МБОУ Желудёвская СОШ
Открытый урок по математике.
Тема: «Устные и письменные приемы вычислений»
Учебно-методический комплект: «Школа России», 4 класс.
Выполнила: учитель начальных классов Мощенко М.А.
2016г.
План-конспект урока по математике. 4 класс.
Тема: «Устные и письменные приемы вычислений»
Цели:
- Способствовать развитию умений применять переместительное и сочетательное свойства сложения;
- выбирать удобный способ для устных и письменных вычислений;
- решать текстовые задачи, определять верные и неверные равенства.
Задачи:
Образовательные: совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи; учить использовать свойства сложения для рационализации устных и письменных вычислений.
Развивающие: развитие математической речи; познавательных способностей; развивать умение составлять и решать задачи; закрепить знания о единицах величин и способах их преобразования.
Воспитательные: воспитывать внимание, интерес к математике.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: научатся применять переместительное и сочетательное свойства сложения, выбирать удобный способ для устных и письменных вычислений, решать текстовые задачи, определять верные и неверные равенства.
Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: проявляют интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий
методы и формы обучения:
Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование:
Экран, компьютер, проектор.
Ход урока:
Орг. момент
Доброе утро, друзья! У нас сегодня не совсем обычный урок, на нем сегодня присутствуют гости, пожалуйста повернитесь, поприветствуйте их и садитесь за парты!
Вы готовы к уроку математики? (ответы детей)
Готовы, тогда для работы нам сегодня понадобятся:
Чуткие уши, внимательные глаза, сообразительные головы и конечно же хорошее настроение! А какое у вас сегодня настроение – покажите! (дети поднимают палец вверх или вниз). Хорошее настроение – у всех!
Ребята, я хочу, чтобы вы улыбались,
Работой своей вы довольны остались,
Чтоб каждый из вас ощутил свой успех!
Чтоб этот урок порадовал всех!
Сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие по стране – Математика!
Запишите в тетрадь - число и классная работа.
Актуализация знаний
Работа в паре – карточки с заданиями. Внимательно читаем задание.
234 ● 4 – 122 ● 5 =936-610=326
45000 : 100 = 450
247 + 538 – 120 = 785-120=665
Взаимопроверка. Устное комментирование своих действий.
Задание на слайде 2 ( Сравнить) Устно
Самоопределение к деятельности.
Сообщение темы, цели урока.
Посмотрите на экран (На слайде 3 записаны примеры)
345+345
3456+3456
34 567 + 34 567
- Чем отличаются примеры? (количеством цифр в числах)
- Объясните решение первого примера, выполнив запись столбиком.(в тетради)
- Складывали ли мы четырехзначные числа столбиком? (нет)
- Кто сможет объяснить, как решить второй пример? (Желающий ученик решает пример на доске с объяснением)
- Кто сможет сложить пятизначные числа столбиком? (Желающий ученик решает пример на доске с объяснением)
- А теперь проверьте решение последнего примера вычитанием. Кто сможет это сделать? (Желающий ученик решает пример на доске с объяснением)
- Какой вывод можно сделать? (многозначные числа складывают и вычитают столбиком так же, как трехзначные) Слайд 4
Сформулируйте тему урока.
Тема урока: «Устные и письменные приёмы вычислений»
Слайд 5
-Сформулируйте цели урока.
1. Познакомимся со сложением и вычитанием многозначных чисел столбиком
2. Научимся выполнять сложение и вычитание многозначных чисел столбиком.
3. Повторим приёмы сложения и вычитания.
Физминутка (слайд 6 ) Видеофайл
Изучение нового материала. Работа по теме урока.
Работа по учебнику.
Откройте с.60 в ученике.
- Прочитайте текст рядом с красной чертой на с.60
- Какие свойства сложения мы знаем? (переместительное и сочетательное)
Посмотрите на №261. Прочитайте (объясни, что обозначают в рамках на полях записи) (если к числу прибавить 0, то получится тоже самое число; если к 0 прибавить число, то получится тоже самое число; если из числа вычесть 0 – то получится такое же число; и если от числа вычесть такое же число, то получится 0)
-Выполним № 262. Прочитаем задание (читает один ученик)
Первый пример выполним вместе (коллективно) с подробным объяснением у доски ( 1 ученик работает у доски, другие помогают устно, записывая себе в тетрадь)
528 047 + 106 875 = 634 922
Проверка: 634 922 – 528 047 = 106 875
а второй пример выполним самостоятельно (потом проверим)
385 746 + 23 352 = 409098
409 098 – 385 746 = 23 352
Первичное закрепление
Групповая работа.
Составление алгоритма (алгоритм)
- А теперь немного поиграем
Я прочитаю стихотворение, а вы будьте внимательны, ведь вам нужно следить за количеством, а потом ответить на мои вопросы
Вот жаворонок с нивушки
Взлетел и полетел.
Вы слышите, как весело
Он песенку запел?
Три лодочки по озеру
Широкому плывут.
Гребцы сидят на лодочках
И весело гребут.
Пять зайцев от охотника
Прыжками в лес бегут.
Скорей, скорее, зайчики,
В лесу вас не найдут!
Четыре скачут лошади,
Во весь опор летят,
И слышно, как по камушкам
Подковы их стучат.
Сколько было жаворонков на нивушке? 1
Сколько лодочек плыло по озеру? – 3
Сколько зайцев спряталось от охотника? – 5
Сколько скакало лошадей? – 4
А теперь поиграем. Я буду вам повторно читать стихотворение, а вы будете изображать то жаворонка, то зайцев и т.д. Когда вы услышите слова о жаворонке, вы полетите (руки в стороны), а когда я скажу о зайцах, вы будете стучать ногами, когда услышите слова про лошадей, то будете издавать такие звуки –цок, цок, цок и т. д. Дети выполняют соответствующие движения.
Рефлексия
Работа в парах
Решите примеры и вы узнаете – сколько литров воды выпивает человек за год. Слайд 6 (923литра)
Работа в парах (листочки с заданиями)
3512 - 2589=923 литра
Слайд 7
Сколько слов говорит человек за 24 часа?
2537+2263=4800 слов
(+ задача № 264 с.60)
Итог урока
– С чем мы сегодня познакомились на уроке?
Для чего?
– Что понравилось на уроке?
– Что показалось непонятным?
– Для чего нам нужны эти знания?
Самооценка (лист)
Домашнее задание
Стр. 61 № 267