СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему : "Общение с помощью речи, жестов, мимики".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока можно использовать как на уроке "Риторика", так и на классных часах в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему : "Общение с помощью речи, жестов, мимики".»

Риторика.

Урок общения с помощью речи, жестов и мимики.

Тема: «Давайте познакомимся!»

Цели:

1.Научить слушать и слышать другого.

2.Уметь участвовать в свободной беседе.

3.Уметь быть внимательным к окружающим и самому себе.

4.Уметь понимать чувства и настроение другого.

5.Ознакомить с основными способами общения: речью, мимикой, жестами.

Ход урока:

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.



-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет урок общения. Давайте вспомним. Как нужно приветствовать друг друга. Как это приветствие можно заменить мимикой или жестом, вспомним, как вести себя в гостях, когда есть в кампании не только дети, но и взрослые люди.

ΙΙ. Совместное открытие знаний


-Каждый из нас нередко наблюдал, как малыш, еще не умея

говорить ,машет ручкой в знак прощания. Скажи «Спасибо», попроси прощения, скажи «Здравствуйте», скажи «До свидания»,

Скажи «Пожалуйста» -так наставления взрослых создают прочный навык, переходят в стойкую привычку применять эти выражения в соответствующих ситуациях.

Привычное речевое действие имеет в основе побудительный мотив посылать встречному человеку знаки доброжелательства. Это нужно для того,

чтобы была обстановка доброжелательности при общении.

-От того, что вы пожелаете друг другу при встрече, от того, как Вы поздороваетесь, зависит и Ваше дальнейшее общение с людьми и их настроение. Эти все понятия входят в понятие этикет. Что же такое этикет?

Это понятие философское, оно обозначает совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям.

-Как же приветствуют люди разных государств друг друга?

Великобритания - поднимают котелки.

Французы - поклоны.

Англичане - поднятие котелков.

Немцы - поклон.

Тибетские ламы - простирают руки над человеком открытыми ладонями.

Японцы – поклоны 23 видов. В зависимости от того, кто здоровается. Если выше чин, то поклон ниже и дольше стоят.

Африканские племена – трутся носом и щекой.

Россия – подают руку, показывая, что в руках нет меча.


Ситуация 1.


В. Берестов. «Аист и соловей». Сказка.


Было время, когда птицы не умели петь. И вдруг они узнали, что в одной далекой стране живет старый, мудрый человек, который учит музыке. Тогда птицы послали к нему аиста и соловья. Аист очень торопился. Ему не терпелось стать первым в мире музыкантом.

Он так спешил, что вбежал к мудрецу и даже в дверь не постучался, не поздоровался со стариком, а изо всех сил крикнул ему прямо в ухо:

― Эй, старикан! Ну-ка, научи меня музыке!

Но мудрец решил сначала поучить его вежливости. Он вывел аиста за порог, постучал в дверь и сказал:

― Надо делать вот так.

― Все ясно! ― обрадовался аист. ― Это и есть музыка? ― и улетел, чтобы удивить мир своим искусством.

Соловей на маленьких крыльях прилетел позже. Он робко постучал в дверь, поздоровался, попросил прощения за беспокойство и сказал, что ему очень хочется учиться музыке.

Мудрецу понравилась приветливая птица. И он учил соловья всему, что знал сам. С тех пор скромный соловей стал лучшим в мире певцом.

А чудак аист умеет только стучать клювом. Да еще хвалится и учит других птиц:

― Эй, слышите? Надо делать вот так, вот так! Это и есть настоящая музыка! Если не верите, спросите старого мудреца.

-Как же нужно поступить в такой ситуации?

-Кто прав, а кто неправ?

- Как бы Вы поступили?

-Игра «Давайте познакомимся» (мяч)

1 секрет общения: Называйте друга по имени и он будет обращаться к тебе так же.

ΙΙΙ. Применение нового знания.


-Представьте, что вы пришли в гости, где есть люди разных возрастов.

- Как можно познакомиться? (ответы детей).

- Как можно еще поздороваться? (ответы детей).

-Давайте понаблюдаем, как здороваются Саша и Витя?

-Кто как стоял?

-Наклонялись ли?

-Как пожали руку?

-С какой мимикой?

Если 2 человека здороваются, и один человек прикрывает рукой сверху- то это здороваются приятели.


Здороваются и трогают за плечо-деловой лад, контакт.

-Как Саша пожимал руку?

-Кто первый должен здороваться?

Рассказ «Здравствуйте, спасибо, до свидания» Андрей Усачев.



Как-то на лестнице маленькую собачку Соню остановила пожилая незнакомая такса.

- Все воспитанные собачки, - строго сказала такса, - при встрече должны здороваться. Здороваться - это значит говорить «здравствуйте», «привет» или «добрый день» - и вилять хвостиком!

- Здравствуйте! .сказала Соня, которой, конечно, очень хотелось быть воспитанной собачкой, и, вильнув хвостиком, побежала дальше.

Но не успела она добежать и до середины таксы, оказавшейся невероятно длинной, как её снова окликнули.

- Все воспитанные собачки, - произнесла такса, - должны быть вежливыми и, если им дают косточку, конфетку или полезный совет, говорить «спасибо»!

- Спасибо! - сказала Соня, которой, конечно же, очень хотелось быть вежливой и воспитанной собачкой, и побежала дальше.

Но только она добежала до таксиного хвоста, как сзади послышалось:

- Все воспитанные собачки должны знать правила хорошего тона и при прощании говорить «до свидания»!

- До свидания! - крикнула Соня и, довольная тем, что знает теперь правила хорошего тона, бросилась догонять хозяина.

С этого дня собачка Соня стала ужасно вежливой и, пробегая мимо незнакомых собак, всегда говорила:

- Здравствуйте, спасибо и до свидания! Жаль, что собаки ей попадались самые обыкновенные. И многие кончались раньше, чем она успевала всё сказать.


- Очень важно при приветствии и лица.

-Когда мальчики здоровались, какие были лица?

- Давайте рассмотрим несколько картинок, на которых изображены лица и попробуем определить, какая мимика что обозначает?



-Выражение лица называется «Мимикой».

Мимика – это выражение лица человека, она является главным элементом отображением эмоций и чувств. Позитивные эмоции, например, любовь или удивление, распознать намного легче, чем негативные, к которым можно отнести отвращение или гнев. Эмоции по-разному отражаются на правой и левой стороне лица, ведь левое и правое полушария мозга выполняют разные функции: правое совершает управление эмоциональной сферой, а левое отвечает за интеллектуальные функции.

Эмоции выражаются в мимике таким образом:

  • Гнев – широко открытые глаза, опущенные уголки губ, «прищуренный» взгляд, сжатые зубы;

  • Удивление – приоткрытый рот, широко открытые глаза и поднятые брови, опущенные кончики губ;

  • Страх – сведенные брови, растянутые губы с опущенными и отведенными вниз уголками;

  • Счастье – спокойный взгляд, приподнятые, отведенные назад уголки губ;

  • Печаль – «угасший» взгляд, опущенные уголки губ, сведенные брови.

Задание 3. «Маски».

-Давайте с помощью мимики попробуем выразить: горе, гнев, радость, боль, страх, удивление.

-Ребята, определите, удалось ли изобразить «Маску»?

-Разговаривать можно и с помощью жестов. Давайте вспомним, какие жесты используют при общении?

Задание 4.

-Как жестом остановить машину?

-Спросить разрешения на уроке?

-Поздороваться?

-Попрощаться?

Игра «Иностранец».

Вы приехали в другую страну, не знаете их языка, вас не понимают. Спросите дорогу в зоопарк, бассейн, на площадь, где стоит памятник, в кинотеатр, в кафе, на почту.

ΙV. Итог урока.

Какие способы общения узнали?

-Что такое мимика?

-Каков первый секрет общения?

-Ритуал прощания.

V. Домашнее задание.


К следующему уроку на альбомном листе сделайте рисунок «Подарок другу».