СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки "Динамические оттенки"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: расширить уже полученные знания о динамике звука, как средстве выразительности. Познакомить с динамическими оттенками.

Задачи:

Обучающая: познакомить учащихся с понятием «динамические оттенки»;

научить различать динамику голоса человека; музыкальных инструментов; окружающих нас предметов. Показать детям значение динамических оттенков в музыкальном произведении. Восприятие средств музыкальной выразительности через систему творческих заданий.

Коррекционно - развивающая: развивать творческое мышление и воображение; развивать интерес к классической музыке; развивать познавательный интерес к окружающей жизни, уметь говорить о музыке, применяя музыкальные термины; пополнять словарный запас; вовлечь учащихся в активную деятельность; развивать певческие навыки.

Воспитательная: воспитывать интерес к классической музыке через слушание, воспитывать навыки самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою работу, побуждать учащихся к адекватной самооценке на уроке.

Оборудование: мультимедиа, презентация, фонограмма «Песни друзей» Г.Гладкова; «Вальс» Е.Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»; В.Шаинский «Голубой вагон»  

Просмотр содержимого документа
«конспект урока музыки "Динамические оттенки"»

Конспект урока музыки «Динамические оттенки» разработан по программе VIII вида для 5 класса автора В.В. Воронковой.

Автор: Дубровина Любовь Анатольевна - учитель музыки МБОУ СОШ№17(филиал)городского округа – город Камышин Волгоградской области

Тип урока: Изучение нового материала и закрепления знаний.

Цель урока: Сформировать у учащихся осознанное представление о ритме как о средстве музыкальной выразительности.

Цель: расширить уже полученные знания о динамике звука, как средстве выразительности. Познакомить с динамическими оттенками.

 Задачи:

Обучающая: познакомить учащихся с понятием «динамические оттенки»;

научить различать динамику голоса человека; музыкальных инструментов; окружающих нас предметов. Показать детям значение динамических оттенков в музыкальном произведении. Восприятие средств музыкальной выразительности через систему творческих заданий.

Коррекционно - развивающая: развивать творческое мышление и воображение; развивать интерес к классической музыке; развивать познавательный интерес к окружающей жизни, уметь говорить о музыке, применяя музыкальные термины; пополнять словарный запас; вовлечь учащихся в активную деятельность; развивать певческие навыки.

Воспитательная: воспитывать интерес к классической музыке через слушание, воспитывать навыки самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою работу, побуждать учащихся к адекватной самооценке на уроке.


Оборудование: мультимедиа, презентация, фонограммы «Песни друзей» Г.Гладкова; «Вальс» Е.Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»; В.Шаинский «Голубой вагон»

План урока

1.Орг. момент. Приветствие

2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока.

3. Работа по теме урока

Станция «Цветочная».

Станция Форте и Пиано

4.Закрепление изученного материала.

Станция «Горный перевал».

Станция «Загадочная».

5. Итог урока.

6. Проверь себя. Динамика. Станция «Конечная».

7. Рефлексия



Технологическая карта урока

Этапы урока

Организация этапа.

Оборудо-

вание.

До

зи

ров

ка

в

ре

ме

ни

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Орг. момент.

Привет

ствие.


Слайд 1







2









Добрый день, добрый день

Встретились мы снова,



Слушать музыку и петь

Мы уже готовы.








Принятие социальной роли обучающегося.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока.





Звучит «Вальс» Е.Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»








































(На доске в теме урока дописываю: Динамические оттенки).


8




- ребята! Давайте проанализируем прозвучавшее музыкальное произведение:

- Что мы можем сказать о мелодии, которая сейчас прозвучала?

- Что происходит в этом произведении?

О каком средстве музыкальной выразительности идёт речь?

-Мелодия появляется из тишины, затем набирает максимальную силу и мгновенно угасает, звучание набирает силу и теряет её.

- Прочитайте, пожалуйста выразительно стихотворный текст Агнии Барто «Наша Таня». (относительно громко и относительно тихо)






-понятия «громко» и «тихо» очень относительное.

Например, когда у вас хорошее настроение, вы включаете магнитофон на всю громкость, а у соседа в этот день плохое настроение. Поэтому он возмущается. Для него этот звук кажется слишком громким. Значит, какой вывод можно сделать?



Но и звучать он тоже может неодинаково. Например: звуки, тихие для трубы, оказываются слишком громкими для гитары.

Проведем эксперимент: Постучите по столу. Тихо... чуть громче... громко... очень громко!

Обратите внимание: чем громче мы стучим, тем больше силы нам приходится прикладывать. Так же и в музыке. Музыка может быть тихой или громкой, может резко или плавно переходить из одной громкости в другую.




(ответы обучающихся)





О силе звука





Ребята читают:

Наша Таня громко плачет: громко
Уронила в речку мячик. (форте)
- Тише, Танечка, не плачь: тихо
 -  Не утонет в речке мяч. (пиано)
А.Барто










Один и тот же звук воспринимается нами по-разному.







Стучат карандашом по столу

Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.



Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами



-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.



- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью



-аргументация своего мнения

и позиции в коммуникации.



Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную ность с партнёрами

3. Работа по теме урока





















Станция «Цвето

чная»



























Станция «Форте и Пиано»



Слайд 2


















«Песня друзей» из мультфильма «Бременские музыканты».




Слайды 3 - 5











Слайд 6











Приложение 1

Стих Е.Королёвой.







Звук баяна постепенно

от тихого

до громкого.

Приложение 2


Слайды 7,8

18

Как называется сила звука?

Правильно! Сегодня мы расширим знания о динамике. Мы познакомимся с динамическими оттенками. А чтобы вы лучше запомнили динамические оттенки, и вам было интересней, мы будем путешествовать на «Весёлом экспрессе».









Ребята, какую веселую песню мы с вами знаем? Я предлагаю вам исполнить «Песню друзей» из мультфильма «Бременские музыканты».


Ребята, мы с вами прибыли на станцию «Цветочная».

Давайте посмотрим, какие перед нами красивые цветы. Сейчас мы с вами будем их нюхать. Делаем короткий вдох и длинный замедленный выдох со счетом: 1,2,3,4.5 и т.д.

А сейчас давайте посмотрим на эту цветочную полянку, назовем наши цветы Егорками и попробуем их посчитать. Запоминаем фразу: «Как на горке, на пригорке, жили 33 Егорки, раз Егорка, два Егорка, три Егорка…» и т.д.


Продолжаем наше путешествие на «Весёлом экспрессе».

Двигаемся к следующей станции с такими словами: «Тук, тук, тук, стучат колёса, едет, едет паровоз. Мимо ёлок, мимо сосен – далеко он нас завёз».

- Я вам расскажу, какие жители живут на этой оста­новке.


- Какие слова чаще всего встречаются? Как эти слова обозначаются в музыке:


Как вы. Ребята, думаете кто живёт на этой станции7





Внимание! К нам приближается динамический поезд. Запишите и запомните динамические оттенки:


-динамика








На экспрессе нашем быстром

Никому скучать нельзя.

В путь, веселые туристы,

В путь, веселые друзья!

А чтобы ещё интересней

И легче казалось идти,

Споём – и весёлая песня

Поможет в далеком пути.

(дети отвечают)


(Исполняют 1 куплет)




Работают над дыханием




С каждым разом при повторении упражнения выдох удлиняется за счет увеличения ряда цифр и постепенного замедления темпа.


Работают над дыханием





(ребята повторяют слова, при этом громко топают ногами)









(Громко, тихо)

f - ФОРТЕ (громко)

p - ПИАНО (тихо)

- Значит, на этой остановке живут Форте и Пиано.







Обучающиеся записывают термины с объяснением

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами








Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства











Устанавливать причинно следственные связи.














выдвигать гипотезу и доказательства











Давать определения понятиям.


4.Закрепление изученногоматериала

























































































































Станция «Горный перевал».
































Станция «Зага

дочная».





(игра предлагается М.А.Михайло

вой).

Приложение 3


Игровой материал: игрушка.




























В.Шаинский «Голубой вагон»

























Слайд 9













Приложение 4


10

Мы находимся на станции Форте и Пиано


Они предлагают нам поиграть в игру «Громко – тихо запоём»

























- Каким средством выразительности мы пользовались при игре?

-Какими?


-Ребята, что-то мы засиделись на этой станции. Давайте отправляться дальше.

-Помните припев песни В.Шаинского «Голубой вагон»?

Давайте пропоем 1 часть припева только f.

Красиво прозвучала в нашем исполнении песня, когда мы прокричали ее?

Как можно изменить звучание песни, чтобы сделать ее более выразительной?









Какие динамические оттенки помогли нам в создании радостного настроения в этой песне?


Мы с вами прибыли на станцию, которая называется «Горный перевал».

Ребята, а вы знаете, как отвечает эхо в горах. Вот, например, если я высоко в горах крикну: «Сколько времени сейчас» Что мне ответит эхо? (час, час). А может эхо ответить: «Два часа, сорок минут»?

Давайте сейчас сыграем в игру, которая так и называется «Эхо».

Я буду спрашивать, а вы повторять последний слог и при этом хлопать в ладоши. Последний слог повторяем два раза и два раза хлопаем в ладоши, делая это одновременно. Начинаем!

Что нам помогало в игре?


Разгадайте загадку:

К двум нотам известным

прибавим предлог,

получится громкий

и долгий гудок


-Изобразите голосом сирену. Начинайте тихо, постепенно увеличивая громкость – сирена приближается. Проезжает мимо. И удаляется – уменьшайте громкость. Какой динамический прием мы использовали?







Играют в игру





Выбирается водящий, который выходит из класса. Остальные договариваются и прячут игрушку. Водящий, зайдя в класс, должен её найти, руководствуясь звучанием песни, которую поют учащиеся класса (в целях закрепления используется песня, которую только что разучивали)

Основное правило: звучание песни усиливается по мере приближения к игрушке и, наоборот, стихает, по мере отдаления от неё.

-Динамическими оттенками

(ответы обучающихся)








(ребята исполняют припев)


(ребята исполняют).




(ответы детей)



Нужно изменить звучание песни. Сила звука должна меняться на протяжении песни. Давайте остановимся на варианте «чем ближе – тем громче» в первой части и во второй части припева «чем дальше – тем тише».



крещендо и диминуэндо.










Ну, конечно же, нет.








- Динамические оттенки








(СИРЕНА).








-Чем ближе – тем громче, чем дальше – тем тише.


-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.





Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 


Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами









-извлечение из музыкального произведения необходимой информации;

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 









Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами








- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.



5.Итог урока.

Станция конечная.


«Проверь себя»

Динамика.

Слайды 10-17

2

Наше путешествие подходит к концу. Вспомните самые приятные моменты нашего путешествия.

-Чем мы сегодня занимались на уроке?

Давайте проверим знаете ли вы в динамические оттенки?

Предлагается тест «Проверь себя»





(ответы детей)



(ответы детей)


Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами


-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

6.Реф

лексия.



Слайд 18







5

Учитель: Наше путешествие прошло успешно. Вы научились различать динамические оттенки.

Оцените свою работу!



Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.