Создание условий для формирования у учащихся представлений о духовной и светской музыке.
1. Образовательная:
- систематизировать представления учащихся об основах православной и католической
духовной музыки;
2. Развивающая:
- создать условия для развития художественно-образного творческого мышления учащихся;
3. Воспитательная
-создать условия для воспитания эстетического вкуса, прививать любовь и интерес к
музыкальному искусству;
1. Личностно ориентированное обучение
2. Технология проблемного обучения
4. Технология системно-деятельностного подхода
5. Информационно-коммуникационная технология
3) Раздаточный материал (кроссворд, распечатанный тест, учебная карта, картинки и фотографии для 3, 4 группы, схема синквейна)
Дети в классе поделены на 4 группы. Принцип деления на группы по их желанию (уже были сформированы)
Организационно-мотивационный момент Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока: - внешняя и внутренняя психологическая готовностью учащихся к уроку Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: - формирование положительного эмоционального фона, обеспечение комфортности, - внешняя и внутренняя психологическая готовностью учащихся к уроку Методы и приёмы организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока: -метод создания эстетического пространства с помощью музыки и стихов |
Художественно-педагогическая деятельность учителя (ХПД) | Художественно-эстетическая деятельность ученика (ХЭД) | Результаты ХЭД учащихся |
СЛУШАНИЕ Песня М. Минков на слова Ю. Энтина «Дорога добра» (1 куплет) Слайд 1 Приветствие: Друзья мои, я очень рада Зайти в приветливый ваш класс И для меня всегда награда Сиянье ваших умных глаз, Я знаю в классе каждый гений, Но без труда талант не впрок. Возьмем же музыку и творчество И вместе создадим урок. Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок начался с песни Марка Минкова на стихи Юрия Энтина «Дорога добра». И вместе с этой песней я вам всем желаю только добра и надеюсь, что у нас с вами сегодня всё получится! | Дети настраиваются на интонацию урока, подготавливаются к работе (1 мин. 30 сек.) | Создание положительного эмоционального настроя на урок способствует формированию позитивного эмоционального фона, эмоциональной отзывчивости обеспечивает комфортность. Дети становятся более отзывчивыми, открытыми для общения и восприятия новых знаний. |
Актуализация знаний учащихся. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. Цель этапа: создать условия для актуализации знаний учащихся по пройденному материалу. Задачи этапа: обеспечить учебную работу учащихся для повторения ранее усвоенного материала для его использования в освоении знаний по теме урока Методы и приёмы, способствующие решению поставленных целей и задач: Метод коллективного осмысления Беседа Приём «Отгадываем кроссворд». |
Художественно-педагогическая деятельность учителя (ХПД) | Художественно-эстетическая деятельность ученика (ХЭД) | Результаты ХЭД учащихся |
А начать наш урок я предлагаю с отгадывания кроссворда, который лежит на ваших партах. Работать вы будете в группах, поэтому, пожалуйста повторите правила работы в группе. Слайд 2 (правила работы в группе) Какая группа первой отгадает слово, выделенное другим цветом по вертикали, поднимает руку. Слайд 3 (кроссворд) Итак, получилось слово Развитие. Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием. Слайд 4(кроссворд разгаданный) - Скажите пожалуйста, что такое развитие? (Это изменение) - Развитие – это, прежде всего изменение, постоянно происходящее и наблюдаемое нами в жизни. - А для каждого из нас важно развитие? (Да). И для каждого человека и для вас и для меня важно развитие. Так вот я вам желаю, чтобы на сегодняшнем уроке вы получили хотя бы частичку тех знаний, которые помогли бы вам в вашем дальнейшем развитии! - Скажите, а то, что вы отгадывали сегодня в кроссворде имеет отношение к развитию? (Да). К развитию чего? (Музыки) Всё это приёмы и способы развития музыки, из чего складывается музыкальная драматургия. | Дети разгадывают кроссворд в группе, используя накопленные знания и с помощью тетрадей по музыке (5 минут) Отвечают на поставленные вопросы, используя знания, полученные на предыдущих уроках. | - повторяют ранее изученный материал (способы и приёмы развития музыки) - работают в группе по правилам Формирование учебно-познавательных компетенций: умение анализировать, умение применять теоретические знания при решении кроссворда, обозначать понимание или непонимание по отношению к изучаемому. При разгадывании кроссворда дети определяют ключевое слово Развитие, которое является основополагающим в теме «Музыкальная драматургия» Дети вспоминают тему полугодия «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» |
Определение и осознание учащимися целей и задач урока Цель, которую учитель ставит перед учениками на данном этапе урока: - с помощью музыкальных примеров и наводящих вопросов подвести учащихся к постановке целей и задач урока Цели и задачи, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока: - самостоятельное и осознанное определение учащимися целей и задач урока, результата деятельности, который должен быть достигнут Методы и приёмы, способствующие решению поставленных целей и задач: - Метод наблюдения и сравнения; -Диалог -Прием подсказки |
Художественно-педагогическая деятельность учителя (ХПД) | Художественно-эстетическая деятельность ученика (ХЭД) | Результаты ХЭД учащихся |
- Сейчас я предлагаю вам послушать два музыкальных фрагмента и сравнить их. Скажите где и при каких обстоятельствах могли бы звучать данные произведения? Слайд 5(музыка) СЛУШАНИЕ.1. Вольфганг Амадей Моцарт Реквием. Лакримоза. (1,20 мин) 2. Й. Гайдн Симфония № 104, 3 часть менуэт (54 сек.) - Где могли бы звучать данные произведения? - Как вы это поняли? Слайд 6 (названия произведений и композиторы)
- Как мы можем определить тему сегодняшнего урока? Музыка духовная и музыка светская – два направления музыкальной культуры – тема нашего сегодняшнего урока. Слайд 7 (тема урока) - Ребята! Как вы думаете, какую цель мы сегодня перед собой поставим? - Ответьте себе на два вопроса: Что я хочу сегодня узнать? Чему хочу научиться? Слайд 8 (слова: духовная, светская, камерная, симфоническая, музыкальная драматургия, истоки) Слайд 9(цель урока) Слайд 10 (задачи урока) -Ребята, вы абсолютно правы! (4 минуты) Сворачиваю свою презентацию! | Учащиеся, прослушав фрагменты произведений, высказывают свои предположения. Формулируют тему урока. Пытаются определить его цели и задачи. - Первое в церкви, второе на балу у короля. - Первое произведение связанное с религией, с Богом, трагичное, скорбное, а второе более праздничное, танцевальное, торжественное, оно не может звучать в церкви, а исполняется в залах, на балах, на приёмах. Музыкальная драматургия построена принципе повтора и контраста создаёт образ торжественного танца менуэта. Музыка духовная и музыка светская.
-Сформировать представления о духовной и светской музыке. - Что лежит в основе музыки православной и католической церквей.
-Вспомнить что такое камерная и симфоническая музыка. - Обратить внимание на особенности драматургии этой музыки | Самостоятельное выделение темы и задач урока; При определении целей и задач урока учитываются индивидуальные особенности учащихся класса. Используется эффективный приём подсказки. Затем при помощи вспомогательных слов учащиеся самостоятельно формулируют тему, цели и задачи урока. |
Открытие новых знаний. Цель этапа: сформировать у обучающихся представление о духовной и светской музыке на основе творческих сообщений групп учащихся по данной теме. Задачи этапа: систематизировать представления учащихся об основах православной и католической духовной музыки; - формировать познавательные мотивы учения, умение осуществлять поиск новой информации в Интернете, справочниках и оценивать её качество; - развивать креативные способности учащихся через подготовку и представление творческой работы на заданную тему; Методы и приёмы, способствующие решению поставленных целей и задач: Метод художественного исполнения; Словесный метод; Репродуктивный метод (активное восприятие информации); Наглядно-иллюстративный метод; Метод формирования познавательного интереса Метод забегания вперёд и возвращения к пройденному. Приём: показ творческих работ в группе |
Художественно-педагогическая деятельность учителя (ХПД) | Художественно-эстетическая деятельность ученика (ХЭД) | Результаты ХЭД учащихся |
Ребята, вам дано было творческое задание приготовить сообщение по теме нашего урока. Каждая группа готовила задание по своей теме. Как вы справились с этим заданием, сейчас мы увидим. Третья и четвёртая группа у нас особенные. Они не просто зрители, и ценители. Результат того, что они увидели, зафиксировали и поняли на уроке, они выразят тоже в творческих работах. Им в течение урока нужно будет создать коллажи на тему светская и духовная музыка, а также написать синквейн на эту тему и защитить свои работы. Выступления команд. (по 5 минут) - А теперь я приглашаю первую группу с их домашним заданием. (Духовная музыка) - Следующая группа выступает с представлением о светской музыке. (10 минут) - Спасибо вам, ребята. Вы постарались приготовить ваши сообщения в творческой и доступной форме. Я надеюсь, третья и четвёртая группа уже сделали наброски своих творческих работ?! Слайд 11 (направления музыкальной культуры) - Итак, если мы посмотрим на слайд, то увидим обобщение того, о чём говорили дети. | Каждая группа творчески раскрывает свою тему. Остальные учащиеся внимательно слушают выступления своих одноклассников, с помощью информационных карт задают вопросы, делают выводы, фиксируют информацию, оценивают выступления. Третья и четвёртая группа собирают коллажи на тему «Духовная» и «Светская музыка» из набора картинок. Правила создания коллажей находятся в каждой группе. Кроме этого они сочиняют синквейны: «Духовная музыка», «Светская музыка». (Выбор темы коллажа и синквейна проходит по жребию) | Формируются познавательные мотивы учения, умение находить информацию, пользуясь сетью Интернет, справочниками. Развиваются креативные способности детей, умение анализировать информацию и брать для себя самое главное, осознанно строить речевое высказывание, а также умение задавать вопросы и дополнять ответы с помощью информационных карт.
|
Актуализация знаний (слушание, анализ) Цель этапа: выявление приёмов и способов драматического развития музыки духовной и светской, на основе прослушивания и анализа фрагментов музыкальных произведений. Задачи этапа: систематизировать представления учащихся об основах православной и католической духовной музыки на музыкальных примерах; - формировать умения извлекать информацию из текста, активизировать словарь учащихся, обогатить их речь образно-выразительными средствами с помощью словаря эмоциональных терминов В.Г. Ражникова; - приобщение к духовно-нравственным ценностям музыки религиозной традиции и светской музыки; Методы и приёмы, способствующие решению поставленных целей и задач: Метод наблюдения, сравнения и анализа; Метод художественно-педагогической драматургии; Метод коллективного осмысления; Словесный метод; Репродуктивный метод (активное восприятие информации); Наглядно-иллюстративный метод; Частично-поисковый метод (работа с учебными картами) Метод формирования познавательного интереса |
Художественно-педагогическая деятельность учителя (ХПД) | Художественно-эстетическая деятельность ученика (ХЭД) | Результаты ХЭД учащихся |
Слайд 12(название и фото композиторов) А теперь я предлагаю вам послушать музыку и проанализировать её. - Какой характер первого произведения? 1 Максим Сазонтович Березовский «Не отверзи мене во время старости» 1 часть из Духовного концерта – фрагмент (Скорбный, возвышенный, спокойный, молитвенный, набожный, смиренный) - Какова музыкальная драматургия этого хора, что в основе этой музыки, каково построение музыки? (Содержание хора развёртывается в полифонической форме – фуге) В основе музыки православной – ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ (Драматургия образов страдания, смерти и воскресения Христа является основой развития церковной музыки). Многоголосие -Каково предназначение духовной музыки? Духовная музыка – её предназначение велико – возвысить человека, дать ему понятие его предназначения в этом мире. Она обращена к душе человека. 2.А. Бородин Квартет №2, 3 часть «Ноктюрн» - Каков характер музыки? (Характер спокойный, созерцательный, нежный, таинственный, мечтательный, напевный, похож на разговор людей). - Каковы приёмы развития? (Приём развития имитация, повтор) Образ любви и нежности. _ Это музыка камерная или симфоническая? (Камерная. Звучит мало инструментов, квартет) - А что самое важное во всех этих произведениях? (Музыка обращена к человеку, его душе). Спасибо, ребята, вы хорошо потрудились над данным заданием и сделали прекрасные выводы из всего услышанного и увиденного. (5 минут) Сворачиваю презентацию! | Слушают фрагменты, работают индивидуально, а затем представитель группы анализирует произведение, пользуясь словарём эмоциональных терминов Ражникова. Определяют способы и методы музыкальной драматургии того или иного произведения. Всё основывается на методе сравнения и анализа. Остальные дети активно воспринимают информацию, дополняют ответ. Церковная музыка всегда обращается к темам Священного Писания! Дети охарактеризовывает данное произведение, сравнивают с произведением католическим, называют что в основе католической музыки лежит хорал, а в основе православной – знаменный распев. Духовная музыка исполнялась в церкви, чтобы возвысить человека к Богу, дать понятие, зачем человек на земле. Она обращена к душе человека и направлена на изменение души человека в её лучшую сторону. Музыка камерная, исполняется небольшим количеством исполнителей. Музыкальная тема сначала звучит у виолончели, а затем имитируется у скрипки. Создаётся образ любви и нежности. Самое важное во всех произведениях то, что музыка обращена к человеку, его душе и помогает в развитии лучших нравственных и моральных качеств человека, даже если она светская. | Учащиеся, прослушав произведение, работая в учебных картах, анализируют, высказывают свое отношение к нему, называют образы, приёмы развития музыки, особенности музыки католической, православной, камерной, симфонической. Делают выводы об услышанной музыке. Происходит самостоятельный поиск и выделение информации, углубленное понимание искусства, совершенствование навыка интонационно-образного анализа музыкальных произведений. |
Осмысление изученного материала. Цель этапа: определить уровень усвоения материала на данном этапе урока с помощью теста. Задачи этапа: - формировать умение быстро и оперативно включать все каналы памяти, чтобы осмыслить полученную информацию и показать, как можно лучший результат, выявить недочёты в знаниях с помощью взаимооценки. - формировать умение адекватно оценивать себя и своего одноклассника по результатам работы. Методы и приёмы, способствующие решению поставленных целей и задач: Наглядно-иллюстративный метод; Приём: компьютерный тест. Взаимооценка учениками друг друга. |
Художественно-педагогическая деятельность учителя (ХПД) | Художественно-эстетическая деятельность ученика (ХЭД) | Результаты ХЭД учащихся |
А теперь хочется проверить, насколько вам понятна тема сегодняшнего урока. Для этого проведём быстрый тест, в котором нужно всего лишь выбрать ответ да или нет. Тест каждый выполняет самостоятельно, а один человек на компьютере. Итак, начинаем… (2 мин) Тест выводится на экран (из другой папки) Поменяйтесь листочками. Проверяем тест. Оцениваем работы. (Два неправильных ответа – минус 1 балл) - Молодцы, вы быстро справились с заданием! Значит, вы тщательно готовились к уроку. | Активно принимают участие в решении теста, стараются ответить на вопросы правильно. Каждый делает тест самостоятельно. Затем меняются тестами и проверяют друг друга, выставляют отметки (взаимопроверка). | Активизируется внимание, память детей. Дети учатся оценивать друг друга адекватно, не смотря на отношения друг с другом, а по результатам работы. |
Подведение итогов урока. Рефлексия. Цель этапа: Создание условий для обобщения и систематизации знаний, полученных в течение урока. Задачи этапа: - формировать умение ясно и чётко воспроизводить полученную информацию, полно и точно выражать свои мысли - создать условия для воспитания эстетического вкуса, прививать любовь и интерес к музыкальному искусству; Методы и приёмы, способствующие решению поставленных целей и задач: Метод коллективного осмысления; Метод художественного исполнения; Диалог Приём: показ творческих работ и вывод 4 группы. Вопрос-ответ. |
Художественно-педагогическая деятельность учителя (ХПД) | Художественно-эстетическая деятельность ученика (ХЭД) | Результаты ХЭД учащихся |
А теперь хотелось бы выслушать 3 и 4 группу, которая готовила коллажи на тему нашего урока и синквейны. Пожалуйста, ребята.
Слайд 13 (цель) Вернёмся к учебной задаче, которую вы поставили вначале урока. Как она звучала? - Дать понятие духовной и светской музыки. - Что лежит в основе музыки православной и католической церквей. Слайд 14(задачи урока) - Какую музыку мы можем назвать духовной, а какую светской? - Что лежит в основе музыки православной и католической церквей. (Хорал и знаменный распев, написанный на религиозные тексты) Познакомившись сегодня с духовной и светской музыкой, мы можем говорить о том, как единое нравственное начало раскрывается в зависимости от закона жанра. И если мы с вами обратимся к истокам драматургии, то увидим, что они восходят к заклинаниям в мифологических обрядах, к проповеди в церковной практики и к поучениям. Вам, ребята, сейчас более понятны простые жанры в музыке, в которых тоже очень хорошо благодаря текстовому содержанию и музыкальной выразительности определяется предназначение делать добро, созидать и преумножать его. И в музыке духовной и в музыке светской едины нравственные начала, в одном случае – в молитвенном характере музыки, в другом – в современном ритмическом оформлении, которое в единстве со словом обретает силу внушения. «Мой друг, всегда иди Дорогою добра!» | Дети представляют свои коллажи, объясняя о какой музыке идёт речь, рассказывают синквейн, отвечают на поставленные вопросы, делают выводы. Духовная музыка исполняется в церкви и всегда обращается к темам Священного Писания! Светская музыка - это такая музыка, которая ни при каких обстоятельствах не может использоваться для религиозных служб или ритуалов, а служит для ублажения, развлечения и увеселения светского общества в домах знати.
Хорал и знаменный распев, написанный на религиозные тексты. Дети участвуют в обобщении содержания урока. (5 мин) | Формирование умения строить грамотное красивое сообщение, точно и полно выражать свои мысли, умение делать выводы Осмысление темы урока через создание коллажей и написание синквейна. Дети учатся определять для себя главное происходящее на уроке. Обобщать свои впечатления, мысли и т.д. |
Вокально-хоровая работа. Цель этапа: Создание условий для вокально-хоровой работы и осмысленного исполнения песни. Задачи этапа: - создать условия для воспитания эстетического вкуса при исполнении музыкального произведения. - формирование позитивного настроя и интереса к музыкальной деятельности - создать условия для развития вокально-хоровых навыков у учащихся Методы и приёмы, способствующие решению поставленных целей и задач: Метод художественного исполнения |
Художественно-педагогическая деятельность учителя (ХПД) | Художественно-эстетическая деятельность ученика (ХЭД) | Результаты ХЭД учащихся |
Слайд 15 (текст песни) Исполнение песни «Дорога добра» М. Минкова на слова Ю. Энтина (2 мин. 10 сек.) Я вам желаю всегда идти по жизни только дорогою добра. | Дети исполняют песню в связи с её характером и задачами урока, в соответствии с драматургией песни. Исполняют стоя. | Дети формируют и развивают навыки художественного, выразительного исполнения, получают навыки вокального пения, согласно музыкальному образу. |
Домашнее задание. Цель этапа: Создание условий для продолжения работы по теме урока и в дальнейшем Задачи этапа: - развивать креативные способности учащихся через подготовку домашнего задания; - создать условия для развития художественно-образного творческого мышления учащихся; - активизировать словарь учащихся, обогатить их речь образно-выразительными средствами с помощью словаря эмоциональных терминов В.Г. Ражникова; Методы и приёмы, способствующие решению поставленных целей и задач: Частично-поисковый метод Метод формирования познавательного интереса Метод забегания вперёд и возвращения к пройденному. Приёмы: Вступительное слово к музыке (письменно) |
Художественно-педагогическая деятельность учителя (ХПД) | Художественно-эстетическая деятельность ученика (ХЭД) | Результаты ХЭД учащихся |
Слайд 16 (домашнее задание) (1 мин) Вы послушали сегодня много музыки разной. Я предлагаю вам домашнее задание такое: представьте себя ведущим концерта и напишите вступительное слово к одному из полюбившихся вам произведений. Произведение можете ещё раз прослушать с помощью Интернета. Задание это у вас на листочках, вы их забираете с собой и учебные карты себе в помощь тоже можете взять с собой. Ребята! Урок наш подошёл к концу. А закончить мне хотелось бы такими словами: Слайд 17 (фейерверк) Живее ветра, света, дня, Снежинок, капелек дождя, Крылатых птиц и облаков, Восторгов, слез, улыбок, слов.
Она как жизни естество, Она в начале у всего. Мир в звуках музыки рождался И с нею на века сливался. Любите музыку. Всем спасибо за урок! До новых встреч! | Дети берут задания и выполняют их дома, самостоятельно. | Дети формируют навык самоопределения. Сами ищут информацию, сочиняют творчески вступительное слово. Формируется творческо-образное мышление в процессе выполнения домашней работы |