Урок чтения во 2 классе
«Хлеб всему голова»
Урок подготовила
Носова Татьяна Александровна
учитель начальных классов
категория «первая»
стаж работы 27 лет
Тема: «Хлеб всему голова»
Цель: познакомить учащихся с литературными произведениями о хлебе;
-расширить и углубить знания детей о важности труда в жизни человека;
-воспитывать уважительное отношение к людям труда и бережливое отношение к хлебу;
-совершенствовать технику чтения;
-развивать речь учащихся;
-обогащать словарный запас.
Оборудование: выставка детских рисунков; карточки с пословицами.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Повторение изученного материала
1.Беседа с детьми
1) «Дело мастера боится» - как понять это выражение?
2) О чем вы уже прочитали в разделе (название раздела)?
3) Какой рассказ или стихотворение больше запомнилось?
2.Продолжите пословицы:
-Без труда не вытащишь…(и рыбку из пруда.)
-Кто не работает, …(тот не ест.)
3.Отгадайте загадку
Твои помощники - взгляни-
Десяток дружных братьев,
Как славно жить, когда они
Работы не боятся
(пальцы)
4. Ответьте на вопрос :
Что же могут человеческие руки?
5.Слушание отрывка из статьи Л.Кассиля «Своими руками»
Руки человека, подчиняясь его разуму и воле, превратили дикие земли в богатые поля, заставили яблоню - дикарку приносить сладкие плоды.
Они раздвинули дремучие леса, заставили расступиться горы, осушили комариные болота, напоили влагой сухие пустыни, перегородили реки…Создали удивительной красоты картины и статуи, которыми вечно будут любоваться люди. Все могут, все умеют, со всем справляются человеческие руки.
. Ответьте на вопрос-Что умеют делать человеческие руки?
5.Творческая работа над стихотворением Е.Серова «От чего ты рожь, золотая?»
-Прочитать и закончить стихотворение:
Ветерок спросил, пролетая:
-От чего ты, рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
-……(Золотые руки растят).
Слова для справок (золото, руки, делают, золотые, пальцы, растят)
3. Сообщение темы урока:
-На уроке мы познакомимся со стихотворением Я. Дегутите «Руки человека», рассказами «Все здесь», «Хлеб», сказкой «Два плуга», узнаем, как хлеб пришел на наш стол и как нужно обращаться с хлебом.
4. Восприятие и осознание нового материала:
1. Чтение учителем стихотворения «Руки человека»
2.Лексическая работа : рожь
янтарный
3.Самостоятельное чтение стихотворения учащимися про себя.
-Как понимаете выражение:
Склонила тяжелую голову рожь
Ласковый дождь
4.Выборочное чтение
-Кому говорит рожь спасибо?
5.Работа над рисунком с.100 ( чтение стихотворения «Вот он хлебушко»)
6.Загадка
Вырос в поле дом-полон дом зерном
Стены позолочены, ставни заколочены.
И стоит новый дом на столе золотом.(колос)
7.Физминутка
8.Чтение рассказа «Все здесь»
-«Жужжащее чтение»
-беседа на тему (вопросы под текстом)
-чтение по ролям
9.Изготовление колосков из цветной бумаги.(каждый говорит что прячется в его колоске)
10.Слушание рассказа «Как пекут хлеб»
11.Чтение пословиц о хлебе.
Без хлеба сыт не будешь.
Без хлеба куска – везде тоска.
Хлеб ногами топтать - народу голодать.
12.Слушание стихотворения С.Михалкова «Булка»
- К чему призывает автор детей и взрослых?
13.Чтение рассказа «Хлеб»
14. Работа над текстом:
-Почему мальчик заплакал?
-Почему он бросил хлеб?
Что решили сделать с куском хлеба?
15.Работа в тетради с.20 №9
16.Чтение сказки «Два плуга»
Аудирование
Из чего сделаны два плуга?
Куда пошли плуги?
Какой плуг блистал, а какой заржавел .Почему?
5. Обобщение:
-Какая тема сегодня на уроке?
-О чем узнали?
-Как нужно относиться к хлебу?
6.Д\з с.100-104.