СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения Н.Н.Носов «На горке»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературного чтения  Н.Н.Носов «На горке», на котором учащиеся практикуют работу в парах, выборочное чтение, учатся пересказывать текст по картинкам, определять смысл произведения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения Н.Н.Носов «На горке»»

Конспект урока литературного чтения

Н.Носов. «На горке»

класс: 2-А

учитель: Чашкина Анастасия Валентиновна


Цели: 1. Продолжить знакомить учащихся с биографией и творчеством Н. Н. Носова и познакомить с новым произведением «На горке».

2. Учить правильному, осознанному чтению, активизировать словарь.

3. Коррекция внимания, аналитико-синтетической деятельности учащихся.

4. Воспитание мотивации к учению, интерес к книгам, умение дружно, согласованно работать с ребятами.

Задачи урока: 

Образовательные:

  • способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее рассказа Н. Носова «На горке»; содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения; способствовать формированию информационной культуры учащихся через исследовательскую деятельность; создать условия для формирования выразительного чтения;

Развивающие:

  • формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения, развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения;

Воспитательные:

  • способствовать сплочению детского коллектива, осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки, ценности совместной деятельности.

Планируемые результаты

- читать текст осознанно, выразительно и без ошибок;

- пересказывать текст, используя план;

- пересказывать текст от лица главного героя;

-формулировать правила дружеских отношений.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

- проявлять желание читать произведения о дружбе;

- проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения.

Регулятивные:

- выполнять учебное задание по алгоритму;

- адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Познавательные:

- определять тему и основную мысль произведения и обосновывать свое мнение;

 - подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор;

- находить нужную информацию, используя несколько источников.

Коммуникативные:

адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.

Оборудование: портрет писателя, книги для выставки, толковый словарь, лепесточки для цветочков, рисунки к рассказу, конверты с планом рассказа, светофор для игры «верно-неверно».











ХОД УРОКА

  1. Оргмомент.

Мотивация учебной деятельности. (Создание эмоционального настроя)

Здравствуйте, ребята. Скажите, с каким человеком приятно общаться? (Весёлым, доброжелательным). Итак, начнём урок с приветствия. Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь. Посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им. Посмотрите на меня. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке. На партах для вас приготовлены материалы для оценивания своей работы на уроке. Это лепестки цветов. На какие две группы их можно разделить? (На маленькие и большие). Так вот, после выполнения вами задания на уроке, вы будете оценивать себя лепестками. Будете создавать свой цветок-оценку.

  1. Речевая разминка. (Формирование навыков владения дыханием, развитие органов артикуляционного аппарата)

Чтобы грамотно и выразительно читать, проведём дыхательную гимнастику и подготовим голос к работе.

  • Дыхательная гимнастика «Снежинка»+артикуляциооная гимнастика.

  • Отработка дикции

Ло – ло – ло - вновь на улице тепло.

Ра-ра-ра – во дворе стоит гора.

Ре-ре-ре – сидит Котька на горе.

- прочитайте глазами

- прочитайте шёпотом и медленно

- прочитайте громко и медленно

- прочитайте громко и быстро

-прочитайте с ускорением

  • Интонационная разминка

РЕБЯТА СТРОИЛИ ГОРКУ ВО ДВОРЕ.

- Прочитайте предложение.

- Кто строил снежную горку? (Ребята)

- Прочитаем, выделяя голосом слово «РЕБЯТА».

- Что строили ребята? (Горку)

- Прочитаем, выделяя голосом слово «ГОРКА».

- Что делали ребята во дворе? (Строили)

- Прочитаем, выделяя голосом слово «СТРОИЛИ».

- Где ребята строили горку? (Во дворе)

Прочитаем, выделяя голосом слово «ВО ДВОРЕ».

Поставьте себе первую оценку.(лепесток)

3. Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.

Вставьте недостающие буквы, и вы узнаете фамилию замечательного детского писателя

Аг*ия Барт*
Чуков*кий К*рней
Михалко* Сергей  – НОСОВ

- Догадайтесь, кто это? (Носов)

- Почему именно он? (Мы читаем его рассказы)

 Сегодня продолжим знакомство с творчеством Носова. (вывешивает портрет на доску)

- Что вы знаете о Николае Николаевиче Носове? (лепесток выкладывают)

Рассказ о биографии Н.Н. Носова

Носов Николай Николаевич родился 10 (23) ноября 1908 года в Киеве в семье артиста эстрады. Детство будущего писателя прошло под Киевом, в небольшом городке Ирпень. Начальное образование Николай Николаевич получил в местной гимназии, которая в 1917 году была переорганизована в школу-семилетку.
С детсва проявлялись его разносторонние таланты, в гимназии он увлекается сочинительством, шахматами, электротехникой, театром, радиолюбительством, музыкой. Семья Носова находилась в бедственном положении, поэтому будущему писателю пришлось с 14 лет начать работать, он был землекопом, торговцем газет, возчиком бревен, косарем. Носов учится в художественном институте города Киева с 1927 года по 1929-й. оттуда Носов переводится в институт кинематографии и заканчивает его в 1932 году. И с этого же года он работает режиссером-постановщиком научно-популярных и учебных и мультипликационных и учебных фильмов. Благодаря этому он заслуживает орден Красной звезды в 1943 году. Носов начинает публиковать свои литературные рассказы с 1938-го года в популярных журналах: «Чудесные брюки», «Затейники», «Мишкина каша», «Фантазёры», «Живая шляпа», «Огородники», «Огурцы». Рассказы печатаются главным образом в журнале «Мурзилка». аибольшую известность получили произведения Николая Николаевича о Незнайке. После первой сказки («Винтик, Шпунтик и пылесос»), Носов издал трилогию о своем маленьком, непоседливом, комичном и любознательном герое. Сказки «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне» стали очень популярными. За детскую трилогию в 1969 году Николай Николаевич был награжден Государственной премией Крупской.

Сообщение темы урока.

-Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением. А как оно называется, мы узнаем из анаграммы этого слова. Название состоит из двух слов. АН  КЕГОР

-Правильно. Произведение называется «На горке»

-Сформулируйте цель сегодняшнего урока,что мы будем делать,чему научимся

- Сегодня мы продолжим работу над рассказом Н.Н.Носова «На горке».

4. Подготовка к восприятию текста.

-Как вы думаете о чём будет это произведение (полный ответ).

Словарная работа.

Подготовка к первичному восприятию текста.

Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча чего-нибудь.

Дворницкая – (устаревшее), помещение для дворника.

5.Первичное восприятие текста. Слушание аудиозаписи.

6. Осознание нового материала.

- К какому жанру относится это произведение? Докажите.

(Это произведение – рассказ, потому что описаны реальные события. Говорится об одном событии, которое произошло за небольшой промежуток времени. Оно небольшое по объему. В нем мало героев.

- Проверим, как вы внимательно слушали рассказ

1) Игра «Верно-неверно» Работа в парах

- Я предлагаю вам поиграть в игру «Верно-неверно». Так или не так всё было в рассказе Н.Н.Носова “На горке”?  Если верно-зеленый сигнал,неверно-красный (светофор)

- Колька Ершов жил в седьмой квартире. (Котька Чижов жил в шестой квартире)

- Ребята полили горку водой и пошли поужинать. (Пообедать)

- Котька надел лыжи и выскочил во двор. (Коньки)

- Забираясь на горку, Котька падал раз восемь. (Десять)

- Котька таскал песок лопатой. (Фанеркой)

- Котька посыпал горку позади себя. (Впереди)

- Ребята прибежали и сразу стали кричать на Котьку. (Сначала спросили, не видел ли Котька, кто посыпал горку песком)

- Котька сначала отпирался. (Нет, сразу признался)

- Ребята ждали целую неделю, пока пойдёт снег. (Нет. Котька засыпал снегом горку сразу)

- Ребята залили горку и сделали сбоку ступеньки. (Котька сделал ступеньки сам)

- Молодцы! Вы справились с заданием! А теперь оцените свою работу. (лепесток выкладывают)

2) Работа с текстом.

Зарядка для глаз: поморгали глазками; закрыли – помечтали; рисуем цифру 5 и цифру 9.

– Прежде чем мы начнем читать рассказ, давайте подготовимся к чтению  трудных слов, которые встретятся в тексте.

СГРЕ-БА-ЛИ       –    СГРЕБАЛИ (Подберите слово, близкое по значению: собирали)
СВА-ЛИ-ВА-ЛИ  –   СВАЛИВАЛИ
ТРУ-ДЯТ-СЯ       –    ТРУДЯТСЯ  (Подберите слово с противоположным значением: ленятся)
СКОЛЬЗ- КА-Я   –    СКОЛЬЗКАЯ
ВЗОБ-РАЛ- СЯ    –    ВЗОБРАЛСЯ (Замените синонимом)
ДВОР-НИЦ-КА-Я  – ДВОРНИЦКАЯ (Найдите толкование этого слова в словарике на странице  учебника)
ОТ-ТОЛК-НУЛ-СЯ  – ОТТОЛКНУЛСЯ
ЧЕТ-ВЕ-РЕНЬ-КИ –  ЧЕТВЕРЕНЬКИ (Как вы понимаете это слово?)
НА-ПОР-ТИЛ      –     НАПОРТИЛ (Подберите слово, близкое по значению: сломал)

  1. Физкультминутка

Как на горке снег, снег,           (встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой снег, снег.          (приседаем)
И на елке снег, снег,                 (встаем, руки в стороны)
И под елкой снег, снег.            (обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь,   (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)
Тише, тише, не шуметь           (пальчик к губам, шепотом)

Чтение рассказа.

  1. Работа по теме урока. Беседа по прочитанному материалу.

– Кто является главным героем рассказа? (Котька и его друзья)
– Что делали ребята?
– Прочитайте, как они строили горку.
– А что делал Котька, когда ребята трудились? 
– Почему же он не вышел? (Не хотел трудиться, но хотел кататься)
– Какой он? (Хитрый)
– Что произошло, когда ребята ушли обедать?
– Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.
– А зачем он посыпал горку песком? (Он не мог на нее взобраться)
– Что из этого вышло? Прочитайте.
– Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда? (Поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом).
– Котька сразу согласился это сделать? (Нет, он предложил подождать, пока выпадет снег)
– Понравилось ли Котьке работать?
– Как вы думаете, изменился ли Котька? (Да, он стал лучше).
– Кто помог ему стать лучше? (Его товарищи)
– Закройте глаза и представьте, что прошел год. Каким стал Котька? (лепесток выкладывают)


Физкультминутка (Релаксация)

Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем…
(пауза)
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали,
Глазки дружно открываем,
И к работе приступаем.

6. Выборочное чтение.

- Прочитайте, как ребята строили горку.
- Что делал Котька Чижов, когда ребята трудились во дворе?
- Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.
- Что он сделал Котька, чтобы не скользить? Прочитайте этот отрывок.
- Как отреагировали ребята на поступок Котьки? Прочитайте их слова.
- Понравилось ли Котьке работать? Подтвердите словами из рассказа. (лепесток выкладывают)

7. Деление текста на части, составление плана, пересказ.

– Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их.     
– Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? (нет)
– Давайте расставим картинки по порядку. 
– Какой картинки не хватает?
– У нас получился картинный план. Давайте озаглавим каждую картинку.
–Попробуйте составить план к данному рассказу. На карточках необходимо поставить номер по порядку, а в тексте найти начало и конец каждой части, отметив их карандашом.

  • Строительство горки ребятами.

  • Хитрец на скользкой горке.

  • Котька посыпает горку песком.

  • Ребята заставили товарища работать.

  • Котьке понравилось трудиться.



 Я думаю, многие из вас готовы уже сейчас пересказать текст. Но я хочу усложнить задачу. Может быть, кто-то попробует пересказать текст от лица Котьки?

(лепесток выкладывают)

Составленный план записывают в рабочую тетрадь. (это будет домашним заданием-пересказ рассказа по плану)

8. Обобщение изученного материала. (Работа в парах)

– Выберите слова, которые, по вашему мнению, подходят к этому рассказу

ДРУЖБА
ЗЛО
ТРУДОЛЮБИЕ
РАДОСТЬ
ЛЕНЬ
ЗАВИСТЬ

Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа:

1. Поспешишь – людей насмешишь.
2. Семь раз отмерь, а один отрежь.
3. Умел ошибиться, умей и поправиться.

– С какой целью Николай Николаевич написал рассказ «На горке»?  Чтобы:

  • Развеселить читателя.

  • Подшутить над кем-нибудь.

  • Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними.

  • Разбудить фантазию.

Помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного? (лепесток выкладывают)

– Итак, все 5 выводов верны, и я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать.

9. Итог урока.

- Как называется рассказ, с которым мы познакомились сегодня на уроке?
- А кто автор этого рассказа?
- Понравился ли вам рассказ?

-Почему дети так любят читать рассказы Носова? (Рассказы очень смешные, поучительные, весёлые…)

10. Рефлексия. (контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности)

- Что вам запомнилось на сегодняшнем уроке?

- Что нового вы узнали?

- А теперь прошу к доске со своими цветами-оценками. Прикрепите их на доску. Посмотрите, какой красивый город из цветов у нас получился! Вам нравится? Вы довольны? А как назывался город в рассказе Н.Носова о маленьких человечках. (Цветочный).

(вывешивается вывеска «Цветочный город»)

Это ваш Цветочный город, ребята! А вы его маленькие, и такие большие жители!

Урок окончен. Спасибо за урок!

11. Домашнее задание: подготовить пересказ по составленному плану.

Выставление и комментирование оценок.






8