СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему "Несклоняемые имена существительные"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспкт урока составлен по ФГОС, составлена технологическая карта, презентация.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Несклоняемые имена существительные"»


Конспект урока

Ганеева Эндже Магсумовна

Русский язык

6 класс

Тема урока: Несклоняемые имена существительные

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Образовательные технологии: концентрированного обучения, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии.

Цели урока:

Предметные: познакомить учащихся с понятием «несклоняемые имена существительные»; уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи; учить детей исследовать и анализировать, определять морфологические признаки несклоняемого имени существительного и разграничивать склоняемые и несклоняемые существительные (в том числе сложносокращённые слова); определять падеж несклоняемых существительных; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения;

Метапредметные: приобретение первичных навыков использования обобщенных способов деятельности для достижения учебной цели и создания собственных продуктов, способствовать развитию речи учащихся, расширению их словарного запаса;

Личностные: приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, уважительное отношение к русскому языку, стремление к речевому самосовершенствованию.

Этап урока

Цель урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Оценка результата деятельности ученика

1. Организационный момент. Психологическая установка

Включение учащихся в учебную деятельность

- Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.

Сегодня мы с вами продолжим увлекательное путешествие по стране Морфология – одной из самых красивых и богатых стран в мире, над которой всегда светит солнце. Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут находчивость, внимание и смекалка.

Открываем тетради, записываем: «Четырнадцатое декабря. Классная работа».

Настраиваются на работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание

Познавательные: ставят перед собой учебную цель

Регулятивные: самоопределяются, настраиваются на урок

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками


Готовы к сотрудничеству, внимательны, собраны

2. Актуализация опорных знаний

Повторение по теме «Имя существительное». Прием «Цветок ассоциаций»


- Солнце согревает землю, распускаются цветы. Вот и у нас начал распускаться цветок, который называется Имя существительное. Это цветик-семицветик.

- Сколько у него должно быть лепестков?


- Вот только он растерял все свои лепестки. Давайте поможем их найти. У вас на парте лежит по одному лепестку. Работая в парах, на них вы сейчас напишете по одной ассоциации, связанной с именем существительным

(учитель собирает материал по группам и сам прикрепляет на цветок).


- Давайте посмотрим, что у нас получилось:

имя существительное

- отвечает на вопросы КТО? ЧТО?

- обозначает предмет;

- бывает собственным и нарицательным

- бывает одушевленным и неодушевленным

- изменяется  по родам

- по числам

- по падежам


Пишут, читают вслух, чтобы избежать повторений, прикрепляют лепесток на место. Работа в парах.





В это время один ученик выполняет у доски морфологический разбор слова СОЛНЦЕ

Пусть всегда будет солнце



















Отвечают на вопросы по теме «Имя существительное».

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: работают в парах, учатся сотрудничеству.

Письменная работа, понимание необходимости знания основных понятий по ранее изученным темам для совершенствования умений

3.Постановка целей урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Создание проблемной ситуации.


- А кто-нибудь из вас читал сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик»? О чем она?


- Сейчас мы познакомимся с еще одной сказкой, которая поможет нам правильно определить тему сегодняшнего урока.

УЧИТЕЛЬ ЧИТАЕТ СКАЗКУ.

- Какие слова в сказке называются «странными»? Что не так в этих словах?



- Как мы еще можем доказать, что они иноязычные?

- Для того, чтобы правильно писать эти слова, мы должны обратиться к чему?


- Вы сказали, что эти слова не хотят изменяться по падежам. Как иначе можно назвать изменение по падежам?

- Так что же не хотели делать эти слова?


- Значит как мы можем назвать все эти слова?

- Чем мы будем заниматься сегодня на урока? Какая тема? Какие цели поставим перед собой?

- Запишите тему в тетрадь.

- Как Грамматика решила поступить с этими «странными словами» словами?

- Верно! Откройте параграф 47, прочитайте его и выберите только тот материал, который доказывает, что «странные» слова, записанные на доске, являются несклоняемыми.

Отвечают на вопросы.

Слушают сказку, анализируют ее.

Находят несклоняемые существительные.


Один ученик работает с карточкой у доски.


- Слова иноязычного происхождения, они не хотели, как русские слова, изменяться по падежам.


- К этим словам нельзя подобрать проверочные.


- К словарю!

Исправляют друг друга.



- Склонение.




-Склоняться.



- Несклоняемые слова.







- Она создала правила узнавания этих слов.



Работают с параграфом.


Познавательные: осуществляют анализ, сравнение, устанавливают причинно-следственные связи

Регулятивные:; обнаруживают отклонения, вносят коррективы, в случае с расхождения с эталоном

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество, контроль, коррекция действий партнера

Понимают, что появляется новое понятие, участвуют в диалоге, проверке

4. Первичное усвоение новых знаний.

Прочитать неизменяемые слова.

Упр. 224., распределить слова по группам



- Ребята, есть ли у вас друзья, имена или фамилии являются несклоняемыми?

Выполняют упр., распределяют слова по группам

Познавательные: анализируя и сравнивая приводимые примеры, извлекают необходимую информацию

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение

Отвечают на вопрос учителя, побуждение к высказыванию своего мнения.

Физкультминутка

Выполнить зарядку, связать ее с изучаемыми темами.

- Ребята, а сейчас пришло время физкультминутки! Вам необходимо определить, какое слово изменяется, а какое нет. Если я называю несклоняемое слово – вы хлопаете один раз, если склоняемое –два. Всем понятно задание?

Пони, леди, апельсин, кофе, чашка, шоссе, кенгуру, книга, кафе, салями, манто.

Выполняют задание

Коммуникативные: умение работать в группе.

Личное участие в физкультминутке.

5. Первичная проверка понимания.

Прослушивание песни «Про то, как не нужно говорить». Работа со словарем.


- Возвращаемся к работе.

1)- послушайте стихотворение: (слайд)


Как – то рано поутру

С другом сели мы в метру.

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Кенгуру в кафу зашёл,

Занял там свободный стол.

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.


- что вызывает смех в этом стихотворении? Как надо правильно? (след. Слайд)


- выписать словосочетания с этими существительными, поставить вопрос, определить падеж.


( по одному комментируют) Вернуться к словам, выделить корень.

Метро – ведро

Кафе – поле

Домино –болото

Шимпанзе - море

-Какой можете сделать вывод?

- Почему у первых слов нет окончаний?

Прослушивание стихотворения



- Использованием грамматических ошибок.



Поиск ошибок, исправление их (работа в группах). Чтение верных вариантов.



Работа со словарем и слайдом презентации.





Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: работают в группах, анализируют, исправляют ошибки, выражают свои мысли.

Самостоятельное и групповое исправление ошибок, работа со словарем.

6. Закрепление

Закрепление полученных знаний и умений.

- ) Работа по вариантам:

Вставить в предложение слова на место пропусков:

Вариант 1

Вставить в предложения на месте пропусков слово КИНО в нужном падеже, падеж указать.

Вчера мы ходили в _________. В ___________ было много народу. Из __________ мы пришли поздно. Мы вспоминали про ____________. Мы были очень довольны ___________. Мы всем рассказывали о _____________.


Вариант 2

Вставить в предложения на месте пропусков слово ПАЛЬТО в нужном падеже, указать падеж.


В магазине продаются разные _____________. Мне купили новое зимнее _____________. У ______________ меховой воротник. К _______________ пришиты красивые пуговицы. Мне было тепло в __________________. Я доволен своим _______________.


Выполняют упр. самостоятельно




Познавательные: выполняют самостоятельно упражнение

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникшие трудности

Коммуникативные: работают индивидуально

Осознают сильные и слабые стороны, намечают проблемы в понимании темы урока.

7. Информация о домашнем задании.


- Запишите домашнее задание.

Параграф 27, стр.178, упр. 226 или составить рассказ о несклоняемых существительных (творческое задание)

Задают вопросы по выполнению д/з.

Познавательные: усвоение способов выполнения домашнего задания

Регулятивные: выделение того, что усвоено и что подлежит усвоению

Коммуникативные: выражают свои мысли, выслушивают мнение одноклассников

Принятие домашнего задания

8. Рефлексия.

Оценка результатов работ

Выяснить качество усвоения учебного материала.

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Почему они так называются?

- Как определить род этих существительных?

- Оцените себя, опираясь на алгоритм самооценки.

Закончи предложение :

- Сегодня я узнал(а)…

- Было трудно…

- Теперь я могу…

- Я понял(а)…

- У меня получилось…

- Было интересно…

- Мне захотелось…


Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Регулятивные: оценивают свою работу

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Самостоятельное осознание значимости знаний, умений в конкретной учебной ситуации.