Разработка урока литературного чтения в 4 классе
(с приемами технологии продуктивного чтения)
Тема урока: М.М. Пришвин « Выскочка».
Цели урока: формирование читательской компетентности при ознакомлении обучающихся с произведением Пришвина “Выскочка”.
Задачи:
- способствовать пониманию идеи произведения; формировать у обучающихся личное отношение к прочитанному;
- развивать умение анализировать текст, выделять главное, обобщать, систематизировать, делать выводы; формировать умение осмысливать имеющуюся информацию и применять ее в различных ситуациях.
- создать условия для развития способностей оценивать окружающий мир, свои поступки и поступки людей.
Ход урока:
I. Организационный момент.
С добрым утром, начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроке не молчать,
Всем работать, отвечать!
-Проверьте всё ли у вас на партах?
Актуализация знаний.
1.Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством замечательного писателя Михаила Михайловича Пришвина (портрет на доске). С его рассказами мы уже встречались во 2 и 3 классах.
2.Упражнения для усовершенствования навыков быстрого чтения.
А) « Кто быстрее» На доске записано предложение . Найдите это предложение в текстах, которые лежат на партах.
Б) Прочитай стихотворение по неполным буквам.
III. Работа с текстом до чтения.
1. Предлагаю вам прочитать внимательно слова:
«Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». (М. Пришвин)
- Как вы понимаете смысл этих слов? (человек заботится о себе и о своей Родине).
-Эти слова принадлежат писателю М.М. Пришвину. Посмотрите внимательно на портрет писателя.
-Глядя на портрет писателя, что вы можете сказать об этом человеке?
2. Биография писателя.
Михаил Пришвин прожил большую жизнь. Родился он в селе Хрущево - Лёвшино Орловской губернии 4 февраля 1873 года. После окончания гимназии поступил учиться на агронома в Германии, а потом вернулся в Россию. Он работал агрономом, учителем и даже директором школы. Михаил Пришвин был не только хорошим писателем, но и фотографом.
Его рассказы не только увлекают природой, но и помогают познавать мир.
3.Приём «Предположение»
А) - Произведение М.М. Пришвина, с которым мы сегодня будем знакомиться называется «Выскочка». .Предположите, о чем будет идти речь? (Ответы детей)( фиксируем на доске)
- Кого называют в народе выскочкой?
- В Толковом словаря Ожегова этому слову дается следующее объяснение.Зачитайте.
Выскочка - это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание.
Выскочка – это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам.
Я нашла к этому произведению вот такую иллюстрацию. (Иллюстрации на доске)
Б) Предположите по иллюстрации, о ком будет идти речь?

5.Рассказ о сороке (показ иллюстрации)
Сороку обыкновенную (Pica pisa) знают все. Это красивая оседлая птица из семейства Врановые, рода Сороки. Ее длина 45 см. Сорока имеет характерное оперение контрастного белого и черного цвета. У нее очень длинный черный с зеленоватым отливом хвост (прекрасный руль) и черные с синеватым отливом крылья. Голова, шея, зоб, спина и верх груди черные. У брюха, низа грудки и полос на плечах окраска белая.
Сороки живут в Европе, Азии, в Северной Америке и в Северной Африке. Птица чаще селится поблизости человека. Нередко в лесопарках, в городских парках и садах. В больших лесах сороки живут реже. Их не видят в высокогорных областях и на Крайнем Севере. А вот в странах Северной Европы сорок много.
Сороки живут небольшими стаями или поодиночке. В период гнездования держатся парами. Птицы охотно едят насекомых, ящериц и мышей, выпивают птичьи яйца. В их меню входит много вредителей. Всеядная сорока склевывает семена подсолнечника, разных трав, арбузов, дынь и др.
Сороки — знаменитые разбойники. Их не считают общественными птицами. Конрад Лоренц сравнивает их с закоренелым преступником в цивилизованном человеческом обществе. Он отмечает, что у них нет таких сдерживающих регуляторов, которые так привлекают в поведении галок.
Устойчивое словосочетание «сорока-воровка» связано с тем, что сороки действительно тащат к себе самые разные предметы. Одни (нитки, кусочки ткани) — для того, чтобы использовать при строительстве гнезда. Другие — ради развлечения. Те люди, у которых в доме жили сороки, отмечали, что сороки чаще воруют предметы, которыми пользуются люди (очки, наручные часы, косметику, пуговицы и т.п.). При этом они явно забавляются, видя какой переполох начинается при поиске украденных вещей. Не брезгуют сороки и самыми разными блестящими предметами.\
6.Словарная работа(объяснение непонятных слов)
-В тексте встретятся слова, значение которых мы объясним до чтения. Подберите синоним к слову бдительность – зоркий.
Бдительный – внимательный
Радужный – внимательный
Радужный – разноцветный
ФИЗМИНУТКА
Первичное восприятие текста
1.Прослушивание первой части текста (аудиозапись).
От слов «наша охотничья собака …» до «…и унесла косточку.»
а) Работа над содержанием:
-Почему собаку назвали Вьюшкой? Проследите, как менялась кличка собаки.
Бия - Бьюшка - Вьюшка
- Как вы думаете, почему?
- Прочитайте описание Вьюшки, её поведение, повадки.
-Какое отношение автора к собаке? (с любовью, нежностью, обращается ласково).
- Как сорокам удалось украсть косточку? (хитростью: одна отвлекала, другая украла).
- Как озаглавим эту часть? ( Вьюшка получила подарок. Веселая собачка Вьюшка).
-
б).Озаглавливание части текста.( Весёлая собачка Вьюшка)
2.Чтение второй части учителем. От слов «Дело было поздней осенью…» до
слов «поднять пыль из-под травы-муравы.»
а) Работа над содержанием второй части
- Почему автор назвал сороку Выскочкой?
- Как вы думаете, почему она так поступила? (хотела показать себя храброй).
- Прочитайте слова, которые автор выбрал для описания Выскочки (говорят, что в семье не без урода и далее на с.93)
- Как вы понимаете это выражение.
- Почему автор выбрал именно эти слова? (Они помогают показать характер героев).
Отношение автора к Выскочке, по-вашему мнению, каково? (Добродушно-насмешливое. Автор улыбается, посмеивается над Выскочкой с мягкой иронией. Такие произведения называются юмористическими).
- Найдите и зачитайте эпизод, когда сорока пошла на воровство? ( Выскочка поскакала дуром).
- Как понимаете выражение «дуром»? (по-глупому, бестолково).
- Как вы думаете, понравилось ли это сородичам?
- Попробуем прочитать и показать это настроение голосом? Что покажем при чтении? (недовольство, возмущение, досаду)
- А как ответила им сорока?
С каким настроением нужно читать ответ сороки? (задиристо, хвастливо)
- Как вы думаете, на что рассчитывала Выскочка, приближаясь к собаке?
Кто может зачитать? (что Вьюшка бросится на неё, выбросит кость).
- Как проявила Вьюшка себя в этой ситуации? Что про неё можно сказать? (умная).
- Как можем озаглавить эту часть?
.
б). Озаглавливание второй части текста (Выскочка)
в) Приём “Дерево предсказаний” ( Что произойдет дальше?)
3.Чтение третьей части учащимися.
а) работа над содержением
- Найдите слова и выражения, которые рассказывают, как сорока воровала кость.
( улучила, схватила, успела повернуться, успела ударить крыльями, поднять пыль).
- Какой частью речи являются эти слов а? Что они передают? (действие)
- Какое чувство испытывала Выскочка в конце рассказа: гордости или стыда?
Почему? (над ней посмеялись даже сороки). Зачитать этот отрывок.
- Какое чувство вызывает бесхвостая сорока? (сострадания)
- Что такое сострадание?
Вот какое определение дано в толковом словаре Ожегова
Сострадание – это жалость, сочувствие к кому-нубудь.
- Как вы думаете, кому сострадает автор?
-: Да, действительно, автору немного жаль сороку, потому что она осталась без хвоста. Сорока поплатилась хвостом за свою глупость.
б).Озаглавливание части текста.(Сорока осталась без хвоста)
План:
1.Весёлая собачка Вьюшка.
2.Выскочка
3.Сорока осталась без хвоста.
Работа с текстом после чтения.
- Почему эта история закончилась именно так?
- Можно ли сравнить поведение птицы с поведением человека?
- Как относятся к выскочкам в обществе?
Какой вывод делает М.М. Пришвин? О чем предупреждает? (М.М. Пришвин обращает наше внимание на то, что если вести себя как выскочка, то можно пострадать).
Работа с пословицами
- Какие пословицы подходят к рассказу?
Поспешишь – людей насмешишь.
Что одному с трудом даётся, то коллективом легко берётся.
Нет собаки – заведи друга.
Без хозяина и дом сирота.
Богатством ума не купишь.
Закрепление изученного материала
Выполнение теста по карточкам
1. Какой породы была собака Вьюшка?
А) лайка Б) овчарка
2. Откуда приехала Вьюшка?
А) с берегов р.Енисея Б) с берегов р. Бии В) с берегов о.Байкал
3. Какую службу несла Вьюшка?
А) охотилась Б) сторожила В) охраняла хозяина
4. От какого слова произошла кличка собаки?
А) «Бия» Б) «Байкал» В) «Виться»
VIII. Рефлексия.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Сегодня на уроке я задумался……
Меня удивило…
Домашнее задание.
1. Прием « Необычная обычность». Подготовить пересказ текста от лица Вьюшки или Выскочки.( иллюстрации на доске)
( каждый ребенок выбирает себе картинку того героя, от лица которого решил подготовить пересказ)

