ПРЕДМЕТ | | Литературное чтение |
КЛАСС, ДАТА | | 4 |
ТЕМА УРОКА | | Ю. Олеша «Три Толстяка». Кукла с хорошим аппетитом. |
РЕСУРСЫ | | |
ТИП УРОКА | | открытия нового знания |
ЦЕЛЬ УРОКА | | начать знакомство с творчеством Ю. Олеши, ознакомить учащихся с отрывком из сказки, отрабатывать навыки чтения: правильность, осознанность, выразительность, беглость, продолжить обучение элементарному анализу текста; развивать связную монологическую и диалогическую речь, память, творческое мышление, внимание, воображение, навыки самостоятельной работы с книгой; способствовать развитию читательской самостоятельности и активности учащихся, развивать читательский интерес, кругозор учащихся; воспитывать трудолюбие, усидчивость, ответственность дисциплинированность, настойчивость; развивать силу воли, умение преодолевать трудности, навыки культуры общения, интерес к литературе как к художественной культуре; желание познания неизвестного. |
ЗАДАЧИ УРОКА | Обучающие | способствовать формированию навыка публичного чтения, обогащению знаний о творчестве поэта; |
Развивающие | работать над развитием речи, памяти, логического мышления, внимания; |
Воспитательные | привить любовь и интерес к книге, к слову. |
| | |
|
|
| |
| |
№п/п | Этап урока и его цель. Примерное время проведения | Деятельность учителя (содержание учебного материала) | Деятельность учащихся (виды деятельности) |
1. | Самоопределение к деятельности. Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Время: | Здравствуйте ребята! У нас сегодня урок будет необычным. Скажите про себя эту фразу « я верю в себя», (говорят), теперь скажите вслух (говорят), а я верю в вас. Приглашаю в путешествие! | Приветствуют; готовятся к уроку. |
2. | Постановка учебной задачи. Цель: выявление места затруднения. Фиксирование во внешней речи причины затруднения. Формулирование цели урока. Время: | – Время волшебников прошло. По всей вероятности, их никогда и не было на самом деле. Все это выдумки и сказки для совсем маленьких детей. – Ребята, согласны ли вы с этими словами? (ответы детей) – С кем водятся волшебники? – Где можно встретить волшебников? – Как вы понимаете пословицу: “Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок?” – Каких писателей-сказочников знаете? – Сегодня на уроке вы откроете для себя еще одного писателя-сказочника и узнаете о его замечательной сказке, известной всему миру. Это Юрий Карлович Олеша.
| Отвечают на вопросы. |
3. | Актуализация опорных знаний. Пробное действие. Цель: повторение ранее изученного материала . Выполнение обучающимися пробного действия. Фиксирование обучающимися индивидуального затруднения. Время: | – Детство Ю.К. Олеши прошло в Одессе. Его отец – бедный польский дворянин, а мама – простая верующая женщина. Маленький Юрий с детства проявлял интерес к чтению. Писать стихи начал рано, еще учась в гимназии. По окончанию гимназии поступил в университет, получил профессию юриста. Позже переехал в Москву. Работал журналистом, писал стихи, статьи для журналов и газет, пьесы и сценарии. Писатель жил в очень сложное время, когда власть в стране принадлежала богачам и помещикам. Простому народу приходилось много работать, а жили люди впроголодь, в нищите. Рабочих обижали, не платили им деньги за труд. Писатель с сочувствием относился к простому народу, он и сам жил в нищите и не мог с этим мириться. Так возникла идея написать роман-сказку для детей “Три Толстяка”. Автор хотел рассказать, как тяжело живется рабочим и крестьянам. Как несправедливы и жестоки к ним богачи. И как народ борется с со злом и обманом. Эта сказка была переведена на 17 языков мира, она много раз переиздавалась, по ней сняты кинофильмы и мультфильмы. Я приглашаю вас в путешествие по Городу Трех Толстяков. – Мы с вами прочитаем только отрывок из сказки, но чтобы понять, о чем идет речь, я расскажу вам о предшествующих этому событиях. (рассказ учителя по содержанию сказки, сопровождается показом фотографий героев) | Физминутка С места , разминка глаз «Вверх-вниз-вправо-влево» |
4. | Открытие нового знания. Цель: составление совместного плана действий. Создание условий для формулирования (открытия) «правила» урока. Время: | а) чтение 1 части учителем или хорошо читающими детьми; б) вопросы по содержанию, выборочное чтение; – Как ждет наследник Тутти прибытия куклы? ( с волнением, с радостью, с нетерпением) – Почему рядом с ним именно учитель географии? (зачитайте) – Какова задача у учителя гимнастики? (подтвердите словами из текста) – Для кого прибытие куклы было восхитительным? Почему? в) чтение 2 части детьми по цепочке; г) анализ прочитанного, упражнение в выразительном чтении; – Что помогло Суок играть роль куклы? (она была цирковой артисткой) – Каким чувством наполнена сцена появления Суок во дворце? (восторга, любования) – Кто ею любуется? – Прочитайте выразительно описание куклы-Суок, передайте чтением восторг и восхищение, которые испытывает Тутти. – Каким Суок увидела Тутти? – Таким ли она его себе представляла? – Что вы узнали о наследнике Тутти из этой части текста? | Работа с учебником |
5. | Первичное закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. Цель: усвоение обучающимися новых способов действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтальная, в парах, групповая работа). Время: | – Случайно ли появилась во дворце живая кукла? – О каких еще героях сказки узнали? – Кто вам симпатичен, кто противен? Почему? – Какого писателя-сказочника открыли для себя? – Захотелось ли вам прочитать всю сказку? – Все ли вам понятно по содержанию сказки? – А у меня к вам есть вопрос, он будет являться вашим дом. заданием.
| |
7. | Рефлексия деятельности. Цель: оценивание обучающимися собственной учебной деятельности. Обсуждение и запись домашнего задания. Время: | Д/з– Почему отрывок из сказки, который мы начали читать называется “Кукла с хорошим аппетитом?” – Дома вы прочитаете 3 и 4 часть и постараетесь найти ответ на этот вопрос. – Наше путешествие в Город Трех Толстяков сегодня подходит к концу. – Ребята, за что вы можете похвалить своих одноклассников? – А себя? – А меня? – Спасибо вам за урок, я желаю вам интересных путешествий по страницам книги Ю.Олеши «Три Толстяка». | Обсуждают урок; |