СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения " М.М.Пришвин. Выскочка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В помощь учителю. Конспект открытого урока литературного чтения на тему " М.М. Пришвин. Выскочка"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения " М.М.Пришвин. Выскочка"»

Разработка урока литературного чтения в 4 классе

(с приемами технологии продуктивного чтения)


Тема урока: М.М. Пришвин « Выскочка».



Цели урока: формирование читательской компетентности при ознакомлении обучающихся с произведением Пришвина “Выскочка”.


Задачи:

- способствовать пониманию идеи произведения; формировать у обучающихся личное отношение к прочитанному;

- развивать умение анализировать текст, выделять главное, обобщать, систематизировать, делать выводы; формировать умение осмысливать имеющуюся информацию и применять ее в различных ситуациях.

- создать условия для развития способностей оценивать окружающий мир, свои поступки и поступки людей.


Ход урока:

I. Организационный момент.


С добрым утром, начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроке не молчать,

Всем работать, отвечать!


-Проверьте всё ли у вас на партах?


  1. Актуализация знаний.

1.Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством замечательного писателя Михаила Михайловича Пришвина (портрет на доске). С его рассказами мы уже встречались во 2 и 3 классах.


2.Упражнения для усовершенствования навыков быстрого чтения.


А) « Кто быстрее» На доске записано предложение . Найдите это предложение в текстах, которые лежат на партах.

Б) Прочитай стихотворение по неполным буквам.

III. Работа с текстом до чтения.



1. Предлагаю вам прочитать внимательно слова:


«Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». (М. Пришвин)


- Как вы понимаете смысл этих слов? (человек заботится о себе и о своей Родине).


-Эти слова принадлежат писателю М.М. Пришвину. Посмотрите внимательно на портрет писателя.


-Глядя на портрет писателя, что вы можете сказать об этом человеке?



2. Биография писателя.


Михаил Пришвин прожил большую жизнь. Родился он в селе Хрущево - Лёвшино Орловской губернии 4 февраля 1873 года. После окончания гимназии поступил учиться на агронома в Германии, а потом вернулся в Россию. Он работал агрономом, учителем и даже директором школы. Михаил Пришвин был не только хорошим писателем, но и фотографом.

Его рассказы не только увлекают природой, но и помогают познавать мир.


3.Приём «Предположение»

 

А) - Произведение М.М. Пришвина, с которым мы сегодня будем знакомиться называется «Выскочка». .Предположите, о чем будет идти речь? (Ответы детей)( фиксируем на доске)


- Кого называют в народе выскочкой?


- В Толковом словаря Ожегова этому слову дается следующее объяснение.Зачитайте.


Выскочка - это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание.

Выскочка – это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам.

Я нашла к этому произведению вот такую иллюстрацию. (Иллюстрации на доске)

Б) Предположите по иллюстрации, о ком будет идти речь?













5.Рассказ о сороке (показ иллюстрации)


Сороку обыкновенную (Pica pisa) знают все. Это красивая оседлая птица из семейства Врановые, рода Сороки. Ее длина 45 см. Сорока имеет характерное оперение контрастного белого и черного цвета. У нее очень длинный черный с зеленоватым отливом хвост (прекрасный руль) и черные с синеватым отливом крылья. Голова, шея, зоб, спина и верх груди черные. У брюха, низа грудки и полос на плечах окраска белая.

Сороки живут в Европе, Азии, в Северной Америке и в Северной Африке. Птица чаще селится поблизости человека. Нередко в лесопарках, в городских парках и садах. В больших лесах сороки живут реже. Их не видят в высокогорных областях и на Крайнем Севере. А вот в странах Северной Европы сорок много.

Сороки живут небольшими стаями или поодиночке. В период гнездования держатся парами. Птицы охотно едят насекомых, ящериц и мышей, выпивают птичьи яйца. В их меню входит много вредителей. Всеядная сорока склевывает семена подсолнечника, разных трав, арбузов, дынь и др.

Сороки — знаменитые разбойники. Их не считают общественными птицами. Конрад Лоренц сравнивает их с закоренелым преступником в цивилизованном человеческом обществе. Он отмечает, что у них нет таких сдерживающих регуляторов, которые так привлекают в поведении галок.

Устойчивое словосочетание «сорока-воровка» связано с тем, что сороки действительно тащат к себе самые разные предметы. Одни (нитки, кусочки ткани) — для того, чтобы использовать при строительстве гнезда. Другие — ради развлечения. Те люди, у которых в доме жили сороки, отмечали, что сороки чаще воруют предметы, которыми пользуются люди (очки, наручные часы, косметику, пуговицы и т.п.). При этом они явно забавляются, видя какой переполох начинается при поиске украденных вещей. Не брезгуют сороки и самыми разными блестящими предметами.\


6.Словарная работа(объяснение непонятных слов)



 -В тексте встретятся слова, значение которых мы объясним до чтения. Подберите синоним к слову бдительность – зоркий.

Бдительный – внимательный

Радужный – внимательный

Радужный – разноцветный



  1. ФИЗМИНУТКА

  2. Первичное восприятие текста


1.Прослушивание первой части текста (аудиозапись).

От слов «наша охотничья собака …» до «…и унесла косточку.»

а) Работа над содержанием:


-Почему собаку назвали Вьюшкой? Проследите, как менялась кличка собаки.

Бия - Бьюшка - Вьюшка


- Как вы думаете, почему?


- Прочитайте описание Вьюшки, её поведение, повадки.


-Какое отношение автора к собаке? (с любовью, нежностью, обращается ласково).


- Как сорокам удалось украсть косточку? (хитростью: одна отвлекала, другая украла).


- Как озаглавим эту часть? ( Вьюшка получила подарок. Веселая собачка Вьюшка).



-

б).Озаглавливание части текста.( Весёлая собачка Вьюшка)


2.Чтение второй части учителем. От слов «Дело было поздней осенью…» до


слов «поднять пыль из-под травы-муравы.»



а) Работа над содержанием второй части


- Почему автор назвал сороку Выскочкой?

- Как вы думаете, почему она так поступила? (хотела показать себя храброй).

- Прочитайте слова, которые автор выбрал для описания Выскочки (говорят, что в семье не без урода и далее на с.93)


- Как вы понимаете это выражение.


- Почему автор выбрал именно эти слова? (Они помогают показать характер героев).

Отношение автора к Выскочке, по-вашему мнению, каково? (Добродушно-насмешливое. Автор улыбается, посмеивается над Выскочкой с мягкой иронией. Такие произведения называются юмористическими).


- Найдите и зачитайте эпизод, когда сорока пошла на воровство? ( Выскочка поскакала дуром).

- Как понимаете выражение «дуром»? (по-глупому, бестолково).

- Как вы думаете, понравилось ли это сородичам?

- Попробуем прочитать и показать это настроение голосом? Что покажем при чтении? (недовольство, возмущение, досаду)


- А как ответила им сорока?

С каким настроением нужно читать ответ сороки? (задиристо, хвастливо)


- Как вы думаете, на что рассчитывала Выскочка, приближаясь к собаке?

Кто может зачитать? (что Вьюшка бросится на неё, выбросит кость).

- Как проявила Вьюшка себя в этой ситуации? Что про неё можно сказать? (умная).

- Как можем озаглавить эту часть?


б). Озаглавливание второй части текста (Выскочка)


в) Приём “Дерево предсказаний” ( Что произойдет дальше?)




3.Чтение третьей части учащимися.


а) работа над содержением


- Найдите слова и выражения, которые рассказывают, как сорока воровала кость.

( улучила, схватила, успела повернуться, успела ударить крыльями, поднять пыль).

- Какой частью речи являются эти слов а? Что они передают? (действие)


- Какое чувство испытывала Выскочка в конце рассказа: гордости или стыда?

Почему? (над ней посмеялись даже сороки). Зачитать этот отрывок.

- Какое чувство вызывает бесхвостая сорока? (сострадания)

- Что такое сострадание?

Вот какое определение дано в толковом словаре Ожегова

Сострадание – это жалость, сочувствие к кому-нубудь.

- Как вы думаете, кому сострадает автор?


-: Да, действительно, автору немного жаль сороку, потому что она осталась без хвоста. Сорока поплатилась хвостом за свою глупость.



б).Озаглавливание части текста.(Сорока осталась без хвоста)


План:

1.Весёлая собачка Вьюшка.

2.Выскочка

3.Сорока осталась без хвоста.



  1. Работа с текстом после чтения.

- Почему эта история закончилась именно так?

- Можно ли сравнить поведение птицы с поведением человека?

- Как относятся к выскочкам в обществе?

Какой вывод делает М.М. Пришвин? О чем предупреждает? (М.М. Пришвин обращает наше внимание на то, что если вести себя как выскочка, то можно пострадать).

  1. Работа с пословицами

- Какие пословицы подходят к рассказу?

Поспешишь – людей насмешишь.

Что одному с трудом даётся, то коллективом легко берётся.

Нет собаки – заведи друга.

Без хозяина и дом сирота.

Богатством ума не купишь.


  1. Закрепление изученного материала

    1. Выполнение теста по карточкам


1. Какой породы была собака Вьюшка?

А) лайка Б) овчарка


2. Откуда приехала Вьюшка?

А) с берегов р.Енисея Б) с берегов р. Бии В) с берегов о.Байкал


3. Какую службу несла Вьюшка?

А) охотилась Б) сторожила В) охраняла хозяина


4. От какого слова произошла кличка собаки?

А) «Бия» Б) «Байкал» В) «Виться»


VIII. Рефлексия.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Сегодня на уроке я задумался……

Меня удивило…


  1. Домашнее задание.

1. Прием « Необычная обычность». Подготовить пересказ текста от лица Вьюшки или Выскочки.( иллюстрации на доске)

( каждый ребенок выбирает себе картинку того героя, от лица которого решил подготовить пересказ)