СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "М. Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Жизнь и судьба М. Ю. Лермонтова"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "М. Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба"»

Тема: «Герой нашего времени». Обзор содержания. Печорин как «портрет поколения».

Цель: обзор и обсуждение содержания романа; выявление читательской позиции учащихся; развитие навыков монологической речи.


План

  1. Организация класса.

  2. Вступительное слово учителя.

Единственный завершенный роман Лермонтова не задумывался первоначально как цельное произведение. В «Отечественных записках»за 1839 год были опубликованы «Бэла. Из записок офицера на Кавказе» и позже «Фаталист» с примечанием, что М. Ю. Лермонтов в непродолжительном времени издаст собрание своих повестей, и напечатанных, и ненапечатанных; в 1840 году там же печатается «Тамань» и следом выходит двумя частями –томиками «Герой нашего времени». Проблемное афористическое название предложил опытный журналист А. А. Краевский взамен первоначального авторского «Один из героев нашего века». «Собрание повестей»,объединенных образом главного героя, оказалось первым в русской прозе социально-психологическим и философским романом, в жанровом отношении освоившим также многочисленные элементы драматического действия, особенно в самой большой и значительной повести – «Княжна Мери».

«Герой нашего времени» - это «история души человеческой», одной личности, воплотившей в своей неповторимой индивидуальности противоречия целого исторического периода. Печорин – единственно главный герой. Его одиночество в романе принципиально значимо. Освещены лишь отдельные эпизоды биографии Печорина; в предисловии к его журналу офицер путешественник сообщает о толстой тетради, «где он рассказывает всю свою жизнь», но, в сущности читатель и так получает представление о жизненном пути героя от детских лет до смерти. Это история тщетных попыток незаурядного человека реализовать себя, найти хотя бы какое-то удовлетворение своим потребностям, попыток, неизменно оборачивающихся страданиями и потерями для него и окружающих, история утраты им могучих жизненной сил и нелепой, неожиданной, но подготовленной всем рассказанным смерти от нечего делать, от его ненужности кому бы то ни было и себе самому.

Большинство читателей и критиков только что вышедшего романа восприняли Печорина как героя вполне отрицательного. Этот уровень понимания проявил и император Николай I. Знакомясь с первой частью произведения, он решил, что героем, что героем наших дней будет непритязательный, честный служака Максим Максимыч. Содержание второй части и отнесение заглавной формулы к Печорину вызвали у императора раздражение сентенции: «Такими романами портят нравы и ожесточают характер». «Какой же это может дать результат? Презрение или ненависть к человечеству!» Сам Лермонтов несколько поддался настроению и в предисловии ко второму изданию «Героя нашего времени»(1841) заявил, что Печорин – это «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Но в предисловии к журналу Печорина он был назван именно героем времени. Другое дело, что ,каково время, таков и герой. Ответ не предполагаемую реакцию читателей – «Да это злая ирония». Как и в «Думе», Лермонтов не отделяет себя от своего поколения со всеми свойственными ему пороками. Другие акценты сделал В. Г. Белинский, обратившийся к публике ещё суровее, чем автор в общем предисловии. Он сказал о Печорине: «Вы предаете его анафеме не за пороки,- в вас они больше и в вас они чернее и позорнее, - но за ту смелую свободу, за ту желчную откровенность, с которою он говорит о них». Смелая свобода во времена отсутствия свобод и смелости – это ли не признак истинного героя?


III. 3-4 слайд – композиция романа.

Такое построение дает автору возможность:

- Максимально заинтересовать читателя судьбой Печорина;

- Проследить историю его внутренней жизни;

- Образ Печорина проявляется двояко: с точки зрения постороннего

наблюдателя и в плане внутреннего самораскрытия;

- При таком построении, как бы оставляя героя в живых, автору легче показать свою позицию.


  1. Диспут на тему «Печорин герой своего времени»

- Почему Лермонтов выделил такую личность на фоне других героев, почему, несмотря на благовидные поступки, Печорин лучше всех остальных героев.

Д.з Подготовиться к комментированному чтению главы «Княжна Мери».