Конспект урока литературного чтения
Н.Носов. «На горке»
класс: 2-А
учитель: Чашкина Анастасия Валентиновна
Цели: 1. Продолжить знакомить учащихся с биографией и творчеством Н. Н. Носова и познакомить с новым произведением «На горке».
2. Учить правильному, осознанному чтению, активизировать словарь.
3. Коррекция внимания, аналитико-синтетической деятельности учащихся.
4. Воспитание мотивации к учению, интерес к книгам, умение дружно, согласованно работать с ребятами.
Задачи урока:
Образовательные:
способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее рассказа Н. Носова «На горке»; содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения; способствовать формированию информационной культуры учащихся через исследовательскую деятельность; создать условия для формирования выразительного чтения;
Развивающие:
Воспитательные:
способствовать сплочению детского коллектива, осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки, ценности совместной деятельности.
Планируемые результаты
- читать текст осознанно, выразительно и без ошибок;
- пересказывать текст, используя план;
- пересказывать текст от лица главного героя;
-формулировать правила дружеских отношений.
Универсальные учебные действия:
Личностные:
- проявлять желание читать произведения о дружбе;
- проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения.
Регулятивные:
- выполнять учебное задание по алгоритму;
- адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.
Познавательные:
- определять тему и основную мысль произведения и обосновывать свое мнение;
- подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор;
- находить нужную информацию, используя несколько источников.
Коммуникативные:
адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.
Оборудование: портрет писателя, книги для выставки, толковый словарь, лепесточки для цветочков, рисунки к рассказу, конверты с планом рассказа, светофор для игры «верно-неверно».
ХОД УРОКА
Оргмомент.
Мотивация учебной деятельности. (Создание эмоционального настроя)
Здравствуйте, ребята. Скажите, с каким человеком приятно общаться? (Весёлым, доброжелательным). Итак, начнём урок с приветствия. Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь. Посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им. Посмотрите на меня. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке. На партах для вас приготовлены материалы для оценивания своей работы на уроке. Это лепестки цветов. На какие две группы их можно разделить? (На маленькие и большие). Так вот, после выполнения вами задания на уроке, вы будете оценивать себя лепестками. Будете создавать свой цветок-оценку.
Речевая разминка. (Формирование навыков владения дыханием, развитие органов артикуляционного аппарата)
Чтобы грамотно и выразительно читать, проведём дыхательную гимнастику и подготовим голос к работе.
Ло – ло – ло - вновь на улице тепло.
Ра-ра-ра – во дворе стоит гора.
Ре-ре-ре – сидит Котька на горе.
- прочитайте глазами
- прочитайте шёпотом и медленно
- прочитайте громко и медленно
- прочитайте громко и быстро
-прочитайте с ускорением
РЕБЯТА СТРОИЛИ ГОРКУ ВО ДВОРЕ.
- Прочитайте предложение.
- Кто строил снежную горку? (Ребята)
- Прочитаем, выделяя голосом слово «РЕБЯТА».
- Что строили ребята? (Горку)
- Прочитаем, выделяя голосом слово «ГОРКА».
- Что делали ребята во дворе? (Строили)
- Прочитаем, выделяя голосом слово «СТРОИЛИ».
- Где ребята строили горку? (Во дворе)
Прочитаем, выделяя голосом слово «ВО ДВОРЕ».
Поставьте себе первую оценку.(лепесток)
3. Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.
Вставьте недостающие буквы, и вы узнаете фамилию замечательного детского писателя
Аг*ия Барт*
Чуков*кий К*рней
Михалко* Сергей – НОСОВ
- Догадайтесь, кто это? (Носов)
- Почему именно он? (Мы читаем его рассказы)
Сегодня продолжим знакомство с творчеством Носова. (вывешивает портрет на доску)
- Что вы знаете о Николае Николаевиче Носове? (лепесток выкладывают)
Рассказ о биографии Н.Н. Носова
Носов Николай Николаевич родился 10 (23) ноября 1908 года в Киеве в семье артиста эстрады. Детство будущего писателя прошло под Киевом, в небольшом городке Ирпень. Начальное образование Николай Николаевич получил в местной гимназии, которая в 1917 году была переорганизована в школу-семилетку.
С детсва проявлялись его разносторонние таланты, в гимназии он увлекается сочинительством, шахматами, электротехникой, театром, радиолюбительством, музыкой. Семья Носова находилась в бедственном положении, поэтому будущему писателю пришлось с 14 лет начать работать, он был землекопом, торговцем газет, возчиком бревен, косарем. Носов учится в художественном институте города Киева с 1927 года по 1929-й. оттуда Носов переводится в институт кинематографии и заканчивает его в 1932 году. И с этого же года он работает режиссером-постановщиком научно-популярных и учебных и мультипликационных и учебных фильмов. Благодаря этому он заслуживает орден Красной звезды в 1943 году. Носов начинает публиковать свои литературные рассказы с 1938-го года в популярных журналах: «Чудесные брюки», «Затейники», «Мишкина каша», «Фантазёры», «Живая шляпа», «Огородники», «Огурцы». Рассказы печатаются главным образом в журнале «Мурзилка». аибольшую известность получили произведения Николая Николаевича о Незнайке. После первой сказки («Винтик, Шпунтик и пылесос»), Носов издал трилогию о своем маленьком, непоседливом, комичном и любознательном герое. Сказки «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне» стали очень популярными. За детскую трилогию в 1969 году Николай Николаевич был награжден Государственной премией Крупской.
Сообщение темы урока.
-Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением. А как оно называется, мы узнаем из анаграммы этого слова. Название состоит из двух слов. АН КЕГОР
-Правильно. Произведение называется «На горке»
-Сформулируйте цель сегодняшнего урока,что мы будем делать,чему научимся
- Сегодня мы продолжим работу над рассказом Н.Н.Носова «На горке».
4. Подготовка к восприятию текста.
-Как вы думаете о чём будет это произведение (полный ответ).
Словарная работа.
Подготовка к первичному восприятию текста.
Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча чего-нибудь.
Дворницкая – (устаревшее), помещение для дворника.
5.Первичное восприятие текста. Слушание аудиозаписи.
6. Осознание нового материала.
- К какому жанру относится это произведение? Докажите.
(Это произведение – рассказ, потому что описаны реальные события. Говорится об одном событии, которое произошло за небольшой промежуток времени. Оно небольшое по объему. В нем мало героев.
- Проверим, как вы внимательно слушали рассказ
1) Игра «Верно-неверно» Работа в парах
- Я предлагаю вам поиграть в игру «Верно-неверно». Так или не так всё было в рассказе Н.Н.Носова “На горке”? Если верно-зеленый сигнал,неверно-красный (светофор)
- Колька Ершов жил в седьмой квартире. (Котька Чижов жил в шестой квартире)
- Ребята полили горку водой и пошли поужинать. (Пообедать)
- Котька надел лыжи и выскочил во двор. (Коньки)
- Забираясь на горку, Котька падал раз восемь. (Десять)
- Котька таскал песок лопатой. (Фанеркой)
- Котька посыпал горку позади себя. (Впереди)
- Ребята прибежали и сразу стали кричать на Котьку. (Сначала спросили, не видел ли Котька, кто посыпал горку песком)
- Котька сначала отпирался. (Нет, сразу признался)
- Ребята ждали целую неделю, пока пойдёт снег. (Нет. Котька засыпал снегом горку сразу)
- Ребята залили горку и сделали сбоку ступеньки. (Котька сделал ступеньки сам)
- Молодцы! Вы справились с заданием! А теперь оцените свою работу. (лепесток выкладывают)
2) Работа с текстом.
Зарядка для глаз: поморгали глазками; закрыли – помечтали; рисуем цифру 5 и цифру 9.
– Прежде чем мы начнем читать рассказ, давайте подготовимся к чтению трудных слов, которые встретятся в тексте.
СГРЕ-БА-ЛИ – СГРЕБАЛИ (Подберите слово, близкое по значению: собирали)
СВА-ЛИ-ВА-ЛИ – СВАЛИВАЛИ
ТРУ-ДЯТ-СЯ – ТРУДЯТСЯ (Подберите слово с противоположным значением: ленятся)
СКОЛЬЗ- КА-Я – СКОЛЬЗКАЯ
ВЗОБ-РАЛ- СЯ – ВЗОБРАЛСЯ (Замените синонимом)
ДВОР-НИЦ-КА-Я – ДВОРНИЦКАЯ (Найдите толкование этого слова в словарике на странице учебника)
ОТ-ТОЛК-НУЛ-СЯ – ОТТОЛКНУЛСЯ
ЧЕТ-ВЕ-РЕНЬ-КИ – ЧЕТВЕРЕНЬКИ (Как вы понимаете это слово?)
НА-ПОР-ТИЛ – НАПОРТИЛ (Подберите слово, близкое по значению: сломал)
Физкультминутка
Как на горке снег, снег, (встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой снег, снег. (приседаем)
И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны)
И под елкой снег, снег. (обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь, (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)
Тише, тише, не шуметь (пальчик к губам, шепотом)
Чтение рассказа.
Работа по теме урока. Беседа по прочитанному материалу.
– Кто является главным героем рассказа? (Котька и его друзья)
– Что делали ребята?
– Прочитайте, как они строили горку.
– А что делал Котька, когда ребята трудились?
– Почему же он не вышел? (Не хотел трудиться, но хотел кататься)
– Какой он? (Хитрый)
– Что произошло, когда ребята ушли обедать?
– Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.
– А зачем он посыпал горку песком? (Он не мог на нее взобраться)
– Что из этого вышло? Прочитайте.
– Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда? (Поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом).
– Котька сразу согласился это сделать? (Нет, он предложил подождать, пока выпадет снег)
– Понравилось ли Котьке работать?
– Как вы думаете, изменился ли Котька? (Да, он стал лучше).
– Кто помог ему стать лучше? (Его товарищи)
– Закройте глаза и представьте, что прошел год. Каким стал Котька? (лепесток выкладывают)
Физкультминутка (Релаксация)
Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем…
(пауза)
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали,
Глазки дружно открываем,
И к работе приступаем.
6. Выборочное чтение.
- Прочитайте, как ребята строили горку.
- Что делал Котька Чижов, когда ребята трудились во дворе?
- Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.
- Что он сделал Котька, чтобы не скользить? Прочитайте этот отрывок.
- Как отреагировали ребята на поступок Котьки? Прочитайте их слова.
- Понравилось ли Котьке работать? Подтвердите словами из рассказа. (лепесток выкладывают)
7. Деление текста на части, составление плана, пересказ.
– Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их.
– Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? (нет)
– Давайте расставим картинки по порядку.
– Какой картинки не хватает?
– У нас получился картинный план. Давайте озаглавим каждую картинку.
–Попробуйте составить план к данному рассказу. На карточках необходимо поставить номер по порядку, а в тексте найти начало и конец каждой части, отметив их карандашом.
Строительство горки ребятами.
Хитрец на скользкой горке.
Котька посыпает горку песком.
Ребята заставили товарища работать.
Котьке понравилось трудиться.
Я думаю, многие из вас готовы уже сейчас пересказать текст. Но я хочу усложнить задачу. Может быть, кто-то попробует пересказать текст от лица Котьки?
(лепесток выкладывают)
Составленный план записывают в рабочую тетрадь. (это будет домашним заданием-пересказ рассказа по плану)
8. Обобщение изученного материала. (Работа в парах)
– Выберите слова, которые, по вашему мнению, подходят к этому рассказу
ДРУЖБА
ЗЛО
ТРУДОЛЮБИЕ
РАДОСТЬ
ЛЕНЬ
ЗАВИСТЬ
Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа:
1. Поспешишь – людей насмешишь.
2. Семь раз отмерь, а один отрежь.
3. Умел ошибиться, умей и поправиться.
– С какой целью Николай Николаевич написал рассказ «На горке»? Чтобы:
Помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного? (лепесток выкладывают)
– Итак, все 5 выводов верны, и я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать.
9. Итог урока.
- Как называется рассказ, с которым мы познакомились сегодня на уроке?
- А кто автор этого рассказа?
- Понравился ли вам рассказ?
-Почему дети так любят читать рассказы Носова? (Рассказы очень смешные, поучительные, весёлые…)
10. Рефлексия. (контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности)
- Что вам запомнилось на сегодняшнем уроке?
- Что нового вы узнали?
- А теперь прошу к доске со своими цветами-оценками. Прикрепите их на доску. Посмотрите, какой красивый город из цветов у нас получился! Вам нравится? Вы довольны? А как назывался город в рассказе Н.Носова о маленьких человечках. (Цветочный).
(вывешивается вывеска «Цветочный город»)
Это ваш Цветочный город, ребята! А вы его маленькие, и такие большие жители!
Урок окончен. Спасибо за урок!
11. Домашнее задание: подготовить пересказ по составленному плану.
Выставление и комментирование оценок.
8