СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока математики. Тема "Умножение на ноль".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка поможет учителям начальной школы проводить запланированные уроки в соответствии с идеями ФГОС НОО.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики. Тема "Умножение на ноль".»

План-конспект урока по математике.


Школа: МБОУСОШ №19 имени Героя Советского Союза В.П. Стрельникова

Учитель: Половинка Людмила Анатольевна, учитель начальных классов.

Класс:

УМК: «Школа России»

Учебный предмет: Математика.

Авторы и название учебника: М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова «Математика» (ч.1)

Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы.

Дата: 28.11.16г.

Тема урока: «Умножение на 0».

Цели урока:

  • познакомить с правилом умножения чисел на 0;

  • закреплять значение таблицы умножения;

  • умение решать задачи изученных видов;

  • учить рассуждать и делать выводы.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять умножение на 0; пользоваться таблицей умножения и деления; решать задачи изученных видов; оценивать правильность выполнения действий; устанавливать причинно-следственные связи.



Учебные универсальные действия:

Предметные УУД: научатся выполнять умножение на 1 и 0; пользоваться таблицей умножения и деления

Метапредметные УУД:

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действия на уроке; работать самостоятельно по плану; оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение;

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерий успеваемости учебной деятельности.

Оборудование: ноутбук, электронное приложение к учебнику «Математика», презентация к уроку, карточки с заданиями, оценочный лист « Шкала успешности».


.

Ход урока.

Слайд 1.

  1. Организационно-мотивационный этап.

Цель: организовать направленное внимание на начало урока.

Настроенье,  каково!                - Во!

Все такого мнения!                   - Все, без исключения!

Может Вы уже устали?            - Мы с собой  таких не брали!

Может, ляжем, отдохнём?       - Лучше мы урок начнем!

       - Все за парты дружно сели,

         Друг на друга посмотрели,

- Улыбнулись, пожелали друг другу удачи.

Советую вам ничего не пропустить и быть активными помощниками.

И вперед, в путь, за новыми знаниями.

- Какие качества нам понадобятся в пути? В пути нам понадобится ум и смекалка, умение наблюдать, рассуждать и делать выводы и конечно составлять и пользоваться планом решения.


- Вы также примите участие в оценивании своей работы на всех этапах урока. Каждому из вас выдан оценочный лист. (Приложение 1)


-Путешествие по стране математике начнём с тетрадей. Откройте тетради и запишите дату.

2.Актуализация знаний.

Цель: выявить систему раннее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала обучающимися; повторить знания, умения, необходимые для открытия «нового знания».


-Начнём работу с устного счёта.


Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.
Без счета не будет на улице света,
Без счета не может подняться ракета,
Без счета письмо не найдет адресата,
И в прятки сыграть не сумеют ребята.


-Записываем ответы в тетрадях через клеточку.

  1. Во сколько раз 8 меньше 32? (в 4 раза)

  2. На сколько 35 больше 5? (на 30)

  3. Увеличь 9 в 9 раз. (81)

  4. Уменьши 18 на 9. (9)

  5. Найди произведение чисел 9 и 6. (54)

  6. Найди частное чисел 16 и 8. (2)

  7. Уменьши 49 в 7 раз. (7)

-Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте друг у друга работы, сравните с правильными ответами. Ошибки исправляйте зелёной ручкой.

Слайд 2.

-Кто допустил 1 ошибку?

-Кто допустил 2–3 ошибки? А кто выполнил работу без ошибок?

– Молодцы! Оцените свою работу в оценочном листе. Благодаря вашим знаниям мы можем продолжить путь.

-Послушайте задачу: Волк и Заяц соревнуются в бассейне. Волк проплывает за 1 минуту 8 метров, а Заяц 800 см. Кто приплывет к финишу раньше?

(В 1 метре 100 см

В 8 метрах 800 см

800 см = 800 см, значит, они приплывают вместе)

– Молодцы!

Слайд 3.

3.Создание и решение проблемной ситуации.

Цель: обеспечить высокий уровень вовлечённости учеников к учебной деятельности

- Даны числовые выражения: 7 • 3 =

7 • 2 =

7 • 1 =

Тема урока:

□ • 0 =


(дети не видят последнее выражение, оно закрыто)

-Придумайте разнообразные задания для ребят, используя эти числовые выражения.

Ответы детей:

  • Найти значения выражений (21, 14, 7). При умножении числа на 1 получается то число, которое умножали.

  • Прочитать выражение по-разному (множитель, множитель, произведение; произведение двух чисел; одно число увеличить в несколько раз и т.д.)

  • Сделать рисунок: ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○

(по 7 взять 3 раза)

  • Сравнить выражения: 7 • 3 7 • 2 (произведение чисел 7 и 3 больше произведения чисел 7 и 2)

  • Составить выражения на деление: 21 : 3 = 7 21 : 7 = 3

14 : 2 = 7 14 : 7 = 2

  • Составить уравнение и найти неизвестный множитель:

Х • 3 = 21, Х = 7

Х • 2 = 14, Х = 7

  • Продолжить ряд: первый множитель 7 повторяется, второй – каждый раз уменьшается на 1.

- Давайте проверим. Откроем последнее выражение в столбике. Почему вместо числа стоит «окошко»?

Ответ детей: вместо него можно поставить любое число.


4. Формирование новых знаний и умений.

- Кто догадался, какая тема нашего урока?

Ответ детей: «Умножение любого числа на 0»

Слайд 4

- Какую цель ставим перед собой?

Ответ детей: должны научиться умножать на 0.

- Возьмем выражение, которое у вас получилось: 7 • 0 =

- Кто найдет значение данного выражения?

Ответ детей: получится 0.

- Докажите.

Доказательство.

Ответы детей:

1 способ: сделать рисунок мы не сможем, потому что если по 7 взять 0 раз, то получится 0:

2 способ: воспользоваться правилами: от перестановки множителей произведение не изменяется, произведение – это сложение одинаковых слагаемых, т.е. 7 • 0 = 0 • 7 =0 + 0+ 0+ 0 + 0 + 0 +0= 0.

- Вставьте вместо «окошка» переменную и сделайте вывод.

Ответ детей: а • 0 = 0, 0 • в = 0

При умножении любого числа на 0 , получатся 0.

Работа по учебнику

-Прочитайте правила на с. 83 учебника и запомните их.

-Что получается при умножении на 0? (Ноль).

О чем еще вы узнали? (Делить на ноль нельзя).

1 (с.83).

(Устное выполнение с обьяснением по цепочке).


5.Физминутка.

На холме стоит рябинка,

Держи прямо, ровно спинку.

(Подтягивание – руки вверх).

Ей не просто жить на свете-

Ветер крутит, вертит ветер.

(Повороты туловища вправо и влево).

Но рябинка только гнется,

Не печалится - смеется.

(Наклоны в стороны).

Вольный ветер грозно дует

На рябинку молодую.

(Взмахи руками).


6. Первичное закрепление новой темы.

Цель: привлечь внимание учащихся к новым сведениям, выявить осознанное понимание задания.

Устно.

Найди значение выражений а • 0 = 0, 0 • в = 0,

* если а = наибольшему двузначному числу, Ответ детей: 99 • 0=0

* если а = числу, в котором 6 дес. 3 ед., 63 • 0=0

* если в = наименьшему трехзначному числу, 0 •100=0

* если в = четному числу из чисел 11, 16, 7. 0 • 16=0

На карточках в парах.

- Решите примеры. По коду, определите какое слово зашифровано. (Приложение 2)

Ответ детей: это слово «Молодцы»

- Пришлось ли в задании использовать новые знания? Какие?

Оцените свою работу в парах.

  1. Применение полученных знаний и умений.

Цель: научить применять полученные знания в работе.

Самостоятельная работа

- А сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно. В силу своих знаний и возможностей выберите то задание, которое, по вашему мнению, вы способны выполнить. (Приложение 3)

Слайд 5

- Проверка. Каким правилом пользовались?

Слайд 6

Оцените свою работу.

  1. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: умение работать в группе.

Решение задач

Задачи:

Слайд 7

  • В каждой коробке помещается по 6 новогодних игрушек. Сколько новогодних игрушек в 3 коробках?

Слайд 8.

  • Стеклянный шар стоит 6 рублей. Сколько нужно заплатить за 3 таких шара?

Слайд 9.

  • В новогоднем подарке 6 карамелек, а шоколадных конфет – в 3 раза больше. Сколько шоколадных конфет в подарке?

- Решите задачи устно.

- Измени вопрос последней задачи так, чтобы она стала составной.

Ответ детей: Сколько всего конфет в новогоднем подарке?

-Решите, записывая по действиям или выражением.

Слайд 10.

Ответ детей:

1) 6 • 3 =18 (к.) –шоколадных.

2) 6 +18 = 24 (к.) – всего.

Или 6 • 3 + 18 =24 (к.)

Ответ: 24 конфеты.

Оцените свою работу


Работа в группах

Сейчас будем работать в группах. Для начала вспомним, как надо работать в группе. (Учащиеся называют правила работы в группе).

Слайд 11.

- Внимательно рассмотрите чертёж.

Длина всего участка для снежного городка 9м, а ширина 7м. Горка занимает участок 3м длиной и 1м шириной. Найдите, чему равна площадь участка выделенного для постройки ледяных фигур? Определите порядок действий и вычислите площадь. Командиры групп получают задание. (Приложение 4)

- Командир группы первой выполнившей задание объясняет решение.

Ответ детей:

1.Найти площадь всего участка для снежного городка. (9 • 7=63 м2 )

2. Найти площадь участка на котором построена горка. (3 • 1=3 м2 )

3. Найти площадь участка для постройки ледяных фигур. (63-3=60 м2 )

- Какое правило вы использовали?

Ответ детей: При умножении числа на 1 получается то число, которое умножали.

- С каким правилом вы познакомились сегодня на уроке?

Ответ детей: При умножении любого числа на 0 , получатся 0.

Оцените свою работу в группах


10.Домашнее задание.

Цель: закрепление знаний, полученных в классе.

У людей говорят:
“Не шути с огнём!”
А у нас говорят:
“Не шути с нулём!”
У нуля про запас
Сотни каверз и проказ
Нужен глаз за ним да глаз!

Придумайте любое задание, можно веселое ( решить задачу, составить числовое выражение, уравнение, равенство, неравенство и т. д.) на изученные правила.


11.Рефлексия.

Цель: самооценка результатов деятельности.

- Посмотрите на ваши оценки. Поставьте общую оценку за урок. Определите какое задание показалось вам самым трудным, самым интересным. Объясните своё решение. Карточку вложите в тетрадь.

Слайд 12.









7 • 3 = 7 • 2 = 7 • 1 =

7 • 0 =

а•0=0

0•в=0













Приложение 1

Устный счёт

Работа в паре

«Задание по силам»

Решение задач

Работа в группе

Итоговая оценка

Самое трудное задание

Самое интересное

задание











Приложение 1

Устный счёт

Работа в паре

«Задание по силам»

Решение задач

Работа в группе

Итоговая оценка

Самое трудное задание

Самое интересное

задание











Приложение 1

Устный счёт

Работа в паре

«Задание по силам»

Решение задач

Работа в группе

Итоговая оценка

Самое трудное задание

Самое интересное

задание











Приложение 1

Устный счёт

Работа в паре

«Задание по силам»

Решение задач

Работа в группе

Итоговая оценка

Самое трудное задание

Самое интересное

задание











Приложение 1

Устный счёт

Работа в паре

«Задание по силам»

Решение задач

Работа в группе

Итоговая оценка

Самое трудное задание

Самое интересное

задание











Приложение 1

Устный счёт

Работа в паре

«Задание по силам»

Решение задач

Работа в группе

Итоговая оценка

Самое трудное задание

Самое интересное

задание











Приложение 1

Устный счёт

Работа в паре

«Задание по силам»

Решение задач

Работа в группе

Итоговая оценка

Самое трудное задание

Самое интересное

задание











Приложение 1

Устный счёт

Работа в паре

«Задание по силам»

Решение задач

Работа в группе

Итоговая оценка

Самое трудное задание

Самое интересное

задание











Приложение 2


17

15

0

98

9

18

ы

д

о

ц

м

л



Числовое выражение


Значение выражения


Буква

9 • (34-33)=



8 • 0=



8+10+0=



0 •15=



1•15=



(50+48) •1=



1 • (12+5)=





17

15

0

98

9

18

ы

д

о

ц

м

л



Числовое выражение


Значение выражения


Буква

9 • (34-33)=



8 • 0=



8+10+0=



0 •15=



1•15=



(50+48) •1=



1 • (12+5)=








Приложение 3



(9+8) • 0 =

1•(4+9) =

0 •(16-6) =

99 • 0 =

8 • (16-15)=



15 • а=15 а=

35 • а=0 а=

14 + в=30 в=

18 – х=0 х=

с • 34=0 с=


Придумай и реши 5 примеров

с ответом 0.

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________





Приложение 3



(9+8) • 0 =

1•(4+9) =

0 •(16-6) =

99 • 0 =

8 • (16-15)=



15 • а=15 а=

35 • а=0 а=

14 + в=30 в=

18 – х=0 х=

с • 34=0 с=


Придумай и реши 5 примеров

с ответом 0.

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________





Приложение 3



(9+8) • 0 =

1•(4+9) =

0 •(16-6) =

99 • 0 =

8 • (16-15)=



15 • а=15 а=

35 • а=0 а=

14 + в=30 в=

18 – х=0 х=

с • 34=0 с=


Придумай и реши 5 примеров

с ответом 0.

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________




Приложение 3



(9+8) • 0 =

1•(4+9) =

0 •(16-6) =

99 • 0 =

8 • (16-15)=



15 • а=15 а=

35 • а=0 а=

14 + в=30 в=

18 – х=0 х=

с • 34=0 с=


Придумай и реши 5 примеров

с ответом 0.

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________



Приложение 4

Группа №________________


Определипорядок действий


Действие

Решение



Найти площадь участка для постройки ледяных фигур.


S =



Найти площадь участка на котором построена горка.


S =



Найти площадь всего участка для строительства снежного городка.


S =


Ответ: площадь участка для постройки ледяных фигур равна S =








Слайд №1

1.Орг. момент.

- Давайте поздороваемся с нашими гостями.

-Сегодня у нас необычный урок математики. Он проходит в канун Нового года. И сегодня мы будем наряжать ёлочку.

- Для этого, в процессе составления и выполнения интересных заданий мы сформулируем тему, цель занятия, будем рассуждать, доказывать, делать выводы.

- Вы также примите участие в оценивании своей работы на всех этапах урока. Каждому из вас выдан оценочный лист.

- Пожелаем,  друг другу успеха и начнём работу с устного счёта.



2. Формулировка темы и задач урока.

- Кто догадался, какая тема нашего урока?

Ответ детей: «Умножение любого числа на 0» Слайд №1

- Какую цель ставим перед собой?

Ответ детей: должны научиться умножать на 0.

- Возьмем выражение, которое у вас получилось: 6 • 0 Кто найдет значение данного выражения?

Ответ детей: получится 0.

- Докажите.

Доказательство. Ответы детей: Вставьте вместо «окошка» переменную и сделайте вывод.

Ответ детей: а • 0 = 0, 0 • в = 0

При умножении любого числа на 0 , получатся 0.

Оцените свою работу на устном счёте. ИГРУШКА

2. Устный счет.

- Даны числовые выражения:

-Придумайте задания.

Ответы детей:

- Найти значения выражений (18, 12.6). При умножении числа на 1 получается то число, которое умножали.

- Прочитать выражение по-разному

- Сделать рисунок:

- Сравнить выражения:

- Составить выражения на деление

- Составить уравнение и найти неизвестный множитель:

- Продолжить ряд: первый множитель 6 повторяется, второй – каждый раз уменьшается на 1.

- Давайте проверим. Откроем последнее выражение в столбике. Почему вместо числа стоит «окошко»?

Ответ детей: вместо него можно поставить любое число.

3.Физминутка.

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги.

Точно в танце, руки в боки

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу.


ИГРУШКА

4. Закрепление материала.

4.1Устно.

Найди значение выражений а • 0 = 0, 0 • в = 0,

* если а = наибольшему двузначному числу, Ответ детей: 99 • 0=0

* если а = числу, в котором 6 дес. 3 ед., 63 • 0=0

* если в = наименьшему трехзначному числу, 0 •100=0

* если в = четному числу из чисел 11, 16, 7. 0 • 16=0

4.2На карточках в парах.

- Решите примеры. По коду, определите какое слово зашифровано. (Приложение 2)

Ответ детей: это слово «Молодцы»

- Пришлось ли в задании использовать новые знания? Какие?

Оцените свою работу в парах.

ИГРУШКА

4.3 Самостоятельная работа

- А сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно. В силу своих знаний и возможностей выберите то задание, которое, по вашему мнению, вы способны выполнить. (Приложение 3)

Слайд №2

- Проверка. Каким правилом пользовались?

Слайд №3

Оцените свою работу.

ИГРУШКА

5.Физминутка.

Мы шагаем, мы шагаем

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем,

Дышим ровно, глубоко.

Вдруг мы видим: у куста

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика И назад в дупло кладём.

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лисицу обхитрим,

На носочках побежим.

На поляну мы заходим,

Много ягод там находим.

Земляника так душиста.

Что не лень нам наклониться.

Как много мы увидели

И речку, и цветы

Узнали много

И я, и ты, и мы

ИГРУШКА

6. Повторение раннее изученного материала.

6.1Решение задач

-Какое еще можно придумать задание?

Ответ детей: придумать и решить задачи. (Для составления задач дети используют слайды)

Слайд №4

В каждой коробке помещается по 6 новогодних игрушек. Сколько новогодних игрушек в 3 коробках?

Слайд №5

Стеклянный шар стоит 6 рублей. Сколько нужно заплатить за 3 таких шара?

Слайд №6

В новогоднем подарке 6 карамелек, а шоколадных конфет – в 3 раза больше. Сколько шоколадных конфет в подарке?

- Решите задачи устно.


6.2-


Измени вопрос последней задачи так, чтобы она стала составной.

Ответ детей: Сколько всего конфет в новогоднем подарке?

-Решите, записывая по действиям или выражением.

Слайд №7

Ответ детей:

1) 6 • 3 =18 (к.) –шоколадных.

2) 6 +18 = 24 (к.) – всего.

Или 6 • 3 + 18 =24 (к.)

Ответ: 24 конфеты.

Оцените свою работу

ИГРУШКА







6.3 Работа в группах

Слайд №8

- Внимательно рассмотрите чертёж.

Длина участка для строительства снежного городка 9м, а ширина 7м. Горка занимает участок 3м длиной и 1м шириной. Найдите, чему равна площадь участка выделенного для постройки ледяных фигур? Определите порядок действий и вычислите площадь. Командиры групп получают задание.



6.4

- Командир группы первой выполнившей задание объясняет решение.

Ответ детей:

1.Найти площадь всего участка для снежного городка. (9 • 7=63 м2 )

2. Найти площадь участка на котором построена горка. (3 • 1=3 м2 )

3. Найти площадь участка для постройки ледяных фигур. (63-3=60 м2 )

- Какое правило вы использовали?

Ответ детей: При умножении числа на 1 получается то число, которое умножали.

- С каким правилом вы познакомились сегодня на уроке?

Ответ детей: При умножении любого числа на 0 , получатся 0.

Оцените свою работу в группах

ИГРУШКА

6. Домашнее задание:

У людей говорят:
“Не шути с огнём!”
А у нас говорят:
“Не шути с нулём!”
У нуля про запас
Сотни каверз и проказ
Нужен глаз за ним да глаз!

придумайте любое задание, можно веселое

( решить задачу, составить числовое выражение, уравнение, равенство, неравенство и т. д.) на изученные правила.


7. Итог урока. Рефлексия.

- Посмотрите на ваши оценки. Поставьте общую оценку за урок. Определите какое задание показалось вам самым трудным, самым интересным. Объясните своё решение.

Карточку вложите в тетрадь.

Слайд №9

- Наш урок закончен. Какая красивая ёлочка у нас получилась! Ну, а что же под ёлочкой? Сладкий подарок для ребят и новогодние пожелания для наших гостей. Спасибо за урок.