СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения на тему: Х. К. Андерсен «Снежная королева», история седьмая.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для продолжения изучения произведения Г. Х. Андерсена "Снежная королева". 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения на тему: Х. К. Андерсен «Снежная королева», история седьмая.»

Конспект урока литературного чтения в 4 классе

УМК: «Перспективная начальная школа»

(Малаховская О.В. 4 класс. Литературное чтение: Хрестоматия., ст. 86-91)

Тема урока: Х. К. Андерсен «Снежная королева», история седьмая.

Цель: создание благоприятных условий для воспитания у обучающихся доброты, самоотверженности, сочувствия, готовности прийти на помощь, бескорыстия, верности, дружбы через содержание произведения Г.Х. Андерсена «Снежная королева».

Задачи:

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности через продолжение знакомства обучающихся с содержанием произведения Х.К. Андерсена «Снежная королева»; продолжению формирования представлений о жизни и творчестве Х.К. Андерсена.

Развивающие: способствовать развитию познавательной активности обучающихся посредством работы со сказкой; развитию связной речи детей, обогащению словарного запаса; умения анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, мыслить логически; развитию навыка чтения с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз; умения находить слова, которые описывают эмоциональное состояние героя, обобщению и активизации уже имеющихся знаний; умения самостоятельно делать выводы; развитию интереса к чтению сказок и читательской самостоятельности.

Воспитательные: способствовать формированию нравственного сознания истинной доброты, верности и дружбы, готовности бескорыстно действовать на пользу другим, понимать и чувствовать переживания окружающих; воспитанию любознательности, интереса к окружающему миру, читательского интереса к произведениям Х.К. Андерсена; воспитание вдумчивого чтеца.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминуток.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, формирование положительного отношения к процессу познания, к чтению, к оцениванию поступков героев произведения с позиции моральных ценностей; формирование умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения; планировать и организовывать работу в группе; воспитание нравственных качеств: доброты, сострадания, умения прийти на помощь добавить; воспитание вдумчивого чтеца.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: решение учебной задачи, умение осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, учить осознавать смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения; структурировать найденную информацию в нужной форме; анализировать, сравнивать, обобщать.



Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение ставить задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вести диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументированно отстаивать свою позицию.

Предметные: умение анализировать текст (сюжет, внешность, «речь» и поступки героев), выделять жанровые особенности сказки; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и составлять вопросы по содержанию прочитанного, находить части прочитанного, доказывающие высказанное суждение; соотносить поступки героев с нравственными нормами; участвовать в обсуждении прочитанного произведения.


Тип урока: комбинированный

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Основные образовательные ресурсы урока: компьютер и проектор, мультимедийная презентация, учебник, раздаточный материал.


Ход урока


I. Организация начала урока.

1) Приветствие

У.: - Здравствуйте, меня зовут Анастасия Николаевна и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.

2) Проверка готовности к уроку

У.: - Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка…

3) Мотивация к учебной деятельности

У.: - Кто готов работать на уроке активно? Поднимите руки.

- Кто готов помогать друг другу?

- Кто готов рассуждать, доказывать свое мнение?

- Это необходимо, чтобы сегодня на уроке у нас всё получилось. Приступаем к работе!

II. Актуализация умений и знаний.

1) Фронтальная работа

У.: - Откройте содержание хрестоматии. С каким разделом мы работаем? Какое произведение мы читаем? Кто автор?

О.: - Мы работаем с разделом №2 (читают название раздела), с произведением Г.Х. Андерсена «Снежная королева».

У.: - Как называется глава, которую мы читаем?

О.: - «Что происходило в чертогах Снежной королевы и что случилось потом»

У.: - Молодцы. Сейчас я проверю, как внимательно вы читали текст дома и что запомнили из предыдущих глав сказки.

2) Индивидуальная работа

Тестирование (ученикам раздаются листки)

1. Какое слово выкладывал Кай из льдинок во дворце у Снежной королевы?

а) Снежинка; б) вечность в) зима.

2.Кто охранял разбойничий замок?

а) Богатыри; б) снеговики;  в) бульдоги.

3.Что из вещей Герды оставила себе разбойница?

а) Муфту; б) шапку; в) шубку.

4. Кто помогал Герде во дворце принца и принцессы?

а) Кошка; б) собака; в) ворон.

5. Оружие маленькой разбойницы:

а) Лук; б) меч; в) нож.

6. Какой волшебный предмет попал к Каю в глаз?

а) Соринка; б) льдинка; в) песчинка.

7. Какой волшебный предмет смастерил злой  тролль.

а) Зеркало; б) ножницы; в) фонарик.

8.Куда обещал Кай посадить Снежную королеву?

а) В огонь; б) на печь; в) на плиту.

9. То от кого Герда узнала, что Кай у Снежной королевы?

а) От скворцов; б) лебедей;  в) голубей.



Ответы: 1-б; 2-в; 3-а; 4-в; 5-в; 6-б; 7-а; 8-б; 9-в.

Работа в парах:

У.: - Поменяйтесь листочками, проверьте своего соседа.

3) Анализ и оценка работы учащихся на данном этапе.

У.: - Результаты ваших тестов я объявлю в конце урока.

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

«Слова-помощники»

Что мы узнаем на сегодняшнем уроке?

Что вспомним?

С чем познакомимся?

У.: - «Снежная королева» - первая большая по объёму сказка Андерсена. Как можно объяснить название сказки? Из скольких  историй состоит сказка?

О.: - Сказка называется «Снежная королева», потому что главное событие, на котором строится сюжет – это похищение Кая Снежной королевой. Сказка состоит из семи историй.

У.: - Чем похоже начало сказки на народные сказки, а чем отличается?

О.: - «Ну, начнем! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем теперь» (отличие); «Жил-был тролль…», «Давным-давно…» (сходство).

Выделение жанровых особенностей народной и авторской сказки

IV. Открытие новых умений, знаний.

1) Подготовительная работа

а) Краткие биографические сведения об авторе

Раздаётся стук в дверь. Входит Андерсен (четвероклассник в роли сказочника). Читает монолог:

«Детство моё прошло в одной-единственной комнате, почти целиком заставленной сапожным верстаком, кроватью и раздвижной скамьёй, на которой я спал. Зато стены были украшены картинами , на комоде стояли красивые чашки, стаканы и безделушки, а над верстаком, у окна, висела полка с книгами и нотами, тесное помещение мне казалось большим и роскошным …» Из кухни вела лестница на чердак, где в водосточном желобе между нашим и соседским домом стоял ящик с землёй, в котором росли лук и петрушка. Это был весь огород моей матери; он до сих пор цветёт в моей сказке «Снежная королева»»

У.: - Что ещё цвело в маленьком садике в сказке «Снежная королева»?

О.: - Розы.

У.: - А что вам ещё известно о Г. Х. Андерсене?

Ответы обучающихся, дополнение учителя

Маленький Андерсен придумывал пьесы, мастерил кукол, шил им наряды, разыгрывал представления. Мать Анна Мари была прачкой из бедной семьи. В доме у них была необыкновенная чистота. Учился Андерсен в школе для бедняков. Его часто наказывали, смеялись над ним. Мать перевела Ганса в еврейскую школу, но и там над ним смеялись одноклассники. Отец ушёл на войну в наполеоновскую армию, вернулся весь израненный и вскоре умер. После смерти отца Андерсена сдали в подмастерья, позднее он начал писать сказки, которые мы любим сейчас и весь мир любит его сказки.


а) Словарная работа

У.: - Что нам необходимо сделать перед тем, как мы начнём читать произведение?

О.: - Поработать со словарем.

У.: - Как в тексте найдем непонятные слова, с которыми нужно поработать?

О.: - Эти слова отмечены (*)

У.: - Находим слова (*). (Находят слово чертог)

У.: - Предположите, что означает это слово? (Ответы обучающихся)

У.: - А теперь откроем словарь и узнаем значение этого слова.


2) Речевая разминка

Читай без ошибок. Произноси быстро:

Говорил попугай попугаю:

"Попугай, попугай, я тебя попугаю".

Отвечает ему попугай:

"Попугай, попугай, попугай!"

3) Первичное чтение сказки (Чтение «цепочкой»), анализ первичного восприятия содержания

4) Вопросы после чтения

У.: - Я предлагаю вам познакомиться с текстом. (Чтение «цепочкой»)

У.: - Посмотрите на иллюстрации и определите, к какому фрагменту 7 истории они относятся. (Обучающиеся зачитывают фрагмент из текста)

У.: - Скажите, в царстве снежной королевы было только страшно и неуютно? Или ещё красиво и величественно? Подтвердите свой ответ строчками из текста.


V. Физминутка

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

Учится с тобою молодёжь

Развивать и волю, и смекалку.

VI. Открытие новых умений, знаний (продолжение)

1) Вторичное чтение сказки и анализ содержания

У.: - Вам понравилась концовка произведения? Чем? (Ответы детей)

У.: - Что помогло Герде и Каю в чертогах Снежной королевы? Кто встретился им на обратном пути?

О.: - Герде в чертогах Снежной королевы помогла вера в Бога, молитва, верность своей любви, мужество. Её горячие слезы растопили ледяное сердце Кая, он ожил и вспомнил Герду. Каю помогли льдинки: они затанцевали и потом сами сложились в слово «вечность».

На обратном пути Герде и Каю помог олень, лапландка и финка. Они встретили маленькую разбойницу и от неё узнали, что стало с принцем, принцессой, вороном и вороной.

У.: - Какое участие принимает природа в развитии сюжета?

О.: - Мир радостный и цветущий природы – вольные птицы, деревья, реки, прекрасные цветы и животные – символ жизни и цветения. Цветы, птицы и быстрый олень помогает Герде найти Кая. Это роднит сказку Андерсена с русскими народными сказками и сказками других народов


2) Работа в группах

У.: - Разделяемся на 3 группы. Каждая из групп должна составить кластер на главных героев произведения «Снежная королева» (Кай, Герда, Снежная королева)


Чтение кластеров


3)Прослушивание пьесы «В пещере горного короля» Эдварда Грига из музыки к драме Генриха Ибсена «Пер Гюнт»


Сведения о композиторе (Материал для учителя)

Э́двард Хагеруп Григ (15 июня 1843 — 4 сентября 1907) — норвежский композитор периода романтизма, музыкальный деятель, пианист, дирижёр.

Одним из самых знаменитых произведений Грига и по сей день считается вторая сюита — «Пер Гюнт».

Эдвард Григ родился 15 июня 1843 года в Бергене, в семье потомка шотландского купца. Отец Эдварда, Александр Григ, занимал пост британского консула в Бергене, мать, Гесина Хагеруп, была пианисткой. Эдварда, его брата и трёх сестёр с детства обучали музыке, как было принято в состоятельных семьях. Впервые будущий композитор сел за пианино в четыре года. В возрасте десяти лет Григ был отправлен в общеобразовательную школу. В двенадцать лет Эдвард Григ уже сочинял собственную музыку.

В 1863 году Григ едет в Копенгаген — центр музыкальной жизни тогдашней Скандинавии. Годы, проведённые в Копенгагене, отмечены многими событиями, важными для творческой жизни Грига. Прежде всего, Григ близко соприкасается со скандинавской литературой, искусством. Он знакомится с видными её представителями, например, со знаменитым датским поэтом и сказочником Гансом Христианом Андерсеном. Это вовлекает композитора в русло близкой ему национальной культуры. Григ пишет песни на тексты Андерсена.

У.: - Удалось ли вам представить тот таинственный мир, который создал музыкальными средствами норвежский композитор Григ? Поделитесь своими впечатлениями.


VII. Подведение итогов урока. Рефлексия

У.: - Что хотел сказать читателям своей сказкой Андерсен? Как вы понимаете концовку сказки?

О.: - Андерсен своей сказкой говорит читателю, что если человек хочет чего – то добиться, если этот человек добр и сердечен, то ему будут помогать и природа, и люди, человек обязательно достигнет своей цели.

У.: - Кто является настоящей героиней этой сказки?

О.: - Герда. У неё есть всё, чего лишена Снежная королева: доброе сердце и величайшая самоотверженность.

Самоанализ деятельности



VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

У.: -Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к сказке «Снежная королева»