3. | Целеполагание. Опрос домашнего задания. | - Продолжаем знакомиться с творчеством А.С.Пушкина. Сегодня мы познакомимся и обсудим повесть «Станционный смотритель», образе «маленького человека» в ней. - Сейчас послушаем сообщения, которые подготовили ребята и совершим заочную экскурсию в музей, который находится в Ленинградской области. А какой музей мы посетим, вы сейчас узнаете сами. | Учащиеся записывают в тетради тему урока, автора и название повести. Перед учащимися появляется портрет А.С.Пушкина и иллюстрации, отражающие почтовые станции. Сообщения учащихся: 1-й ученик: Во времена Пушкина движение осуществлялось на лошадях. Существовали станции, на которых путешественникам меняли уставших лошадей. Служащих, кто отвечал за эту работу, называли станционными смотрителями. Карточка. & Смотритель –должностное лицо по присмотру, охранению чего-нибудь. 2 – ученик: в деревне Выра Ленинградской области находится первый в нашей стране музей художественного героя «Домик станционного смотрителя». Музей открыт в 1972 году. 3 – ученик: Не менее тринадцати раз на Вырской почтовой станции бывал А.С.Пушкин, и народное предание связано с повестью «Станционный смотритель». 4 – й ученик: Имя станционного смотрителя – Самсон Вырин – образовано от названия деревни и почтовой станции. Из архивных документов известно, что на Вырской станции действительно в течение многих лет служил смотритель с дочерью. В музее воссоздана обстановка, характерная для почтовых станций пушкинского времени. |
4. | Открытие нового знания. Анализ повести. | - «Станционный смотритель» – одна из повестей, входящих в цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», написанный А. С. Пушкиным осенью 1830 года (14 сентября) в Болдине. Повесть «Станционный смотритель» занимает значительное место в творчестве А.С.Пушкина. В ней изображены жизненные невзгоды, боль и страдание того, кого называют «маленьким человеком». Запишите в тетрадь, что обозначает «маленький человек» в литературе. - Кто из героев повести воплотил в себе образ «маленького человека»? Его положение в обществе? Это вопросы, на которые мы должны дать ответы в ходе рассмотрения повести. - С чего начинается повесть? - На далекой станции, на почтовом тракте в российской глубинке жил станционный смотритель Самсон Вырин. - Кто такие смотрители? Что это за люди? Каково их положение? -Дополните предложения: Станционный смотритель – это … . Путешественник вымещает на смотрителе … . Смотритель виноват в том, что … . Смотритель принуждён бегать и … , и … . Станционные смотрители – люди …, …, …, ….. Из их разговоров можно почерпнуть много … и … - Назовите главного героя повети «Станционный смотритель». - Что вы можете сказать о его молодости, кем он был? - Каким мы видим Самсона Вырина в начале повести? -А какой предстает перед нами Дуня? - Как смотритель относится к дочке? Найдите в тексте. - В повести рассказчик трижды навещает почтовую станцию. Первый и второй приезды заключают в себе немало общего. Почти все, как в первый приезд? Как вы считаете?
- А сам смотритель остался прежним или изменился?
- В чём причина такой перемены? Расскажите, что случилось с Дуней? Найдите в тексте.
- Как смотритель начинает бороться за свою дочь?
- Почему смотритель так переживает за Дуню, ведь она живет в роскоши и богатстве? Найдите в тексте.
-Что произошло с Выриным в Петербурге? - Почему вам жалко Вырина? - Почему так люди поступают? Что влияет на их поступки? - Так или иначе, но мы говорим, что есть люди нравственные, а есть безнравственные. Сегодня на уроке мы попробуем разобраться, какой поступок мы называем нравственным, а какой – безнравственным. Запись на доске: Нравственность – Совокупность норм, определяющих поведение человека. Моральные качества, т.е. это качества, определяющие поведение человека, его поступки, добрые или злые. -Почему Минский считает вправе сказать человеку, вдвое старше его, отцу его возлюбленной: «Пошел вон!» - Почему Вырин не пошел жаловаться на Минского? - Зачитайте монолог Вырина. Вывод: Что может сделать человека “маленьким”? | Учащиеся фиксируют в тетрадь, что означает «маленький человек» в литературе: («Маленький человек» - это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный. Повесть начинается с сообщения о профессии станционного смотрителя. Работа в группах. Учащиеся работают с текстом учебника стр.121-122 и выполняют задания: Задание: 1. Запишите ключевые слова, характеризующие смотрителей. («сущий мученик», «дрожащий смотритель», «люди мирные, услужливые, склонные к общежитию», «скромные в притязаниях на почести», «не слишком сребролюбивые»). 2. Выпишите устаревшие слова и выражения. Словарная работа. Устаревшие слова и выражения Коллежский регистратор - чиновник низшего (14) класса. Подьячий - младший чиновник в допетровской Руси Фельдъегерь - правительственный курьер. Подорожная - документ на право пользования казенными лошадьми. На перекладных - меняя лошадей на каждой станции. Прогоны - плата за пользование лошадьми. Самсон Вырин Вырин в прошлом – солдат. Об этом говорит то, что когда он приезжает в Петербург, то останавливается у своего старого сослуживца из Преображенского полка. Крепкий мужчина лет 50, живущий на станции со своей дочерью Дуней, это простодушный человек. Вырин выглядел «свежим и бодрым», несмотря на нелегкую работу и грубое обращение с ним проезжающих. «Сущий мученик 14 класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда». Вырин – мелкий чиновник, бедный и бесправный человек. Путешественника поразила красота 14-летней девочки, он замечает в её поведении самолюбование, стремление понравиться гостю. Дуня ведёт себя с гостем без робости и даже позволила поцеловать себя на прощание.
-С любовью, он гордится ею. «Такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать».
- Нет Дуни, на окнах не было цветов, и всё кругом было как будто грязным. -«Он постарел. Седина, глубокие морщины давно небритого лица, сгорбленная спина, хилый старик».
Его состарило одиночество. Пока дочь была рядом, в душе станционного смотрителя не было страха перед жизнью. Именно страх заставляет человека сжиматься, чувствовать себя “маленьким”. «Едва оправясь от болезни, смотритель выпросил у почтмейстера отпуск на два месяца и, не сказав никому ни слова о своем намерении, пешком отправился за своею дочерью».
«Всяко случается. Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал, да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы… « (Это не только низкий чин, отсутствие высокого социального статуса, но и потерянность в жизни, страх перед нею, утрата интереса и цели). |
5. | Подведение итогов урока. | - Чему учит нас повесть? - О чем эта повесть? - О чем заставляет задуматься эта повесть? - О дальнейшей судьбе Вырина повествователь узнает от мальчика. Когда он только ехал к смотрителю, какие чувства его одолевали? | Повесть учит уважать и любить человека, учит умению сочувствовать, заставляет думать о том, что мир, в котором живут станционные смотрители, устроен не лучшим образом. Эта повесть о глубокой отцовской любви. О дочерней неблагодарности. О том, как трудно человеку соперничать с богатым и сильным. «О маленьком человеке», сохранившем свое достоинство. Об ответственности перед близкими людьми, о раскаянии, которое может быть запоздалым, о счастье, которое нельзя достичь, если ты при этом причиняешь боль другим людям… Он сомневался, встретит ли он своего знакомого, ему было в какой-то степени жалко тех сил и денег, которые он затратил на дорогу. Да, прежде всего из-за того, что он узнал, что Дуня все же приезжала, была на могиле отца и плакала. Это говорит о том, что к дочери пришло осознание совершенного поступка, она хотела попросить прощение у отца, но опоздала. |