СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Кислоты 8 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан к учебнику "Химия 8 класс", Рудзитис, Фельдман. Урок изучения нового материала.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Кислоты 8 класс»







Разработка урока по химии

8 класс





Тема: "Кислоты".



Разработала: учитель химии Волвенкина Е.И.

















МКОУ Россошанская школа.





Ход урока:

I. Организационный момент:

Проверка наличия необходимого оборудования для проведения урока на рабочих местах учащихся.

II. Повторение:

Ребята, на протяжении нескольких последних уроков мы с вами познакомились с различными веществами и узнали об их практическом использовании. Сегодня нам предстоит еще раз убедиться, что химия многолика.

Вопросы:

  1. какую тему мы изучаем?

  2. какие классы веществ мы изучили?

  3. какие вещества называются оксидами?

  4. какие вещества называются основаниями?

Ответы:

  1. соединения химических элементов

  2. оксиды, основания

  3. состоят из двух элементов, один из которых кислород

  4. состоят из атомов металлов и гидроксид - ионов

III. Изучение нового материала:

1)Объявление темы урока: (слайд №5) Каждый находящийся в классе ученик 8 класса не может заявить, что он все знает. В правоте этих слов мы сегодня с вами убедимся. Девизом нашего урока пусть будет высказывание великого мыслителя П. Лапласа:

То, что мы знаем – ограничено;

То, что не знаем – бесконечно.

Выполнить задание: (слайд №6,7) Из данного перечня веществ выпишите отдельно формулы оксидов и оснований.

Вопрос: - почему некоторые из формул вы не назвали?

Ответ: -их нельзя отнести ни к классу оксидов, ни к классу оснований.

Вопрос: (слайд №8) -Подумайте! Какой класс химических веществ мы будем изучать?

Ответ: -кислоты.

Тема нашего урока - "Кислоты".

Вопрос: (слайд №9) какие цели вы поставили бы перед собой при изучении данного вопроса, что нам необходимо узнать?

Ответ:

Учащиеся формулируют цели урока.

2)Определение кислот: (слайд №10) Кислота, когда здорова,
Угостить друзей готова
Тем, что ей дала природа:
Катионом водорода!

Записывают в тетрадь: кислоты э то сложные вещества, состоящие из кислотных остатков и водорода, способного замещаться на атомы металлов.

Вопрос: С понятием кислоты вы встречались неоднократно в бытовой жизни. Какие кислоты вам известны? Где встречаются эти кислоты?

Ответ: – на кухне, в аптечке, автомобиль и т.д.; уксусная, аскорбиновая, серная и т.д.



3)Кислоты вокруг нас: (слайд №11)

Кислоты постоянно присутствуют вокруг нас. Например, дождевая вода на первый взгляд кажется чистой. На самом деле в ней присутствует немало других веществ. За счет растворения углекислого газа из атмосферы она является раствором угольной кислоты. После летней грозы в ней оказывается еще и азотная кислота, которая получается из оксидов азота, образующихся при горении воздуха вокруг плазменного шнура молнии, при работе реактивных двигателей самолетов (ракет) и под воздействием солнечной радиации. Ежегодно с дождями на землю выпадает примерно 100 млн т азотной кислоты. Это немало. Извержение вулканов и сгорания топлива способствуют появлению в дождевой и снеговой воде серной кислоты.

Если вы присядете вблизи муравейника, то надолго запомните жгучие укусы его обитателей. Муравей впрыскивает в ранку от укуса яд, содержащий муравьиную кислоту. Муравьиной кислотой обусловлено жжение крапивы, ее выделяют некоторые гусеницы. Голожаберные моллюски в порядке самообороны выстреливают парами серной кислоты.

«Химическое оружие» используется в природе весьма широко. Мухоморы в качестве ядовитых токсинов «используют» иботеновую кислоту. Это вещество так ядовито, что мухомору незачем прятаться.

Самая значительная функция кислот в природе состоит в разрушении горных пород и образовании почвы.

Важна роль кислот и в человеческом организме: аскорбиновая кислота – поставщик витамина С, фолиевая кислота – витамин В9, аминокислоты образуют множество белков, соляная кислота – сильнейший бактерицид, находящийся у нас в желудке, помогает переваривать пищу, ацетилсалициловая кислота – жаропонижающее средство, молочная кислота образуется в мышцах при физической нагрузке. Олеиновая кислота – это одна из самых полезнейших жирных кислот, без которых нормальный обменный процесс в человеческом организме осуществляться не будет. Гиалуроновая кислота входит в состав многих тканей (кожа, хрящи, стекловидное тело), используется в косметике, как составная часть средств ухода за кожей: кремов, губной помады, лосьонов и пр. Таким образом, мы видим, что наше самочувствие в значительной степени связано с деятельностью кислот

4)Знакомство с формулами кислот и их кислотными остатками. (слайд №12)

5) Первичное закрепление материала (слайд №13,14,15)

Задание 1. (слайд №13) Подчеркните кислотный остаток в молекулах кислот: H2SO4; H2CO3; HNO3; H2SiO3; H3PO4 .

Задание 2. (слайд №14) Определите валентность кислотных остатков в молекулах кислот: H2SO4; H2CO3; HNO3; H2SiO3; H3PO4 .

Задание 3. (слайд №15)Составьте формулы кислот по известным кислотным остаткам: Cl (I), S(II), PO4(III), SiO2(II), ClO4(I), MnO4(II), NO2(II) .



6)Классификация кислот: (слайд №16,17)

Вопрос: по какому признаку данные кислоты разделены на две группы?

Ответ: Наличие и отсутствие кислорода.

Число атомов водорода.

По составу кислоты делятся на кислородсодержащие и бескислородные. По числу атомов водорода делятся на одно-, двух- и трехосновные. Кроме этого, кислоты классифицируют еще по растворимости в воде и по силе.


7) Физические свойства кислот:

Вопрос: - почему эти вещества называют кислотами?

Ответ:

- они кислые на вкус.

А все ли кислоты кислые? Именно это нам предстоит выяснить.

По правилам техники безопасности в лаборатории вещества пробовать на вкус нельзя, но сегодня я нарушу это правило, так как эти вещества всем известны.

Учащимся предлагаются кусочки яблока, аскорбинка, кефир в стаканчиках

Учащиеся дегустируют предложенные вещества и делают вывод о вкусе кислот: яблочной, аскорбиновой, молочной.

Вопрос: - как можно распознать кислоты, не пробуя их?

Ответ: - с помощью индикатора

Вопрос: - что такое индикаторы?

Ответ: - вещества, изменяющие свою окраску в разных средах.

Вопрос:- какие индикаторы вы знаете?

Ответ: - лакмус, метилоранж, фенолфталеин, универсальный.


(слайд №18) Однажды английский химик Р. Бойль, изучая свойства соляной кислоты, закупленной в Германии у И. Глаубера, случайно пролил ее. Кислота попала на сине-фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время лепестки стали ярко-красными. Это явление удивило Р. Бойля, и он тут же провел серию опытов с разными кислотами и цветкам разных растений. Оказалось, что и васильки, и розы, и цветки некоторых других растений изменяли свою окраску при действии кислот. После некоторых раздумий такие вещества Р. Бойль назвал индикаторами, что в переводе с латинского означало "указатели". Эти вещества затем стали использовать многие химики в опытах для распознавания кислот.

Вопрос: (слайд №20,21,22,23) Что нужно помнить при работе с кислотами?

Ответ: Повторяют правила техники безопасности.


7) Общие химические свойства кислот: (слайд №24)


1. Водные растворы кислот реагируют с индикаторами.

2. Характерным свойством кислот является взаимодействие с металлами.

3. Кислоты способны реагировать с основными оксидами .

4. Кислоты способны реагировать с основаниями.

5. Кислоты вступают в реакцию с солями.



IV. Закрепление:

Выполните задания: (слайд №25-30)

1. Выберите бескислородные кислоты.

2. Выберите двухосновные кислоты.

3. Выберите трехосновные кислоты.

4. Выберите одноосновные кислородсодержащие кислоты.

5. Выберите формулу кислоты, кислотный остаток в которой, имеет валентность II.



V. Подведение итогов урока:

1) с каким классом неорганических веществ мы познакомились?

2) дайте определение кислот.

3) по каким признакам можно классифицировать кислоты?

4) как отличить кислоту от веществ других классов?



VI. Домашнее задание: (слайд №31)

§ 32, выучить названия кислот, задача №1, вопрос № 8 (второй столбик).