РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
В 5 классе на тему:
«Китайские фонари - традиционное праздничное украшение».
Вид урока: беседа, выполнение практического задания.
Цель урока: -Знакомство с произведениями декоративно-прикладного
искусства Китая.
-Развитие наблюдательности , внимания и фантазии.
-Воспитывать уважение и интерес к народным
традициям Китая.
Оборудование:
а) Для учителя. Репродукции образцов декоративно — прикладного
искусства. Репродукции картин китайских художников. Фотографии
и цветные ксерокопии праздничных мероприятий Китая.
б) Для учащихся.
клей , и бумажные заготовки фонарей.
План урока
Организационный момент ( 5 минут ).
Знакомство с новым теоретическим и наглядным материалом.
(10 минут)
2. Постановка задачи урока (5 минут)
3. Самостоятельная работа учащихся (20 минут)
Обсуждение готовых работ ( 5 мин)
Ход урока
Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
Знакомство с новым теоретическим и наглядным материалом.
15-го числа первого месяца по лунному календарю, в Китае отмечается один из самых торжественных традиционных праздников - «Юаньсяо цзе» или праздник Фонарей. Именно он завершает встречу китайскогоНового года . В этот день много веков назад взошел на трон император Вень-ди. С тех пор он ежегодно выходил из дворца вечером 15-го числа первого месяца, чтобы вместе со своими подданными отметить это событие, превратив его в праздник для всего китайского народа. Название праздника состоит из трех слов:
«юань» , то есть «первая, начальная»;
«сяо» означает «ночь»
и «цзе» - «праздник».
По лунному календарю 15-й день первого месяца-это первая ночь в году с полной луной. В этот день поклонялись божественным покровителям местности и молили их о богатом урожае в новом году. В народе считается , что именно с этого дня начинается настоящая весна.
1.-Вея-дыша весной,
Ветер подул восточный,
Луна скользит по окошку,
В воздухе аромат.
Боюсь,что в саду бегонии
Заснули глубокой ночью.
Фонарь зажег и любуюсь.
Как ярок у них наряд!
( СУ ШИ, 1037- 1101 г.)
2.-Китайские фонарики по форме очень разнообразны, но особую
популярность завоевали четырех и шести- гранные фонари с различными
рисунками, которые люди развешивают у себя дома в канун большого
праздника. Считается , что добрые духи слетаются на яркий свет этих
фонариков, и, чтобы их слетелось как можно больше в Китае фонарики
раскрашивают вручную, используя яркие краски и делая трогательные
надписи. И чем больше труда будет вложено в изготовление такого
фонарика, тем больше его создатель получит богатства и успеха в
будущем.
3.-Ночью ветер подул с востока,
И хлопушки вдруг в небе синем,
Словно сад, расцвели, и поблекли,
И рассыпались звездным ливнем.
Ароматами пряными веет,
И повсюду в бурлящем потоке-
Люди, кони, коляски резные...
Слышен голос флейты далекий.
А часы водяные капелью
Уж весеннее время считают.
«Пляска рыбок» и «Танец дракона»
Ни на миг до утра не стихают
(СИНЬ ЦИЦЗИ)
4.-Любование игрой расписных фонариков, как в старину, так и сейчас -
одно из любимых развлечений китайцев. Самое лучшее время для
любования фонарями-это вечер, после заката солнца. Все небо озаряется
светом и сопровождается залпами салютов и петард.
5.-Изделия вырезанные из бумаги , используются в качестве декоративного элемента интерьера помещения. Бумажными фигурками обклеивают торшеры,лампы и зеркала, колонны и окна, двери .
Изображения носят символический характер.
Например, рыба символизирует успехи в служебных делах и достаток.
( Две рыбки, плывущие вниз, означают единство и гармонию ; рыбка плывущая вверх — успех в учении и работе ).
Бабочка — радость.
Дракон — власть императора.
Сосна — долголетие
Бамбук — стойкость и благородство.
Лотос — чистоту.
Пион - богатство и знатность.
Слива ( мей ) - весну, Новый Год, обновление.
Физминутка (музыка)
- А теперь давайте глубоко вдохнем, расправим спинки и сделаем медленный выдох. И еще раз глубокий вдох и выдох.
- А сейчас закройте глаза и представьте себе, что вы рисуете окружность глазками.
- Откройте глазки и представьте себе, что ваши реснички это крылья бабочки. Давайте изобразим порхание бабочки нашими ресничками.
- А теперь представьте себе, что ваши руки это цветок лотоса. Давайте покажем, как распускается и закрывается цветок. (Согнуть руки в локтях. Кисти рук поднять вверх ладонями друг к другу. На счет раз – прогнуть ладонь, на счет два – сжать пальцы в кулак.)
Постановка задачи урока.
Задание будет такое : Изготовить и собрать фонарик
Самостоятельная работа учащихся.
Дети выполняют работу под музыку
Наносим клей по бокам заготовок, формируем фонарик и удерживаем в неподвижном положении до надежного склеивания.
Верхний и нижний края фонаря соединяем с помощью полоски бумаги закрепляя в виде петли в верхней части.
Наши фонари готовы. Мы в них вложили много труда, любви и веры в то, что они принесут нам мир, счастье и удачу.
Обсуждение готовых работ.
В конце занятия проводится просмотр законченных работ. Фонари получились яркими, уникальными. Ребята узнали много нового о декоративно-прикладном искусстве Китая и получили удовольствие от выполненной работы.
Рефлексия
- В заключении мне бы хотелось, чтобы вы ответили на один вопрос «Что сегодня на уроке для вас было новым и интересным?»
- Можете начать такими словами…
(Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске):
1.сегодня я узнал…
2.было интересно…
3.теперь я могу…
4.было трудно…
5.меня удивило…
6.мне захотелось…
- Я благодарю вас за сотрудничество и желаю вам дальнейших творческих успехов.