СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока к теме "Деепричастный оборот"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока к презентации по теме "Деепричастный оборот"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока к теме "Деепричастный оборот"»

Тема : Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом

Цели урока:

Предметные: учить опознавать деепричастный оборот, расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения, выраженными деепричастными оборотами,в том числе в трудных случаях обособления;

Метапредметные6обучающиеся получат возможность овладеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления выбора в учебной деятельности;

Личностные: формирование коммуникативной компетенции, ценностного отношения к слову как средству свободного выражения мыслей.

Оборудование: мультимедийный проектор, учебник русского языка, тетради, ручки.

Ход урока

I Оргмомент( проверка готовности группы к уроку) 1 ми-2 мин

II Актуализация знаний

1Беседа с группой: 8 мин

Что мы изучили на прошлом уроке?-деепричастие

В каком разделе русского языка изучаетчя деепричастие- Морфология

2.Задания для самоконтроля: повторим теорию. Встань недостающее слово. Слайд 2-3

  • . Деепричастие-(особая… форм а). глагола, обозначает (добавочное действие)…действие при основном глаголе.

  • 2. Деепричастие имеет признаки как ( глагола,)…, так и… ( и наречия.)

  • 3 Признаки глагола: возвратность,… и …залог.

  • 4 Неизменяемость- это признак наречия.….

  • 5 Отвечает на вопросы …..что делая?что сделав?как/и тд.

  • 6 Суффиксы деепричастий- в\вши,ши), …а-я .. от основы настоящего времени( от основы неопределенной формы

3.Формулируют цель урока слайд 4

  • Я знаю:

  • Что такое деепричастие

  • Морфологические признаки деепричастия

  • Синтаксическая роль деепричастия

  • Деепричастный оборот-

  • Знаки препинания при деепричастном обороте-

  • Я умею

  • Составлять предложения с деепричастными оборотами -

  • Расставлять знаки препинания в предложениях с деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями-

  • Сформулируйте цель урока – формулируют цель урока

III Знакомство с новым материалом, отработка умений.

1.Прочитай предложение, найди деепричастие. Образуй с ним возможные словосочетания . Сделайте вывод. Коллективная работа устно сл.5-6.

  • 1. Пошумев, река успокоилась.

  • 2. Солнце, /спрятавшись за узкое сизое облако/, золотит края его.

  • 3/ Подъезжая к озеру/, мы остановили лошадей.

  • 4. Мы остановили лошадей,/ подъезжая к озеру/.

  • Обучающиеся дают определение д.о. по аналогии с причастным оборотом и постановках знаков препинания.

  • 2.Как определить границы деепричастного оборота?-дают ответ по аналогии с причастным оборотом-слай 7.

  • 3. Закрепление материала слайд 8-9

  • 1 Задание.Преобразовать предложения с однородными сказуемыми в предложения с деепричастным оборотом. Выфполняют письменно в тетради. Проверка индивидуальная

  • 1 Брожу над озером моим, пугаю стаи диких уток.- Брожу над озером моим, пугая стаи диких уток

  • 2.На столе блестел медью и шипел вечерний самовар.

  • 3.Мой друг шел мне навстречу и улыбался.

  • 4. Проснулась рано, в окно увидела Татьяна поутру побелевший снег.

  • 2 Задание.Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка. Объясните.сл 10. Записывают предложение в тетради Взаимоконтроль. Объясняют, кто допустил ошибку.

  • 1. Пуля визжа и свистя пролетела над головой

  • 2.Моя собака,почуяв зайца,насторожилась.

  • Я осторожно спустился к ручью и ,набрав воды в котелок,внимательно осмотрелся.

  • 3 Задание Цифровой диктант. Выпишите номера предложений с деепричастием или деепричастным оборотом.Коллективная проверка. Устранение ошибок слайд 11

Код ответа:1,3,5,6.

4.Трудные случаи выделения деепричастных оборотов на письме слайд 12

  • Там, /сея за кормой пену/, двигались корабли

  • и ,/захлебываясь волной/, опускались во тьму пучин, где мелькают фосфорические глаза рыб.

  • Обучающиеся наблюдают, делают вывод:в предложении может быть несколько д.о.Важно найти глагол, к которому они относятся

  • 4 Задание Расставь знаки препинания, графически обозначь деепричастный оборот сл 13 Самопроверка. Объяснение ошибок( проверяют по слайду)

  • 1. Егорушка лежал на спине и заложив руки за голову глядел вверх.

  • 2.В небе неподвижно стояли ястребы распластав крылья и устремив глаза свои вниз.

  • 3.Она волновалась готовясь к выступлению и выйдя на сцену немножко растерялась.

5 Задание Расставьте знаки препинания, определив границы деепричастного оборота слайд15-16—индивидуальная проверка 2-3 человека. Потом самоконтроль

  • Побывав на соревнованиях ребята сами захотели устроить у себя стадион.

  • 2. Подростки участвуя в спектакле необыкновенно сдружились.

  • 3. На большой арене стадиона скользя по сверкающему льду показались юные фигуристы.

5. Деепричастный оборот не может употребляться слайд 17

  • В предложениях, где основное действие, выраженное глаголом, и добавочное, выраженное деепричастным оборотом, относятся к разным лицам или предметам. Н-р: Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.

  • В безличном предложении. Н-р: Подходя к лесу, мне стало холодно.

Задание ТЕСТ слайд 18

Отметьте правильный вариант

  • 1. Едва овладев грамотой,..

  • А) на третьем году обучения в школе в нашу жизнь вошел английский язык; Б) уже в третьем классе мы стали изучать английский язык.

  • 2. Взобравшись на крышу сарая, ..

  • А) Павке хорошо был виден сад Лещинских;- действия относятся к разным лицам

  • Б) Павка хорошо видел сад Лещинских.

  • 3. Глядя на эту картину,..

  • А) мы невольно чувствуем грусть; - безличное преложение

  • Б) у нас невольно сжимается сердце.

Код правильного ответа 1-А 2-а

6 Переход деепричастий в наречия Слайд 19

  • Не спеша - Вера не спеша(медленно)подошла к дереву

  • Молча -- Молча (тихо) стояла девушка долго-долго.

  • Звеня

  • Волнуясь

  • Смеясь

  • Шутя

  • Лежа-Лежа читать вредно. Сравни! Мальчик читал журнал ,/лежа на диване/.

  • Стоя- Герасим греб стоя. Сравни! /Стоя в лодке,/ он смотрел на берег.

Обучающиеся наблюдают, делают вывод : наречия деепричастного происхождения не обособляются, но могут переходить в д.о., тогда обособляются. Сверяем со слайдом.-20

7. Фразеологизмы( дают определение )- Устойчивое словосочетание в. Имеет переносное значение. Можно заменить одним словом- делают вывод: фразеологизмы с деепричастием не обособляются. Если получают прямое значение, то переходят в д.о.

IV Подведение итогов. Рефлексия.Слайд 23

  • Я знаю:

  • Что такое деепричастие

  • Морфологические признаки деепричастия

  • Синтаксическая роль деепричастия

  • Деепричастный оборот

  • Знаки препинания при деепричастном обороте

  • Я умею

  • Составлять предложения с деепричастными оборотами

  • Расставлять знаки препинания в предложениях с деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями

  • На все пункты можете ответить положительно? Достигли цели урока. Задайте вопросы. Какие трудности были? Над чем надо еще поработать

VДомашнее задание ( по выбору) ОБЪЯСНИТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО, слайд 26

  • 1. Составить тест по теме «Деепричастие. Деепричастный оборот».

2.Выполнить задание ( раздаточный материал

VI Оцените свою деятельность на уроке по следующим критериям:

  • 1. Я активно \недостаточно активно принимал обсуждение в проблемных вопросах- 1б/0 б

  • 2.Я добросовестно/ недостаточно добросовестно выполнил задания в тетради -2б/1б

  • 3Я выполнил все/почти все задания правильно- 1б/0б

  • 4Для выполнения заданий мне нужна/не нужна помощь-2б/1.б