиваем композицию осеннего пейзажа, используя бумагу соответствующих цветов для ствола и кроны деревьев, листвы (демонстрируется готовая аппликация).
Секрет шестой. Техника выполнения аппликации.
Демонстрация использования техники обрыва, наклеивания.
Итак,
- Как вы уже поняли, ваша задача выполнить коллективную работу.
Каждая команда выполнит свою неповторимую картину золотой осени. А в конце урока мы создадим целый вернисаж.
Физминутка.
Пальчиковая гимнастика.
Осенние листья.
Раз, два, три, четыре, пять – (Сжимают и разжимают кулаки.)
Будем листья собирать.
Листья берёзы, (Загибают на каждую сточку по одному пальцу.)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. (Сжимают и разжимают кулачки.)
Дерево.
У дерева ствол, (Прижимают руки тыльной стороной друг к другу.)
На стволе много веток,
А листья на ветках (Пальцы растопырены и подняты вверх, шевелят пальцами.)
Жёлтого цвета.
Учащиеся распределяют между собой элементы пейзажа и приступают к работе (развитие мелкой моторики).
4. Этап закрепления знаний.
Во время самостоятельной работы учащихся звучит музыка А. Вивальди и П. И. Чайковского «Времена года», видеофильм с картинами осени. Музыка помогает детям настроиться на лирический лад, активизирует воображение и фантазию.
При выполнении практической работы допускается свободное перемещение учащихся по кабинету (передать необходимый раздаточный материал, цветную бумагу, вымыть кисточки, руки; выбросить бумажки и т. д.)
В ходе урока даются советы по ведению работы, комментарии удачных и не удачных моментов выполнения аппликации.
Вы, ребята, очень старательно работали, поэтому теперь мы выполним зарядку для восстановления осанки.
Ходит осень по дорожке (ходьба на месте)
Промочила в лужках ножки. (поднимаем ноги)
Ходит осень, бродит осень, (ходьба на месте)
Ветер с клена листья сбросил (руки вверх и вниз)
Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)
5.Этап подведения итогов.
Выставка работ учащихся.
- Ребята, вы сегодня выступили в роли художников и выполнили коллективные картины - аппликации осенней природы.
Учащиеся рассматривают работы.
- У нас с вами получился настоящий вернисаж картин.
- Давайте оживим наши картины дуновением ветерка.
Дыхательное упражнение «Ветерок». (Дети глубоко вздыхают и выпускают струю воздуха на ладонь и так несколько раз)
- Дайте название своей картине, расскажите о своей работе.
- Вам удалось передать всю красоту и неповторимость осеннего пейзажа.
Уборка рабочих мест.
-Урок окончен, спасибо!