Конспект урока
по математике
во 2 классе
по теме
«Луч. Отрезок. Прямая.»
подготовила
учитель начальных классов
МОАУ СОШ с УИОП №10
им. К.Э.Циолковского г. Кирова
Ральникова Римма Яковлевна
Тема: "Луч. Отрезок. Прямая". ( по учебнику Петерсон Л.Г.)
Тип урока: урок применения, закрепления новых знаний.
Дидактическая цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью закрепить представления о понятиях «прямая», «луч», «отрезок».
Задачи.
Предметные: научить детей распознавать прямые, лучи, отрезки; изображать их с помощью линейки; находить и обозначать точки их пересечения.
Метапредметные:
Познавательные: учить формулировать проблемы и решать их; осуществлять поиск необходимой информации и применять ее для выполнения учебных заданий;
Коммуникативные: формировать умение прислушиваться к мнению одноклассников; задавать вопросы; формулировать собственные мнение и позицию; работать в группах;
Регулятивные: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия; составлять алгоритм и работать по нему;
Личностные: учить адекватно оценивать свою работу и своих одноклассников; формировать положительную учебную мотивацию.
Закрепить представления о понятиях "прямая", "луч", "отрезок";
Учить детей распознавать прямые, лучи, отрезки; изображать их с помощью линейки, находить и обозначать точки их пересечения;
Закреплять навыки сложения и вычитания трехзначных чисел;
Развивать творческое мышление, интерес к математике.
Ход урока
1.Организационный момент. (СЛАЙД)
Проверили готовность к уроку. Открыли тетради, записали число, классная работа.
2. Начнем с минутки чистописания. (СЛАЙД)
- Назовите число , в котором цифра обозначающая сотни на 3 больше цифры обозначающей десятки и на 2 меньше цифры, обозначающей единицы, а цифра в разряде единиц -это наибольшее однозначное число. 7 4 9. (СЛАЙД)
- Записываем аккуратно это число в тетрадь.
- Назовите графическую модель числа.
- Представьте число в виде суммы разрядных слагаемых.
- Назовите соседей этого числа .
3. Актуализация знаний.
- Переходим к устному счету. Сформулируйте задание. (СЛАЙД)
- Расшифруйте слово.
К 896- 261
О 700 – 268
А 314 + 430
Т 544 - 512
Ч 418 + 170
Б 521 – 489
432 588 635 744(СЛАЙД)
Т О Ч К А
К какой стране живёт точка? (геометрии)
Проверим правы ли вы.
Фронтальная работа. (СЛАЙД)
2м3см = см, 3м 5 дм = см, 468 см = м дм см. (мет) (СЛАЙД)
Составьте слово. ГЕОМЕТРИЯ. (СЛАЙД)
Геометрия – часть математики, которая изучает разные фигуры. И самой главной является Точка. Без нее не строится ни одна фигура. Поэтому назовем ее королевой.
4. Целеполагание.
Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по стране Геометрия.
Послушайте сказку и попытайтесь сформулировать тему нашего урока.
Сказка про Точку.
Жила была Точка. Она была очень любопытной и хотела все знать. Увидит незнакомую линию и непременно спросит:
- Как эта линия называется?
- Длинная она или короткая?
Подумала однажды Точка: «как же я смогу все узнать, если всегда буду жить на одном месте?! Отправлюсь - ка я путешествовать!»
- Ребята, вы готовы совершить путешествие вместе с точкой?
Сказано – сделано. Вышла точка на прямую линию и пошла по этой линии Шла, шла по прямой линии, долго шла, устала. Остановилась и говорит: «долго ли я еще буду идти?»
- Ребята, скоро ли конец прямой линии? (у прямой нет конца)
- Тогда я поверну назад, - сказала Точка. - Я, наверное, пошла не в ту сторону.
- Ребята, сможет ли Точка найти концы прямой? (у прямой нет конца)
Опечалилась Точка: «Что же, так мне и придется идти без конца?»
Вдруг Точка решила: (СЛАЙД)
- А что, если я позову на помощь Ножницы.
Тут откуда ни возьмись, появились Ножницы.
Щелкнули перед самым Точкиным носом и разрезали прямую. (слайд 7)
- Ура! – закричала Точка – вот и конец получился! Ай, да Ножницы! А теперь сделайте, пожалуйста, конец с другой стороны.
- Можно и с другой – послушно щелкнули Ножницы. (СЛАЙД)
- Как интересно! – воскликнула Точка. - Что же из моей прямой получилось? С одной стороны конец, с другой стороны конец.
Ребята, как это называется? (отрезок)
- Отрезок! - с удовольствием повторила Точка, прогуливаясь по отрезку от одного конца до другого.
- Мне нравится на отрезке. Здесь я устрою свой дом. Но прямая мне тоже нравилась. Жаль, что ее не стало, ведь теперь вместо прямой есть мой отрезок и еще два этих… Не знаю, как и сказать. У них конец только с одной стороны. А в другую сторону нет конца. Как они называются? (Лучи).
- А! - сказала радостно Точка. - Я знаю, почему они так называются. А вы ребята как думаете? (Они похожи на солнечные лучики.)
Итак, какие линии получились у Точки? (Прямая, отрезок, луч)
На основе сказки сформулируйте тему урока. (СЛАЙД)
Тема: Прямая. Отрезок. Луч. (СЛАЙД)
Цели : Закрепить представления о понятиях "прямая", "луч", "отрезок";
Учить детей распознавать прямые, лучи, отрезки; изображать их с помощью линейки;
обозначать их буквами;
Развивать память , мышление;
Учиться работать в парах.
Учиться оценивать свою работу.
А для чего нам нужны эти линии?
5. Тренировочные упражнения.
- Точка предлагает нам рассмотреть упражнения в учебнике .
С.8 № 6.
Что такое прямая? Отрезок? Луч? (СЛАЙД)
ПРЯМАЯ - НЕ ИМЕЕТ НИ НАЧАЛА, НИ КОНЦА, её можно продолжить в обе стороны. (СЛАЙД)
ЛУЧ - ИМЕЕТ НАЧАЛО, НО НЕ ИМЕЕТ КОНЦА, ЕГО МОЖНО ПРОДОЛЖИТЬ ТОЛЬКО В ОДНУ СТОРОНУ. (СЛАЙД)
ОТРЕЗОК - ИМЕЕТ НАЧАЛО И КОНЕЦ, ЕГО НЕЛЬЗЯ ПРОДОЛЖИТЬ.
- В стране Геометрии каждая линия имеет название. (СЛАЙД)
С.7 № 3 (а), (б) - работаем в парах. Оценили свою работу.
-Как можно назвать прямую? Луч? Отрезок? ( одной буквой строчной, двумя заглавными буквами.)
(- Обратите внимание на то что прямая обозначается либо одной строчной буквой либо двумя прописными буквами причем на первом месте всегда указывается начало луча. Отрезок тоже обозначается двумя прописными буквами, но порядок букв при чтении и записи, как и в обозначении прямой не имеет значения.)
- Скажите, могут линии пересекаться ? ( на карточках)
Обозначьте точку пересечения прямых, лучей, отрезков .
Что заметили?( Пересекаются лучи, отрезки не пересекаются)
– Длину какой линии можно измерить? (У отрезка.)
– А почему у других нельзя? (У прямой нет ни начала, ни конца, у луча есть начало, но нет конца.)
6. Физкультминутка.
7. Решение задач. (СЛАЙД)
1.Катя и Витя двигались навстречу друг другу, измеряя с помощью линейки длину своей комнаты. Катя намерила 189 см, а Витя - на 72 см больше . Найдите длину комнаты.
2. (СЛАЙД) На сколько Толя выше Пети, если рост Толи 1м 6дм 5см, а Коли - 1м 4дм 8см?
8. Подведем итог.
У. Линия которая имеет:
начало и конец называется…
не имеет ни начала ни конца называется…
имеет начало, но не имеет конца…
линию которую можно продолжить вправо и влево до бесконечности называется…
9. Д.З. с.7 № 4, с.8 № 8.
Молодцы! Спасибо за урок!