СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Миграция населения" (9 класс)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот конспект урока дает полное определение о миграции населения Казахстана. О внутренней и внешней миграции, эмиграции, имиграции населения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Миграция населения" (9 класс)»

Байдилдаева Динара Нурпеисова, КГУ "СШ имени Безродных", учитель географии.

География 9 класс


ТЕМА УРОКА: Миграции населения.

ЦЕЛЬ УРОКА:

  1. Познакомить с видами миграций, миграционной ситуацией в Казахстане, миграционной политикой страны.

УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ:

  1. Сформировать понятия «миграции», «внешние миграции», «внутренние миграции».

  2. Познакомить с видами миграций населения, их причинами.

  3. Познакомить с миграционной ситуацией в Казахстане и с миграционной политикой Казахстана.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

  1. Развивать речь учащихся, умение доказывать свое мнение.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

1. Содействовать патриотическому воспитанию учащихся. ТИП УРОКА: комбинированный урок.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Физическая карта Казахстана.

  2. Политико-административная карта Казахстана.

  3. Атласы.

  4. Инструктивные карточки и опорные конспекты.

  5. Презентация «Миграции населения».

ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА:

Подготовка класса к работе на уроке, выяснение отсутствующих и причин их отсутствия. Проверка отсутствующих, проверка готовности класса к уроку.

  1. ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ:

  1. Устный фронтальный опрос по вопросам:

  • Что такое население?

  • Для чего необходимы точные данные, характеризующие количество населения страны?

  • Как можно учитывать население?

  • От каких факторов зависит изменение численности населения?

  • Для чего проводится демографическая политика?

  • Какова численность населения нашей страны?

  • Какие прогнозы изменения численности населения Казахстана?

  1. ВВОДНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

  1. Формирование понятия «Миграции населения» (работа со слайдом 2 Презентации, запись в тетрадях понятий):

На прошлом уроке мы говорили о численности населения и причинах ее изменения. Мы раскрыли очень подробно одну из этих причин.

  • Какую? (Естественный прирост населения).

  • Что такое естественный прирост населения? (Соотношение между рождаемостью и смертностью).

  • Но, кроме естественного прироста населения на его численность влияет еще одна причина - механический прирост населения. Что такое механическое движение населения? (Соотношение между числом прибывших и убывших).

  • А что такое миграции? (Переезд людей с одного места на другое на постоянное или временное место жительства).

Задача нашего урока – познакомиться с видами миграций, с основным миграционными потоками, характерными для населения Казахстана, с миграционной политикой Казахстана.

  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:

  1. Значение и классификация миграций (Работа со слайдом 2, запись в тетрадь основных понятий):

Миграции влияют многогранно на жизнь общества. Миграции – это увеличение или уменьшение населения, а значит – либо восполнение дефицита работников, либо его увеличение. Миграции влияют н структуру населения и его естественное движение. Мигранты, в основном, молодые люди, поэтому районы притока населения отличаются более высокой рождаемостью, а оттока – пониженной.

Какие же основы классификации миграций? Миграции различают по направленности, по форме, по продолжительности и по мотивам.

  1. Различие миграций по направлению (Знакомство с составом науки в ходе беседы с использованием слайдов 3-7)

По направлению различают внутренние и внешние миграции. Миграция в пределах страны называется внутренней, миграции из одной страны в другую – внешние. Возвращение в страну эмигрантов – реэмиграция или репатриация.

Внутренние миграции – это миграции из села в город, из мелких городов в крупные, а так де межрайоныые миграции.

  • Перед вами карта межрайонных миграций. Посмотрите, какие направления миграций преобладают в Казахстане? Попробуйте найти причины этих процессов (Преобладают миграционные потоки из Южного Казахстана в северный, из Восточного в Южный). Учащиеся пытаются высказать предположение причин данных направлений миграций.

  • А теперь давайте попробуем проанализировать следующую карту. На ней синим цветом разной насыщенности изображены области, в которых преобладает приток населения, а красным – отток. В каких районах Казахстана наиболее высокий приток населения? (Западный и Южный). А отток? (Восточный, Северный и Центральный).

  • А в какой области самый высокий приток населения? (в Мангистауской).

  • Как вы считаете, почему? (Там ведется добыча нефти, поэтому очень высокие заработки, есть работа).

А теперь давайте попробуем разобраться с внешними миграциями. Внешние миграции бывают двух видов: иммиграция – въезд в страну, эмиграция – выезд из страны. Разность между ними называется сальдо миграций.

Если преобладает приток населения – сальдо положительное, отток – отрицательное.

Давайте посмотрим диаграмму внешних миграций за 1990-2004 годы. На ней красным цветом показаны процессы эмиграции, а синим – иммиграции.

  • Какие процессы преобладали с 1990 года по 20021 год в Казахстане? (Иммиграционные)

  • Как вы считаете, почему? (после развала Союза очень много людей не казахской национальности стало уезжать на Родину). Но причина не только в этом. В этот период была очень сложная социальная ситуация. Страна находилась в глубоком кризисе.

  • Какое положение сложилось в 2003-2004 году? (Эмиграция и иммиграция стали примерно одинаковыми).

А теперь давайте посмотрим, какие изменения произошли после 2004 года. На диаграмме мы видим, что в 2006-2007 годы произошел резкий приток иммигрантов в страну, а в последующее годы наблюдается небольшое положительное сальдо.

  • Каковы причины данных процессов? ( В 2006-2007 годы в страну наблюдался большой приток репатриантов из Китая, Монголии и Узбекистана. В настоящее время миграционная ситуация стабилизировалась). Резко уменьшились процессы как эмиграции, так и иммиграции. Последняя слегка преобладает).

Давайте посмотрим, как ая ситуация сложилась по областям. Из карты мы видим, что наибольший приток наблюдается в Манггистауской области и в городах Астана и Алматы. Почему? (Там можно найти высокооплачиваемую работу).

Наибольший отток наблюдается в Кызылординской, Южно-Казахстанской и Жамбыльской областях. (Скорее всего это связано с нехваткой рабочих мест).

  1. Характеристика миграций по форме (Рассказ учителя с использованием слайдов 6-10).

По форме различают миграции добровольные, вынужденные и принудительные.

К добровольным миграциям можно отнести огромную миграцию народов в Казахстан для освоения Целины. Русские, украинцы и другие народы ехали на освоение целинных земель. Для строительства Казахстанской Магнитки, а так же на многие стройки послевоенного периода так же приехало много людей со всего Советского союза. Это были комсомольские ударные стройки, и люди ехали на них добровольно, гонимые энтузиазмом.

Принудительные миграции характерны для 30-40 годов ХХ века. В период массовых политических репрессий необоснованные карательные меры применялись не только по отношению к отдельным лицам, к представителям социальных групп, классов, религий, но и к отдельным народам по принципу коллективной ответственности за национальную принадлежность. В отношении отдельных народов тоталитарный режим применяет такой вид политических репрессий, как депортация — массовое насильственное выселение.

  • А сейчас попробуйте определить по рисункам: какой вид миграции изображен на каждом из них.

  1. Миграции по мотивам и продолжительности (Работа со слайдами 11 - 12. Беседа с опорой на имеющиеся у учащихся знания).

  • Какими бывают миграции по мотивам? А по продолжительности?

  • Как вы считаете, какие миграции по мотивам характерны для Казахстана? (Социально-экономические).

  • А помните, мы с вам видели, что Восточный Казахстан является крупнейшим районом внутренней эмиграции. Как вы считаете, почему? (Там в советское время был Семипалатинский полигон, и до настоящего времени этот район является районом экологически неблагоприятной ситуации).

А теперь посмотрите рисунок. Определите по рисункам виды миграций по продолжительности.

  1. Миграционная политика Казахстана (Рассказ учителя с использованием слайдов 6-13).

Каждое государство мира проводит ряд мероприятий по регулированию процессов миграций. Такие мероприятия называются миграционной политикой.

Какую же миграционную политику проводит Казахстан?

Миграционная политика Казахстана направлена на решение двух задач:

  1. Увеличить масштабы:

  • Репатриантов – соотечественников;

  • Реэмигрантов – бывших граждан Казахстана;

  • Переселенцев из экологически неблагополучных районов страны.

  1. Организовать их рациональное расселение в интересах повышения качества жизни людей.

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО:

  1. Беседа по вопросам:

  • Алматинец переехал на постоянное место жительства в США. Как назовут его американцы? казахстанцы?

  • Выпускница университета из Атырау учится в Великобритании. Какую миграцию она осуществляет?

  • В Казахстане на уборке урожая ежегодно работают 80 тыс. граждан Кыргызстана. Что это за миграция?

  • Соотечественник уехал на постоянное жительство в Германию, но через год вернулся на родину, в Казахстан. Кто он с точки зрения миграции?

  • На месторождении Тенгиз (Западный Казахстан) работают бурильщики из Актобе. Их смена длится 15 дней. Затем 15 дней они отдыхают дома. Какую миграцию регулярно осуществляют эти рабочие?

  • Семья казахов из Узбекистана переселилась в Казахстан. Как назовут этих иммигрантов в нашей стране?

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

  • По учебнику Ахметова §13 (стр. 60).

  • Выучить все понятия.

  • По желанию:

1. Реферат на тему: «Депортация народов в Казахстан».