Просмотр содержимого документа
«Конспект урока к теме "Деепричастный оборот"»
Тема : Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом
Цели урока:
Предметные: учить опознавать деепричастный оборот, расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения, выраженными деепричастными оборотами,в том числе в трудных случаях обособления;
Метапредметные6обучающиеся получат возможность овладеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления выбора в учебной деятельности;
Личностные: формирование коммуникативной компетенции, ценностного отношения к слову как средству свободного выражения мыслей.
Оборудование: мультимедийный проектор, учебник русского языка, тетради, ручки.
Ход урока
I Оргмомент( проверка готовности группы к уроку) 1 ми-2 мин
II Актуализация знаний
1Беседа с группой: 8 мин
Что мы изучили на прошлом уроке?-деепричастие
В каком разделе русского языка изучаетчя деепричастие- Морфология
2.Задания для самоконтроля: повторим теорию. Встань недостающее слово. Слайд 2-3
. Деепричастие-(особая… форм а). глагола, обозначает (добавочное действие)…действие при основном глаголе.
2. Деепричастие имеет признаки как ( глагола,)…, так и… ( и наречия.)
3 Признаки глагола: возвратность,… и …залог.
4 Неизменяемость- это признак наречия.….
5 Отвечает на вопросы …..что делая?что сделав?как/и тд.
6 Суффиксы деепричастий- в\вши,ши), …а-я .. от основы настоящего времени( от основы неопределенной формы
3.Формулируют цель урока слайд 4
Я знаю:
Что такое деепричастие
Морфологические признаки деепричастия
Синтаксическая роль деепричастия
Деепричастный оборот-
Знаки препинания при деепричастном обороте-
Я умею
Составлять предложения с деепричастными оборотами -
Расставлять знаки препинания в предложениях с деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями-
Сформулируйте цель урока – формулируют цель урока
III Знакомство с новым материалом, отработка умений.
1.Прочитай предложение, найди деепричастие. Образуй с ним возможные словосочетания . Сделайте вывод. Коллективная работа устно сл.5-6.
1. Пошумев, река успокоилась.
2. Солнце, /спрятавшись за узкое сизое облако/, золотит края его.
3/ Подъезжая к озеру/, мы остановили лошадей.
4. Мы остановили лошадей,/ подъезжая к озеру/.
Обучающиеся дают определение д.о. по аналогии с причастным оборотом и постановках знаков препинания.
2.Как определить границы деепричастного оборота?-дают ответ по аналогии с причастным оборотом-слай 7.
3. Закрепление материала слайд 8-9
1 Задание.Преобразовать предложения с однородными сказуемыми в предложения с деепричастным оборотом. Выфполняют письменно в тетради. Проверка индивидуальная
1 Брожу над озером моим, пугаю стаи диких уток.- Брожу над озером моим, пугая стаи диких уток
2.На столе блестел медью и шипел вечерний самовар.
3.Мой друг шел мне навстречу и улыбался.
4. Проснулась рано, в окно увидела Татьяна поутру побелевший снег.
2 Задание.Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка. Объясните.сл 10. Записывают предложение в тетради Взаимоконтроль. Объясняют, кто допустил ошибку.
1. Пуля визжа и свистя пролетела над головой
2.Моя собака,почуяв зайца,насторожилась.
Я осторожно спустился к ручью и ,набрав воды в котелок,внимательно осмотрелся.
3 Задание Цифровой диктант. Выпишите номера предложений с деепричастием или деепричастным оборотом.Коллективная проверка. Устранение ошибок слайд 11
Код ответа:1,3,5,6.
4.Трудные случаи выделения деепричастных оборотов на письме слайд 12
Там, /сея за кормой пену/, двигались корабли
и ,/захлебываясь волной/, опускались во тьму пучин, где мелькают фосфорические глаза рыб.
Обучающиеся наблюдают, делают вывод:в предложении может быть несколько д.о.Важно найти глагол, к которому они относятся
4 Задание Расставь знаки препинания, графически обозначь деепричастный оборот сл 13 Самопроверка. Объяснение ошибок( проверяют по слайду)
1. Егорушка лежал на спине и заложив руки за голову глядел вверх.
2.В небе неподвижно стояли ястребы распластав крылья и устремив глаза свои вниз.
3.Она волновалась готовясь к выступлению и выйдя на сцену немножко растерялась.
5 Задание Расставьте знаки препинания, определив границы деепричастного оборота слайд15-16—индивидуальная проверка 2-3 человека. Потом самоконтроль
Побывав на соревнованиях ребята сами захотели устроить у себя стадион.
2. Подростки участвуя в спектакле необыкновенно сдружились.
3. На большой арене стадиона скользя по сверкающему льду показались юные фигуристы.
5. Деепричастный оборот не может употребляться слайд 17
В предложениях, где основное действие, выраженное глаголом, и добавочное, выраженное деепричастным оборотом, относятся к разным лицам или предметам. Н-р: Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.
В безличном предложении. Н-р: Подходя к лесу, мне стало холодно.
Задание ТЕСТ слайд 18
Отметьте правильный вариант
1. Едва овладев грамотой,..
А) на третьем году обучения в школе в нашу жизнь вошел английский язык; Б) уже в третьем классе мы стали изучать английский язык.
2. Взобравшись на крышу сарая, ..
А) Павке хорошо был виден сад Лещинских;- действия относятся к разным лицам
Б) Павка хорошо видел сад Лещинских.
3. Глядя на эту картину,..
А) мы невольно чувствуем грусть; - безличное преложение
Б) у нас невольно сжимается сердце.
Код правильного ответа 1-А 2-а
6 Переход деепричастий в наречия Слайд 19
Не спеша - Вера не спеша(медленно)подошла к дереву
Молча -- Молча (тихо) стояла девушка долго-долго.
Звеня
Волнуясь
Смеясь
Шутя
Лежа-Лежа читать вредно. Сравни! Мальчик читал журнал ,/лежа на диване/.
Стоя- Герасим греб стоя. Сравни! /Стоя в лодке,/ он смотрел на берег.
Обучающиеся наблюдают, делают вывод : наречия деепричастного происхождения не обособляются, но могут переходить в д.о., тогда обособляются. Сверяем со слайдом.-20
7. Фразеологизмы( дают определение )- Устойчивое словосочетание в. Имеет переносное значение. Можно заменить одним словом- делают вывод: фразеологизмы с деепричастием не обособляются. Если получают прямое значение, то переходят в д.о.
IV Подведение итогов. Рефлексия.Слайд 23
Я знаю:
Что такое деепричастие
Морфологические признаки деепричастия
Синтаксическая роль деепричастия
Деепричастный оборот
Знаки препинания при деепричастном обороте
Я умею
Составлять предложения с деепричастными оборотами
Расставлять знаки препинания в предложениях с деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями
На все пункты можете ответить положительно? Достигли цели урока. Задайте вопросы. Какие трудности были? Над чем надо еще поработать
VДомашнее задание ( по выбору) ОБЪЯСНИТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО, слайд 26
2.Выполнить задание ( раздаточный материал
VI Оцените свою деятельность на уроке по следующим критериям:
1. Я активно \недостаточно активно принимал обсуждение в проблемных вопросах- 1б/0 б
2.Я добросовестно/ недостаточно добросовестно выполнил задания в тетради -2б/1б
3Я выполнил все/почти все задания правильно- 1б/0б
4Для выполнения заданий мне нужна/не нужна помощь-2б/1.б