1. | Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность) | Психологический настрой. - Добрый день! Мы сегодня снова будем читать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошёл каждому впрок Активно включайся в работу, дружок! | Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность. |
2. | Опрос домашнего задания | 1)Беседа по статье учебника «О «Повести о Шемякином суде» (стр. 31 – 32) Как вы понимаете, что такое демократическая литература? | Создавалась в народной среде и отражала народные идеалы и представления о власти, суде, Церкви, правде, смысле жизни. Простые люди, не совершившие ничего значительного для истории, ничем не прославившиеся. Часто неудачники, бедняки. Причина несчастий «маленьких людей» в общем устройстве жизни – несправедливости суда например, равнодушии и жестокости власти богатых. |
3. | Целеполагание. Сообщение темы урока | На доске записаны слова: ПОВЕСТЬ КОМПОЗИЦИЯ СЮЖЕТ ТЕМА ИДЕЯ - Предположите, пожалуйста, о чем мы сегодня будем говорить на уроке, что обсуждать? Какова, по-вашему, цель урока? -Уже в русской средневековой литературе (XVI в.) начинает формироваться светская литература, которая пристально изучает человека. В это время возникает жанр, называемый "повестью' (в значении "повествование", "рассказ"). Героями произведений этой литературы были простые люди, так называемый «маленький человек», ничем не знаменитый, часто обездоленный, бедный, бесправный. В XVII в. появляется сатирическая разновидность "повести". Сатирическая повесть охотно пользовалась эпизодами из сказок, в то же время в ней поднимались очень серьезные нравственные и социальные проблемы. | Учащиеся записывают в тетради тему урока, название повести, словарь Учащиеся фиксируют в тетрадь, что означает «маленький человек» в литературе: «Маленький человек» - это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный. |
4. | Открытие нового знания. Анализ повести. | 1.Слово учителя - Одним из произведений демократической литературы является «Повесть о Шемякином суде». Имя героя связывалось с именем галицкого князя Дмитрия Шемяки, ослепившего своего брата московского князя Василия ІІ и прослывшего неправедным судьёй. Имя Шемяки стало нарицательным. 2. Чтение повести по ролям заранее подготовленными учениками. -Выпишите устаревшие слова и выражения. 3. Чтение с остановками. (в ходе анализа произведения идёт работа над словарём) Первая остановка - Почему богатый не дал бедному хомут? -Как относился богатый брат к бедному? -Что случилось с лошадью? Почему? -К кому пошёл жаловаться богатый брат? -Почему убогий пошёл за братом в город? - Какие ваши впечатления о бедном? Вторая остановка -У кого заночевали братья? -Где лёг спать убогий? -Почему он упал с полатей? -Что случилось? - Какая была реакция попа? Что он предпринял? Третья остановка -Какой дорогой они пошли? -Кто ехал в то время под мостом? -Как решил выйти из такого безвыходного положения бедный? -Что произошло? Четвёртая остановка - Можете предположить, какие приговоры получит бедный за эти преступления? -Что придумал убогий, чтобы избежать наказания? - Для чего достал бедный завернутый камень? Что подумал судья? -Какие приговоры вынес судья? Пятая остановка -Как повели себя истцы, после приговора Шемяки? -Кто из героев наказан? -Что можно сказать о суде Шемяки? -- О каком суде говорят «Шемякин суд»? 4. Составление плана повести 5. Рассматривание иллюстраций к повести - Опишите иллюстрации к повести словами из текста. | “истец”, “шемякин суд”, “узел злата”, “осерчал”, “посул”, “полати”, “добыть ребенка”, “зашибает насмерть”, «бить челом», «град», «погибель», «челобитная», «сулят», «покамест», «плат», «мзда» Работа с толковыми словарями: Словарная работа: Хомут - часть упряжки; надеваемая на шею лошади деревянная рама, обитая войлоком. Убожество (здесь) – бедность. Пристав - полицейский чин. Зыбка - люлька. Истец- тот, кто предъявляет иск. Напасть – беда, неприятность И смех, и сочувствие. О несправедливом, неправедном суде Работа в группах. Учащиеся работают с текстом учебника стр. 32-36 и составляют планы 1 группа – 1 части 1. Два брата: богатый и бедный 2. Лошадь без хвоста 3. Сорвался с полатей 4. Предать себя смерти 2 группа – 2 части 5. Шемяка судья 6. Камень, завернутый в платок 7. Бедный хвалил Бога |