Риторика.
Урок общения с помощью речи, жестов и мимики.
Тема: «Давайте познакомимся!»
Цели:
1.Научить слушать и слышать другого.
2.Уметь участвовать в свободной беседе.
3.Уметь быть внимательным к окружающим и самому себе.
4.Уметь понимать чувства и настроение другого.
5.Ознакомить с основными способами общения: речью, мимикой, жестами.
Ход урока:
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет урок общения. Давайте вспомним. Как нужно приветствовать друг друга. Как это приветствие можно заменить мимикой или жестом, вспомним, как вести себя в гостях, когда есть в кампании не только дети, но и взрослые люди.
ΙΙ. Совместное открытие знаний
-Каждый из нас нередко наблюдал, как малыш, еще не умея
говорить ,машет ручкой в знак прощания. Скажи «Спасибо», попроси прощения, скажи «Здравствуйте», скажи «До свидания»,
Скажи «Пожалуйста» -так наставления взрослых создают прочный навык, переходят в стойкую привычку применять эти выражения в соответствующих ситуациях.
Привычное речевое действие имеет в основе побудительный мотив посылать встречному человеку знаки доброжелательства. Это нужно для того,
чтобы была обстановка доброжелательности при общении.
-От того, что вы пожелаете друг другу при встрече, от того, как Вы поздороваетесь, зависит и Ваше дальнейшее общение с людьми и их настроение. Эти все понятия входят в понятие этикет. Что же такое этикет?
Это понятие философское, оно обозначает совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям.
-Как же приветствуют люди разных государств друг друга?
Великобритания - поднимают котелки.
Французы - поклоны.
Англичане - поднятие котелков.
Немцы - поклон.
Тибетские ламы - простирают руки над человеком открытыми ладонями.
Японцы – поклоны 23 видов. В зависимости от того, кто здоровается. Если выше чин, то поклон ниже и дольше стоят.
Африканские племена – трутся носом и щекой.
Россия – подают руку, показывая, что в руках нет меча.
Ситуация 1.
В. Берестов. «Аист и соловей». Сказка.
Было время, когда птицы не умели петь. И вдруг они узнали, что в одной далекой стране живет старый, мудрый человек, который учит музыке. Тогда птицы послали к нему аиста и соловья. Аист очень торопился. Ему не терпелось стать первым в мире музыкантом.
Он так спешил, что вбежал к мудрецу и даже в дверь не постучался, не поздоровался со стариком, а изо всех сил крикнул ему прямо в ухо:
― Эй, старикан! Ну-ка, научи меня музыке!
Но мудрец решил сначала поучить его вежливости. Он вывел аиста за порог, постучал в дверь и сказал:
― Надо делать вот так.
― Все ясно! ― обрадовался аист. ― Это и есть музыка? ― и улетел, чтобы удивить мир своим искусством.
Соловей на маленьких крыльях прилетел позже. Он робко постучал в дверь, поздоровался, попросил прощения за беспокойство и сказал, что ему очень хочется учиться музыке.
Мудрецу понравилась приветливая птица. И он учил соловья всему, что знал сам. С тех пор скромный соловей стал лучшим в мире певцом.
А чудак аист умеет только стучать клювом. Да еще хвалится и учит других птиц:
― Эй, слышите? Надо делать вот так, вот так! Это и есть настоящая музыка! Если не верите, спросите старого мудреца.
-Как же нужно поступить в такой ситуации?
-Кто прав, а кто неправ?
- Как бы Вы поступили?
-Игра «Давайте познакомимся» (мяч)
1 секрет общения: Называйте друга по имени и он будет обращаться к тебе так же.
ΙΙΙ. Применение нового знания.
-Представьте, что вы пришли в гости, где есть люди разных возрастов.
- Как можно познакомиться? (ответы детей).
- Как можно еще поздороваться? (ответы детей).
-Давайте понаблюдаем, как здороваются Саша и Витя?
-Кто как стоял?
-Наклонялись ли?
-Как пожали руку?
-С какой мимикой?
Если 2 человека здороваются, и один человек прикрывает рукой сверху- то это здороваются приятели.
Здороваются и трогают за плечо-деловой лад, контакт.
-Как Саша пожимал руку?
-Кто первый должен здороваться?
Рассказ «Здравствуйте, спасибо, до свидания» Андрей Усачев.

Как-то на лестнице маленькую собачку Соню остановила пожилая незнакомая такса.
- Все воспитанные собачки, - строго сказала такса, - при встрече должны здороваться. Здороваться - это значит говорить «здравствуйте», «привет» или «добрый день» - и вилять хвостиком!
- Здравствуйте! .сказала Соня, которой, конечно, очень хотелось быть воспитанной собачкой, и, вильнув хвостиком, побежала дальше.
Но не успела она добежать и до середины таксы, оказавшейся невероятно длинной, как её снова окликнули.
- Все воспитанные собачки, - произнесла такса, - должны быть вежливыми и, если им дают косточку, конфетку или полезный совет, говорить «спасибо»!
- Спасибо! - сказала Соня, которой, конечно же, очень хотелось быть вежливой и воспитанной собачкой, и побежала дальше.
Но только она добежала до таксиного хвоста, как сзади послышалось:
- Все воспитанные собачки должны знать правила хорошего тона и при прощании говорить «до свидания»!
- До свидания! - крикнула Соня и, довольная тем, что знает теперь правила хорошего тона, бросилась догонять хозяина.
С этого дня собачка Соня стала ужасно вежливой и, пробегая мимо незнакомых собак, всегда говорила:
- Здравствуйте, спасибо и до свидания! Жаль, что собаки ей попадались самые обыкновенные. И многие кончались раньше, чем она успевала всё сказать.
- Очень важно при приветствии и лица.
-Когда мальчики здоровались, какие были лица?
- Давайте рассмотрим несколько картинок, на которых изображены лица и попробуем определить, какая мимика что обозначает?


-Выражение лица называется «Мимикой».
Мимика – это выражение лица человека, она является главным элементом отображением эмоций и чувств. Позитивные эмоции, например, любовь или удивление, распознать намного легче, чем негативные, к которым можно отнести отвращение или гнев. Эмоции по-разному отражаются на правой и левой стороне лица, ведь левое и правое полушария мозга выполняют разные функции: правое совершает управление эмоциональной сферой, а левое отвечает за интеллектуальные функции.
Эмоции выражаются в мимике таким образом:
Гнев – широко открытые глаза, опущенные уголки губ, «прищуренный» взгляд, сжатые зубы;
Удивление – приоткрытый рот, широко открытые глаза и поднятые брови, опущенные кончики губ;
Страх – сведенные брови, растянутые губы с опущенными и отведенными вниз уголками;
Счастье – спокойный взгляд, приподнятые, отведенные назад уголки губ;
Печаль – «угасший» взгляд, опущенные уголки губ, сведенные брови.
Задание 3. «Маски».
-Давайте с помощью мимики попробуем выразить: горе, гнев, радость, боль, страх, удивление.
-Ребята, определите, удалось ли изобразить «Маску»?
-Разговаривать можно и с помощью жестов. Давайте вспомним, какие жесты используют при общении?
Задание 4.
-Как жестом остановить машину?
-Спросить разрешения на уроке?
-Поздороваться?
-Попрощаться?
Игра «Иностранец».
Вы приехали в другую страну, не знаете их языка, вас не понимают. Спросите дорогу в зоопарк, бассейн, на площадь, где стоит памятник, в кинотеатр, в кафе, на почту.
ΙV. Итог урока.
Какие способы общения узнали?
-Что такое мимика?
-Каков первый секрет общения?
-Ритуал прощания.
V. Домашнее задание.
К следующему уроку на альбомном листе сделайте рисунок «Подарок другу».