МБОУ «Кудинцевская средняя общеобразовательная школа»
Льговский район Курская область
Урок математики в 3 классе
Тема: Таблица умножения
и деления на 8
Подготовила:
учитель начальных классов
Проценко Елена Николаевна
I квалификационной категории
2014 год
УРОК МАТЕМАТИКИ В 3 КЛАССЕ
Тип урока: Открытие нового знания
Образовательная система «Школа России (традиционный класс)
Тема: «Таблица умножения и деления на 8».
Целевые установки:
Планируемые цели для учителя:
сконструировать таблицу умножения 8, опираясь на различные свойства умножения;
исследовать связь между изменяющимся множителем и цифрами в произведении;
найти закономерности и особенности данной таблицы с целью быстрого её запоминания;
решать задачи изученных видов;
развивать умение работать самостоятельно и в парах;
Планируемые метапредметные результаты:
Личностные:
формировать положительное отношение к учению;
уважительное отношение к собеседнику;
развивать интерес к различным видам решения поставленной учебной задачи и к расширению математических знаний;
Регулятивные:
учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
планировать свои действия в связи с поставленной задачей;
понимать, принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самооценку учебных действий;
Познавательные:
уметь ориентироваться в своей системе знаний;
ориентироваться в предложенном материале, находить нужную информацию;
отличать новое от уже известного;
добывать новые знания.
Коммуникативные:
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
слушать и понимать речь других;
уметь работать в паре;
формулировать собственное мнение и позицию.
Планируемые предметные результаты.
Обучающиеся:
закрепят знания изученных таблиц, устных приёмов вычисления примеров разного вида;
усовершенствуют умения решать задачи;
смогут проанализировать, найти закономерности при составлении таблицы;
смогут составить, усвоить и частично запомнить таблицу умножения на 8;
сумеют применить полученные знания на практике;
смогут сотрудничать при работе в парах, задавать вопросы, учитывать мнение одноклассников, отстаивать свою точку зрения;
будут адекватно себя оценивать на уроке.
Оборудование:
Учебник «Математика» М.И. Моро 1 часть, М., Просвещение, 2013 г
Мультимедийный проектор.
Экспозиционный экран.
Компьютер
Смайлики
Презентация PowerPoin
Тренажер для запоминания таблицы умножения
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
Я желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.
Начнём урок с хорошего настроения, как у нашего солнышка!! Слайд 1
II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
1. Работаем с числовым рядом. Задание – продолжи цепочку
- Посмотрите внимательно на ряд чисел и продолжите его:
50, 45,…, …., …, …, …, …., ….,5. Слайд 2
- Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание? Слайд 3
- Ещё одно задание по числовому ряду. Я буду задавать вам вопросы на математическом языке, а вы будьте внимательны!
- Найдите сумму чисел 50 и 45 Слайд (после каждого названного ответа)
- Найдите разность чисел 40 и 35
- Узнайте, на сколько 30 больше 25?
- Узнайте, на сколько 15 меньше 20?
- Найдите произведение чисел 10 и 5.
- Во сколько раз 10 больше 5?
2. Цепочка примеров
По цепочке решаем примеры на умножение и деление (цепочка на экране) Слайд 4
32 : 8 x 4 : 8 x 9 : 3 x 4 : 3 x 4 = 32 Слайд (после каждого названного ответа)
3. Веселые задачи на умножение и деление. Слайд 5
4. Тройки примеров.
Из какой тройки можно составить 2 верных примера на умножения и 2 примера на деление? Составь примеры.
1) 8, 7, 56
2) 2, 13, 8
3) 8, 5, 41
3) 4, 8, 35
5. Характеристика числа.
Посмотрите на доску и ответьте мне на несколько вопросов:
Какое сегодня число? 21 ноября
Дайте полную характеристику этого числа. (Число 21 двузначное, нечетное, стоит при счете между числами 20 и 22, состоит из 2 десятков и 1 единицы)
7 х 3 = 21
Что вы можете мне сказать о словах – ноябрь, работа, классная? ( это словарные слова, их написание надо запомнить)
- Запишите в тетради число, классная работа.
6. Найдите значения следующих выражений. (Учитель открывает на доске задание)
5∙8= 8∙4= 2∙8= 6∙8= 56+8=
- Прочитайте выражения. Что в них общего?
(Во всех выражениях один их компонентов равен 8.)
- Какое выражение лишнее?
(Последнее, так как во всех выражениях действие умножение, а в этом выражении – действие сложения.)
- Подумайте, как изменить это выражение, чтобы его можно было отнести к этой группе?
(Выслушиваются разные гипотезы детей. 8 х 7 + 8)
- Представьте 56 в виде произведения 2 множителей 8 х 7=56
( Учитель под выражением 56 + 8 подписывает выражение 8 х 7 +8= )
- Сколько всего раз взяли по 8?
- Как это записать? (8+8+8+8+8+8+8+8)
- А как по-другому можно записать?
- 8 ∙ 8
(Учитель под выражением 56+8 записывает выражение 8 · 8)
- Найдите значения данных выражений в порядке возрастания.
III. Выявление места и причины затруднения.
- Что помогло вам быстро выполнить это задание? (Мы эти случаи умножения уже выучили ранее)
- Почему последнее выражение вызвало затруднение? ( Не изучали таблицу умножения на 8)
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
-Так какая будет тема нашего урока? (Таблица умножения и деления на 8 )
- Какие цели мы поставим? Изучить таблицу умножения и деления на 8. Использовать ее при решении примеров и задач. Развивать мышление, память, внимание, речь.
С какого случая вы начнете заполнять таблицу умножения на 8? (2 умножить на 8.)
Какую еще таблицу нужно составить? ( умножение числа 8)
Каким свойством умножения будем пользоваться? (переместительным).
Какие еще таблицы можем составить? (деления на 8, деления с ответом 8)
Какое правило при этом надо знать? (если произведение разделить на один из множителей, то получится другой)
V. Реализация построенного проекта.
- Поработайте в парах. Составьте таблицу умножения на 8 и таблицу деления на 8.
- Проверьте правильность выполнения задания. Слайд 6
- Дайте оценку, как каждая пара справилась с работой.
- А теперь ребята давайте поищем закономерности, ключики к лучшему запоминанию таблицы.
Посмотрите внимательно и скажите, что интересного вы увидели?
Закономерности:
первый множитель увеличивается на 1
второй множитель неизменный
произведение увеличивается на 8 (сверху вниз, а снизу вверх уменьшается на 8)
все произведения двузначные числа
- Итак, ребята, достигли мы поставленной цели?
- А теперь наша задача состоит в том, чтобы научиться практически использовать таблицу и запомнить её, насколько это возможно!
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
1. Работа по учебнику с таблицей умножения на 8
- Откройте учебник на с. 62. Посмотрите на таблицу умножения нас числом 8.
- Почему в ней всего 2 примера. (Остальные случаи умножения мы уже изучили)
- Найдите значения произведений.
2. Решение примеров на умножение и деление
- Поработаем по Алгоритму, закрепим знание таблицы на 8 Слайд 7
VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
1. Дифференцированная самостоятельная работа
- Выберите уровень сложности и выполняйте работу.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу.
Проверка организуется по эталону на доске Слайд 8.
Кто из вас ошибся?
В каком случае? (...)
Исправьте ошибку.
Сделайте вывод.
(Нужно еще потренироваться и повторить изученные табличные случаи умножения и деления на ...)
Кто не ошибся?
Сделайте вывод.
(Мы все хорошо потрудились.)
VIII. Включение в систему знаний и повторений.
1. Решение задач № 3 с.62
- Читаем задачу про себя, вслух.
- Составляем краткую запись. (Ученик у доски)
В 6 ак. – 54 р.
? ак. – 27 р.
- Что известно в задаче?
- Что можно узнать, зная эти данные? (Сколько рыбок в 1 аквариуме)
- Как узнать, сколько рыбок в 1 аквариуме ? (54 : 6 = 9 р.)
- В одном аквариуме 9 рыбок. Можно теперь узнать, сколько аквариумов занимают 27 рыбок ?
- Каким действием это можно узнать? (27 : 9 = 3 ак.)
- Запишите решение задачи по действиям с пояснением.
1. Решение задач № 16 с.77
- Читаем задачу про себя, вслух.
- Составляем краткую запись. (Ученик у доски)
9 б. – 72 р.
7 б – ? р.
4 б – ? р.
- Что известно в задаче?
- Что можно узнать, зная эти данные? (Сколько стоит 1 блокнот)
- Как узнать, сколько стоит 1 блокнот ? (72:9=8 р.)
- 1 блокнот стоит 8 р. Можно теперь узнать, сколько стоят 7 таких блокнотов ?
- Каким действием это можно узнать? (8х7=56 р.)
- Как узнать, сколько стоят 4 блокнота? (8х4=32)
- Запишите решение задачи по действиям с пояснением.
2. Решение геометрической задачи № 5 стр. 62
- Читаем задачу про себя, вслух.
- Чертим прямоугольник.
- Как найти периметр прямоугольника?
- Проверим решение Слайд 9
- Как найти площадь?
- Проверим решение Слайд 9
3. Закрепление знания таблицы умножения на 8. Тренажер.
Обучающиеся работают на компьютере, собирают «пазлы». Закрепляют знание таблицы умножения на 7, 8.
ХI. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Какова была цель сегодняшнего урока?
(Составить таблицу умножения и деления на 8 и использовать ее при решении задач и примеров..)
Удалось ли достичь цели? (Да)
Трудно ли было решать новые выражения? (Ответы детей)
Ребята, а какое у вас настроение сейчас? Покажите смайлики.
- А теперь улыбнитесь друг другу. Вы все сегодня замечательно работали.
Домашнее задание: учить таблицу на 8, №4, №8 с.62
Урок окончен.
Самостоятельная работа
I УРОВЕНЬ
8 х 3 = 8 х 6 =
7 х 2 = 16 : 2 =
8 х 5 = 40 : 5 =
9 х 4 = 35 : 7 =
II УРОВЕНЬ
9 х 5 = 40 : 8 х 5 =
8 х 7 = 24 : 8 х 3 =
6 х 7 = 64 : 8 х 3 =
III УРОВЕНЬ
36 : 9 х 8= 48 : 6 + 10 =
56 : 8 х5 = 60 - 2 х 8 =
72 : 8 х 4 = 24 : 8 - 3 =
Самостоятельная работа
I УРОВЕНЬ
8 х 3 = 8 х 6 =
7 х 2 = 16 : 2 =
8 х 5 = 40 : 5 =
9 х 4 = 35 : 7 =
II УРОВЕНЬ
9 х 5 = 40 : 8 х 5 =
8 х 7 = 24 : 8 х 3 =
6 х 7 = 64 : 8 х 3 =
III УРОВЕНЬ
36 : 9 х 8= 48 : 6 + 10 =
56 : 8 х5 = 60 - 2 х 8 =
72 : 8 х 4 = 24 : 8 - 3 =