Урок 4 – 5 Тема: Архитектура Древней Руси
Эпиграф:
Архитектура – это музыка в камне.
Музыкальный эпиграф:
М. И. Глинка «Камаринская» ч.1.
Оборудование:
Мульти-медиа проектор, слайды, таблица – план крестово-купольного храма.
Цель урока:
Знакомство с архитектурой Древней Руси и первыми каменными храмами.
Задачи:
Образовательные:
Показать учащимся особенности храмового строительства в Киеве, Великом Новгороде, в Суздале, Владимире.
Что приняла Древняя Русь от Византийской архитектуры?
Как повлияла русская самобытность на развитие отечественного зодчества.
Развивающие:
Учиться сравнивать архитектуру разных городов Древней Руси.
Уметь оценивать вклад византийских мастеров, а также - искусства русских «древоделей».
Развивать интерес к познанию славянской культуры.
Воспитательные:
Воспитывать интерес и уважение к памятникам архитектуры.
Способствовать самостоятельному изучению истории русской архитектуры.
Развивать чувство национального самосознания, патриотизм
Обогащать духовный мир учащихся.
Ход урока:
Вступительная беседа.
-О чем мы говорили на прошлом уроке?
- О художественном искусстве Руси дохристианского периода.
-Что изменилось в культуре древней Руси с принятием христианства?
-Стали строить каменные храмы, писать иконы, развивалась письменность, грамотность, летописание, литература….
Посмотрите слайд фильм и попробуйте определить тему и цель нашего урока.
Звучит музыка Глинки, на экране слайд-фильм с изображениями древнерусских храмов.
На экране эпиграф: Архитектура – это музыка в камне.
Эссе Устьянцевой К. «Архитектура – это музыка в камне».
— Что больше всего привлекло Владимира в христианском богослужении?
В своих ответах учащиеся должны подчеркнуть красоту обряда, убранство храма и песнопения.
— Какое зодчество в большинстве своем было представлено в дохристианскую эпоху в Древней Руси?
— Да, конечно, деревянное.
— А в Византии?
— Только каменное строительство, дома и храмы были высокими, имели внешнее украшения, особенно в готическую эпоху.
1. Софийские соборы.
Большое каменное строительство началось на Руси только с X века, это строительство христианских церквей, и, естественно, по византийскому типу. Гордостью Константинополя был храм святой Софии.
— Византийская художественная система лучше всего прославляла и утверждала незыблемость светской и церковной иерархии, на которой стояла Киевская держава. Вторым Царьградом называли Киев иностранные путешественники. Говоря о создании средневекового зодчества, нельзя не отметить, что оно действует на душу как нечто материальное. Душа себя чувствует подавленной, а чувство подавленности есть начало благоговения. Такие храмы, которые вызывали бы благоговения и нужны были полновластным правителям Рюриковичей.
Творческое домашнее задание: Презентация «Софийские соборы» Перминовой Кати
После презентации работа в группах: используя схемы сравните:
1, 3 группа: Храмы Святой Софии в Константинополе и в Киеве
2,4 группа: Храмы Святой Софии в Киеве и в Новгороде.
Заполняется таблица.
| Храм Святой Софии Константинополя | Храм Святой Софии Киева |
Общие черты | |
Отличия | | |
| | |
Какие черты Византийской архитектуры переняли русские мастера?
В чем своеобразие Киевского храма? В чем своеобразие Новгородской Софии?
Примерное содержание выводов после работы в группах.
Усваивая византийскую крестово-купольную форму храма, русские мастера использовали также традицию деревянного зодчества – многоглавие. Для своего храмового строительства Владимир выписывает греческих зодчих как наиболее искусных и прославленных во всем христианском мире.
— Основа храма – квадрат, расчлененный четырьмя столбами, причем примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. Так строится при Владимире каменный храм на Руси – Десятинная церковь, так строится при Ярославе Мудром и София киевская. И все же тринадцать глав Софии киевской, наиболее величественного архитектурного памятника Киевской Руси, не находят себе прообраза в Византии. Такое могучее многоглавие – явление чисто русское, преобразившее облик крестово-купольного храма*. 

Показываю учащимся изображение двух храмов – Константинополя и Киева. Учащиеся отмечают разницу в архитектуре этих храмов. Таким образом, дети еще раз убеждаются в самобытности русского зодчества, храмы отличаются своей многоглавостью.
— О Софийском соборе митрополит Иларион писал, что эта церковь «дивна всем окружным им странам, якоже ина не обрящется в всемь полунощи земнем, от встока до запада».
— София киевская украшена мозаиками и фресками работы приезжих мастеров, в основном – греческих. Мозаики сохраняют всю красоту и изысканность византийского стиля, но в них меньше созерцательности, больше жизненной энергии, обращенности к людям.
Богородица в конхе апсиды киевской Софии, стоящая с воздетыми руками - канонический тип Оранты (молящейся) – воспринималась киевлянами как образ защитницы города, олицетворением самой «матери городов русских». Оберегающий жест поднятых рук напоминал древнюю Берегиню славян. Фигура кажется живой: она будто идет навстречу вступающим в храм, смотрит им в глаза. Образ Оранты полон обаяния, тепла и света.
— Беседу об этом образе ведем на компьютерном уроке, где имеется не только изображение храма, но прекрасно представлена сама Оранта, дети рассматривают детали изображения – выражение глаз, детали одежды, молящийся жест рук и ее «движение» к прихожанам.
— С большой силой самобытная, народная струя русского зодчества пробилась в Новгороде и его «младшем брате» - Пскове. И опять обращаюсь к слайдам или компьютеру и смотрим Софию новгородскую и Псковский кремль. Архитектура этих городов была мужественной, великолепной в своей простоте и цельности. После величавой Новгородской Софии, после Юрьева и Антониева монастырей в Новгороде не строили больших храмов. В основном это были домовые церкви, заказчиками которых были бояре и купцы. Они строились добротно, основательно, уютно, но не раскошно. Как говорили об этом строительстве « не так ладно скроены, зато крепко сшиты». ( И опять показываю изображения храмов, небольших и в основном – одноглавых).
2. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества.
Перед тем, как говорить об архитектуре Владимиро-Суздальского княжества, смотрим с учащимися слайд-фильм: это церковь храмы Владимира, Суздаля, церкви Покрова на Нерли.
Творческие задания: презентации Сатлер Р., Гладышевой Н.
Предлагаю детям самим прокоментировать данную архитектуру, сравнить ее с киевской и новгородской.
Содержание выступлений учащихся и выводов после слайд-фильмов.
— К XII веку выработался характерный русский тип крестово-купольного белокаменного храма: четырехстолпный, одноглавый, с полукруглой главой на высоком барабане и выступающими полуцилиндрическими апсидами с восточной стороны. В этот период времени первенство принадлежало Владимиро-Суздальскому княжеству. Наибольшего расцвета княжество получает при Андрее Боголюбском, сыне Юрия Долгорукова и Всеволоде Большое Гнездо.
— Основой русской государственности явилось Залесье, так называлось Владимиро-Суздальское княжество, заложенное Владимиром Мономахом. В краю лесов расцвели деревянное зодчество и деревянная скульптура, от них ничего не осталось, но искусство «древоделей» вызывало восхищение современников.
— Самые ранние из дошедших до нас храмов были воздвигнуты при сыне его Юрии Долгоруком. И сегодня стоят построенные в те годы церковь святых Бориса и Глеба в селе Кидекше, в четырех километрах от Суздаля, ( смотрим изображение этой церкви) и собор Спасо-Преображения в Переславле – Залесском. Церковь в Кидекше – это первая церковь, сложенная из белого камня, местного известняка. От нее и пошло ослепительное белокаменное зодчество, что создало мировую славу Владимиру на Клязьме. Никого не оставляет равнодушным эта простая, но гордая церковь и в наше время.
Об этом говорит поэтеса Екатерина Шевелева в своем стихотворении «Церковь на въезде в Суздаль»
Мы проехали мимо. Упросила вернуться.
« Да зачем тебе снимок этой звонницы куцей?
Город Суздаль - подальше, ансамблем единым,
Над спокойствием пашен - крылом лебединым».
Упросила я все же израсходовать пленку
На кусок бездорожья, на церквушку-избенку.
Где-то в дебрях истории, в заскорузлости мысли,
Люди русские строили низкорослые выси.
Но придавленный кров округляется мягко,
Как лукавая бровь, изгибается арка.
Так она пробивалась
Из каркаса – уродца-
Вдохновенная ярость,
Гармоничность пропорций.
— Именно во Владимир свою резиденцию перенес сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский. По словам летописца, Андрей «сильно устроил» Владимир, привлек в него « купцов хитрых, ремесленников и рукодельников всяких». Но точно так же, как константинопольская София - шедевр византийского искусства, а романские соборы – шедевры западноевропейского средневекового зодчества, такие памятники, как владимирский Успенский собор, церковь Покрова на Нерли и владимирский Дмитриевский собор – величайшие шедевры русского искусства.
И опять работаем со слайдами или на компьютере, рассматриваем особенности этих храмов, сравниваем с храмами Киева и Новгорода.
— В этих памятниках раскрывается душа нашего народа в определенный период исторического развития. Какая ясность и какая гармония с окружающим пейзажем. Дух захватывает, когда стоишь на крутом берегу Клязьмы и, представляется картина нашего современника Ильи Глазунова « Два князя», когда старый князь показывает молодому откуда идет опасность, именно там, за рекой полыхает пожар. И задача князя – защитить свое княжество, свой народ и все, что создано его талантливыми руками.
— Шедевры искусства создаются навечно. Владимир и Суздаль занимают почетное место среди городов Европы, наиболее богатых художественными сокровищами мирового значения. Успенский собор (1158-1161гг.) был воздвигнут в центре Владимира на высокой береговой круче. Величественный, все вокруг превосходящий и себе подчиняющий, как и держава князя Андрея.
— В этом соборе, на постройку и украшение которого князь Андрей выделил десятую долю своих доходов, находилась величайшая русская святыня - икона Владимирской Богоматери, шедевр византийского искусства.
— А через два с половиной века после постройки Успенского собора великий Рублев украсил его фресками, которые являют собой сияющую вершину древнерусской монументальной живописи.
— Во всей русской поэзии, давшей миру столько непревзойденных шедевров, нет, быть может, памятника более лирического, чем церковь Покрова на Нерли, этот архитектурный памятник воспринимается как поэма, запечатленная в камне. Поэма русской природы, тихой грусти и созерцания. Предание гласит, что князь Андрей построил этот храм «на лугу», недалеко от своих боголюбских палат после кончины любимого сына Изяслава - в память о нем и в умиротворение своей печали.
А теперь на компьютере и на схеме на партах расматриваем два храма: церковь Покрова на Нерли и Дмитриевский собор.
Стараемся найти общее и различие в архитектуре этих сооружений.
(работа в группах)
Находим на схеме и выполняем задание на приведение в соответствие понятия (составные части христианского храма) и их определения.
Выводы учащихся
— При Всеволоде Большое Гнездо был построен Дмитриевский собор во Владимире - это одноглавый четырехстолпный крестово-купольный храм. В отличие от храмов Юрия Долгорукого, Дмитриевский собор подчеркнуто величествен и по-своему строен «но это не утонченная женственная грация церкви Покрова на Нерли, а могучая, прекрасная слаженность и мужественная пропорциональность…Ни одна частность не нарушает величавого, медленного ритма княжеского собора» (Н.Н.Воронин).
— Но не только форма поражает своим величием и мощью, но и огромное восхищение вызывает внешнее убранство храма, где проявился в полной мере талант русских каменосечцев. Как чудесная сказка, широко развертывается перед нами белокаменная резьба. Все, что на Руси было создано замечательного в скани, гравировке, эмали, басме, рукописном орнаменте и особенно в деревянной резьбе, нашло свое отражение в изобразительных и декоративных мотивах этого шедевра владимирских мастеров.
— Резное убранство Дмитриевского собора занимает более половины стены, вьется по колоннам арочного пояса, поднимается, все заполняя, до закомар и затем все так же узорчато восходит по барабану, ажурной вязью покрывая чуть ли не все здание, что кажется, будто перед нами драгоценный ларец, пышно расшитая ткань, отороченная кистями колончатого пояса.
— Но не ради красоты уделялось столько внимания убранству храмов. Вот что об этом пишет Н.П.Кондаков: «Храмы (Владимиро-Суздальской области) украшались с расчетом на то, что толпы толкущегося возле них в праздник народа, найдут время и охоту разобрать поучительные темы наружных украшений и воспользуются ими как наглядным наставлением и церковным обучением».
Обобщение:
Чем отличались памятники каменного культового зодчества киевской Руси от византийских образцов.
В чем состояли эти отличия, и объясните, почему они появились?
Чем отличаются храмы Владимира и Суздаля от новгородских и киевских.
В каких из них больше проявился русский характер?
Рефлексия.
Закончите предложение:
Когда я представляю храмы древней Руси, то я вижу….
Я слышу….
Я чувствую….
Закрепление: Тест (на втором уроке)
Д/З: подготовить сообщения о иконописи в древней Руси.