Конспект урока литературного чтения в 3 классе
по теме «Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором..» отрывок из поэмы «Мороз, Красный Нос».
Цели урока: Изучить произведение Н.А.Некрасова «Не ветер бушует над бором..» отрывок из поэмы «Мороз, Красный Нос».
Задачи:
продолжить введение детей в мир поэзии XIX века
определить тему текста и жанр;
исследовать содержание, язык произведения;
формировать навыки выразительного чтения;
развивать и обогащать речь, мышление, память, воображение учащихся; расширять их кругозор;
воспитывать любовь к русской природе;
способствовать сохранению и укреплению психического и физического здоровья учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные:
Изучат произведение Н.А.Некрасова «Не ветер бушует над бором..» отрывок из поэмы «Мороз, Красный Нос».
Научатся анализировать поэтическое произведение.
Научатся находить в тексте изобразительные средства языка, соотносить синонимы, антонимы.
Метапредметные:
Определят тему урока, сформулируют учебные задачи.
Усовершенствуют коммуникативные навыки.
Научатся строить монологическое и диалогическое высказывания.
Научатся работать с новой информацией по словарю, по презентации.
Научатся сравнивать, анализировать, классифицировать изучаемые понятия.
Оборудование:
презентация по теме урока,
компьютер,
мультимедиа проектор,
экран,
таблички с новыми словами из текста, с названиями изобразительных языковых средств: олицетворение, метафора, эпитет, сравнение,
толковый словарь Ожегова.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
II. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение стихотворения Н.А.Некрасова «Славная осень»
Оформленная выставка рисунков учащихся к этому стихотворению. Обсуждение.
III. Работа по теме урока.
Подготовка к восприятию стихотворения Н.А. Некрасова “Мороз, Красный нос” и выведение темы урока учащимися.
Учитель: - Сейчас я хочу предложить вам прослушать музыкальную композицию и подумать, какому времени года она посвящена?
СЛУШАНИЕ НЕБОЛЬШОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОТРЫВКА НА ЗИМНИЕ ВАРИАЦИИ.
Ответы учащихся с аргументами.
Послушайте ещё раз музыку и посмотрите на слайды. Такие картины вы представляли, слушая данную музыку?
СЛАЙДЫ № 1,2,3,4,5,6 перелистать под музыку
Учитель: - Правильно. А как вы думаете, почему я вам дала прослушать такую композицию?
Учитель: - А кто будет автором нашего произведения, догадались?
-Ну а если вы отгадаете сейчас мою загадку, то узнаете, о ком пойдёт речь в нашем произведении.
Ответ учащихся: МОРОЗ
Учитель: - Да сегодня на уроке мы снова поговорим о творческом пути великого поэта – Николая Алексеевича Некрасова, продолжим изучать и исследовать его произведения. /Слайд 7/
- Сегодня мы прочитаем ещё одно произведение Николая Алексеевича Некрасова, которое называется “Мороз, Красный нос”, СЛАЙД №8 определим его тему, жанр, исследуем содержание, язык произведения; представим главных героев, картины, нарисованные автором, и, опираясь на своё отношение к прочитанному, выучим наизусть отрывок из этого произведения в группах.
Презентация
2. Первичное восприятие текста.
а) слушание аудиозаписи в исполнении профессионального чтеца.
- Понравилось или не понравилось вам это произведение? Почему?
- Какое оно по характеру, настроению?
- От чьего имени ведется рассказ в этом стихотворении?
3. Анализ текста стихотворения.
1. а) Первичное чтение стихотворения (про себя)
- Внимательно прочитайте стихотворение и подумайте: все ли слова и выражения вам понятны?
4. Словарная работа.
Учитель: - Какие слова, выражения вам непонятны? Какими способами можно узнать их значение? (посмотреть в словарике в конце учебника, в толковом словаре, спросить у учителя, найти в ИНТЕРНЕТе)
Слова – воевода, палица, алмаз учитель показывает на слайдах.
Работа в парах по определению значений непонятных слов по толковому словарю.
воевода-
- Почему автор назвал Мороза воеводой?
(Мороза назвали воеводой потому, что он с войском объезжает, осматривает, охраняет свои владенья) СЛАЙД №9
- Обратите внимание на слово “воевода”, используя знания по русскому языку, ответьте на вопрос: Какое это слово?
(Сложное, состоит из двух корней, в транскрипции вой и вод, то есть водит воинов)
бор – хвойный сосновый лес
дозором – обход для осмотра
владенья – недвижимое имущество, земельный участок
палицей – старинное оружие, тяжёлая дубинка с утолщённым концом
слайд №10
скудеет – становиться скудным, бедным
алмазы (СЛАЙД №12) – прозрачный драгоценный камень, блеском и твёрдостью превосходящий все другие минералы.
Гранённый алмаз – бриллиант
казна – государственное имущество, денежные или иные средства
жемчуг – твёрдое вещество, образующееся в раковинах некоторых моллюсков в виде зёрен, обычно белого или жёлто-белого цвета
обозы – группа повозок, перевозящих грузы
а) Вторичное чтение стихотворения (про себя)
- Перечитайте стихотворение про себя, представьте картины, описанные автором, это поможет вам более точно ответить на поставленные вопросы и подготовиться к выразительному чтению.
Учитель: - Так какая тема этого произведения?
Ученики: - Зима, образ Мороза-воеводы
Учитель: - С темой произведения мы разобрались.
5. Определение жанра произведения.
- А какой жанр этого произведения? (ТАБЛИЦА ЖАНРОВ)
ЖАНР – это род произведений в области какого-нибудь искусства, характеризующийся теми или иными сюжетными или стилистическими признаками.
- Вспомните, что такое сказка и былина?
Проверьте по слайду, правы ли ваши утверждения?
СЛАЙД №13
Подумайте, напоминает ли это стихотворение сказку или былину? Чем?
(Я думаю, что это стихотворение напоминает сказку, так как сказка – это устный рассказ о чём-то фантастическом, необычном, чудесном, а в этом стихотворении главный герой “Мороз – воевода” действует как волшебник, у которого по мановению волшебной палочки всё может получиться.)
- Пойду на моря-океаны –
Построю дворцы изо льда.
- Задумаю – реки большие
Надолго упрячу под гнёт,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.
- Идёт, по деревьям шагает,
Трещит по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет,
В косматой его бороде…
6. Работа над используемыми автором средствами написания стихотворения.
Учитель: -Давайте повторим, какие изобразительные средства языка вы уже выучили? СЛАЙД №14
- Посмотрите на слайд. Какие средства вам незнакомы?
(Он использовал приём-олицетворение, чтобы представить “Мороза-воеводу” в образе живого существа, способного выполнять много действий: “пойду, построю, задумаю, упрячу, идёт, шагает, трещит”, причём многие его действия явно преувеличены, это может быть только в сказке, как, например, в русской народной сказке “Морозко”, автор показывает “Мороза-воеводу” умелым, хвастливым)
Олицетворение – это перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы или явления.
Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.
Эпитет – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.
В парах найти по 2 эпитета в столбике
2 – лесные, голой
3 - пушисты, красивы, великих и малых
4 – замёрзлой, косматой
5 – большую сосну, удалую, хвастливую
7 – реки большие, Мосты ледяные.
Работа в парах.
- Найдите синонимы (4-й столбик),
антонимы (8 столбик)
- Подумайте, для чего автор употребил глаголы – синонимы “идёт, шагает” на одной строке, совсем рядом?
(Эти глаголы в данном стихотворении имеют разное значение. Глагол “идёт” – показывает действие “Мороза-воеводы”, глагол “шагает” изображает главного героя могущественным, шагающим быстро большими широкими шагами над всеми, он “по деревьям шагает”, это какой высоты тогда “Мороз-воевода”?)
- Как природа реагирует на появление “Мороза-воеводы”?
(Природа с радостью, любовью встречает “Мороза-воеводу”, чтобы это мы увидели, автор использовал в стихотворении эпитет “яркое солнце”, олицетворение “солнце играет”.
В жизни играть может ребёнок в бороде любимого дедушки, использовал также эпитет “косматая борода”, то есть лохматая, взъерошенная, в природе это похоже на ветки сосновых деревьев, покрытых снегом, и, когда солнце их освещает, то снег искрится, переливается, это так красиво).
(Некрасов использовал метафору – скрытое образное сравнение, уподобление одного предмета другому “упрячу под гнёт”. Гнёт – это крышка, которой накрывали в деревне капусту, помидоры, огурцы, засоленные в бочках на зиму, чтобы они не выплывали из рассола и не портились, в данном случае гнёт – это лёд. Опять “Мороз-воевода” изображён всемогущим, сильным, суровым “- задумаю, надолго упрячу под гнёт” (однокоренное слово угнетать, глаголы – синонимы “командовать, повелевать, брать в плен против их воли”)
(Автор использовал эпитеты – образные, художественные определения “моря-океаны, мосты ледяные”, “косматая борода”, чтобы опять показать силу, могущество героя, который способен владеть всем: и морями, и океанами, превосходство, гигантские размеры “Мороза-воеводы”)
7. Работа над образом главного героя стихотворения.
- Каким вы представили “Мороза-воеводу”? /Слайд 15/
волшебник
сильный,
суровый,
умелый, хвастливый,
богатырь
великий
могучий
мощный
могущественный
всесильный
заботливый
надёжный
Обобщение: Николай Алексеевич Некрасов очень любил сказки, его няня была крепостной крестьянкой, она рассказывала маленькому Коле Некрасову старинные русские народные сказки, которые он запомнил на всю жизнь. В сказках Некрасов нашёл и замечательный образ “Мороза – воеводы”.
- Похоже ли это стихотворение на былину?
(Я думаю, что это стихотворение напоминает былину, так как былина – это произведение русского фольклора о подвигах былинных героев, которые боролись с врагами русской земли, а в этом стихотворении главный герой “Мороз-воевода как богатырь, сильный, великий, могучий, могущественный, заботливый, надёжный властитель огромного царства обходит владенья свои, украшает их и оберегает.)
- Как Николай Алексеевич Некрасов говорит о появлении Мороза-воеводы?
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
- Какие образные средства языка он использует для того, чтобы ярче изобразить не только появление героя, но и лучше описать его образ, его силу, мощь?
(Автор использовал сравнения - “Мороз -воевода” сравнивается с “ветром, бушующим над бором, с шумом горных ручьёв”, повторы усиливают эти сравнения “не, не”,
“Мороз-воевода” - мощный, быстрый, сильный, могущественный как богатырь.
- Какие воины у “Мороза-воеводы”?
(“Метели, снега и туманы
Покорны морозу всегда… Это и есть его воины).
- Расскажите о его владениях.
(Луга, леса, поля, реки, моря, океаны, то есть земля и всё, что на ней находится).
Забравшись на сосну большую,
По веточкам палицей бьёт
И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поёт.
- Как он обходит, осматривает, охраняет свои владенья? (Как хозяин)
Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
(Николай Алексеевич Некрасов употребляет образное средство языка повтор “и нет ли где”, чтобы нам ярче видно было, что “Мороз-воевода” хороший хозяин, заботливый, надёжный.)
- Почему песню “Мороза – воеводы поэт называет хвастливой? Чем он хвастает?
И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поёт.
СЛАЙД №16
(Николай Алексеевич Некрасов использовал эпитет “хвастливую песню поёт”, чтобы показать, что песня “Мороза-воеводы” действительно хвастливая, в ней он гордится и хвастается тем, что он делает (как былинный герой стоит на страже, на защите своего царства). Автор называет песню “Мороза-воеводы” хвастливой ещё и потому, что “Мороз-воевода” в ней поёт о том, что ему все покорны, что он может всё сделать лучше, чем человек. В данной песне сила, умения “Мороза-воеводы” явно преувеличены, как у былинных героев.)
(Но автор ещё использовал эпитет “удалую песню” для того, чтобы показать, что “Мороз – воевода” не только хвастун, он удалой, делает всё, чтобы укрыть своё царство, защитить, сделать его красивым. В народе часто говорят “мал, да удал”, тем самым одобряют поступки этого человека, так и Николай Алексеевич Некрасов одобряет действия “Мороза – воеводы”.
- Метели, снега и туманы
Покорны морозу всегда
Пойду на моря-океаны –
Построю дворцы изо льда.
- Задумаю – реки большие
Надолго упрячу под гнёт,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.
Где быстрые, шумные воды
Недавно свободно текли –
Сегодня прошли пешеходы,
Обозы с товаром прошли…
- Перечитайте строки, где описана красота царства “Мороза-воеводы”.
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
- Почему первыми в строках поставлены краткие прилагательные?
(Идёт описание красоты его царства, именно сейчас зимой. Царство “Мороза-воеводы” богатое, но холодное.)
- Какие ещё строки стихотворения дополнят и укрепят наше утверждение о богатом, но холодном и суровом царстве “Мороза-воеводы”?
Богат я, казны не считаю,
А всё не скудеет добро;
Я царство моё убираю
В алмазы, жемчуг, серебро…
- Какое образное средство языка употребил автор, чтобы подчеркнуть богатство и красоту зимней природы, царства “Мороза-воеводы”.
(Очень удачно употребил Николай Алексеевич Некрасов в данном случае “метафору”, подобрал точные слова по определению цвета).
- Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блеском и твёрдостью превосходящий все другие минералы, переливается на свету яркими разноцветными искристыми цветами, /Слайд 7/
жемчуг – сокровище, состоящее преимущественно из перламутра, он бывает белого цвета с перламутровым, переливчатым, серебристо-розовым блеском,
серебро – драгоценный блестящий металл серовато – белого цвета. Это всё драгоценности, богатство, украшения, оттенки цвета очень красивые, но у всех разные, они дополняют друг друга своей красотой.
В природе - это снег, иней, блестящие, искрящиеся, переливающиеся на солнце. Царство “Мороза-воеводы” очень красивое, но холодное, суровое, ведь недаром Н.А. Некрасов употребил в стихотворении цвет серебра при описании красоты зимней природы, так как серебряный оттенок, металлический, холодный.
Понравился ли вам образ “Мороза-воеводы”, созданный Н. А. Некрасовым?
А теперь расскажите, каким вы представляете “Мороза-воеводу”, не сказочного или былинного героя, а настоящего хозяина своего царства, царства зимней природы.
Словесное рисование образа “Мороза-воеводы”.
8. В парах по 1 эпитету или предложению.
Это большой великан, всесильный богатырь, который с палицей и посохом в руках обходит свои владенья для того, чтобы позаботиться о лесных тропках, о земле, чтобы всё было укрыто. Он, как художник, украшает землю (сосны стали более пушистые, на дубах нарисованы красивые узоры), как архитектор и строитель строит ледяные мосты на реках, озёрах, морях и океанах. Он - волшебник с косматой бородой, богатства его велики и красивы, он их делает всё лучше и лучше. Всемогущий владыка, он всё может.
- Хорошее описание образа “Мороза-воеводы” у вас получилось.
- Образ “Мороза-воеводы” в стихотворении Н.А. Некрасова настоящий, он морозит, украшает, строит мосты ледяные, укрывает рыб подо льдом, чтобы не замёрзли.
А это разные образы сказочного Деда Мороза, который спешит к нам на Новый год. /Слайд 17-18/
ФИЗМИНУТКА
Подготовка к выразительному чтению.
- Чем отличается выразительное чтение?
(Его хочется слушать, потому что чтец так умеет голосом передать смысл читаемого, что мы не только слышим, что он произносит, но и видим, представляем в своём воображении всё, о чём рассказано в тексте, становимся участниками события.)
-У каждого чтеца есть свои “инструменты”. Какие?
(Дыхание, голос, дикция) /Слайд 19/
9. Работа над интонацией прочтения стихотворения.
Голос звучит ровно, понижается в конце вопросительного предложения.
Тон при чтении речи поэта - величавый, приподнятый, торжественный,
при чтении песни “Мороза - воеводы” - весёлый, задорный, хвастливый, заносчивый.
Темп медленный.
Паузы грамматические там, где есть знаки препинания в конце строк, логические в середине строк.
Логическое ударение стоит там, где есть усиление смысла читаемого (повторы, глаголы в олицетворениях, прилагательные, показывающие красоту природы, эпитеты, противопоставления “недавно - сегодня”, “богат - не скудеет”, метафора “в алмазы, жемчуг, серебро”.
10. Хоровое чтение строф с логическими паузами:
Глядит - хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Идёт, по деревьям шагает,
Трещит по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет,
В косматой его бороде...
Задумаю - реки большие
Надолго упрячу под гнёт,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.
Богат я, казны не считаю,
А всё не скудеет добро;
Я царство моё убираю
В алмазы, жемчуг, серебро...
11. Индивидуальное чтение текста строфами.
Работа в группах по заучиванию стихотворения с использование методики Ривина.
IV. Домашнее задание.
- Сделайте рисунок “Мороза-воеводы, сочините сказку о нём.
V. Рефлексия.
- Что интересного о сегодняшнем уроке вы сможете рассказать родителям?
- Если вы поняли тему урока, напишите на листочке «+»
-Если не поняли тему урока, напишите « - «
- Если у вас остались непонятые вопросы, напишите «?»
бор
дозором
владенья
палицей
скудеет
алмазы
жемчуг
обозы
казна
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи, -
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идёт – по деревьям шагает,
Трещит по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде...
Забравшись на сосну большую,
По веточкам палицей бьёт
И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поёт.
«Метели, снега и туманы
Покорны морозу всегда,
Пойду на моря-окияны,
Построю дворцы изо льда.
Задумаю – реки большие
Надолго упрячу под гнёт,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.
Где быстрые, шумные воды
Недавно свободно текли –
Сегодня прошли пешеходы,
Обозы с товаром прошли...
Богат я, казны не считаю,
А всё не скудеет добро;
Я царство моё убираю
В алмазы, жемчуг, серебро...»