Тема: «Охрана растений».
Цель урока: Систематизировать знания учащихся по охране растений.
Задачи урока:
Обобщить знания учащихся о значении растений в жизни животных и человека.
Рассмотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.
Развивать грамотную устную речь, наблюдательность, логическое мышление
Показать важность охраны растений, воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты: Учащиеся учатся объяснять, почему многие растения стали редкими и как нужно охранять растения, оценивать поступки людей по отношению к природе, формулировать правила друзей природы, анализировать, делать выводы.
Оборудование: карточки с заданиями , распечатки памятки,
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель проверяет готовность учеников к уроку.
2. Актуализация знаний.
а. проверка домашнего задания
1. индивидуальные задания
Карточка 1
Найди неверное утверждение.
Корень находится в почве, всасывает воду и питательные вещества.
Листья растут на стебле, с их помощью растения дышат и питаются.
Цветок образуется на листьях, из него развиваются плоды и семена.
На месте цветка образуются плоды и семена, семенами растение размножается.
( Ответ: Цветок образуется на листьях, из него развиваются плоды и семена. )
Карточка 2
Выбери правильное описание развития растения из семени.
Семя- проросток- растение с цветком- взрослое растение
Семя- проросток с корешком- растение с плодами- взрослое растение с цветками
Семя- проросток с несколькими листьями- взрослое растение с цветками- растение с плодами
Семя- проросток с корешком- проросток с несколькими листьями - взрослое растение с цветками- растение с плодами
( Ответ: Семя- проросток с корешком- проросток с несколькими листьями - взрослое растение с цветками- растение с плодами )
2. фронтальный опрос:
-Весной в цветущие сады часто выносят ульи с пчёлами. Для чего это делают?
-Как происходит опыление растений?
-Что образуется на месте цветов после опыления?
- Назовите насекомых-опылителей.
- Как распространяются плоды и семена растений?
- Какие условия нужны для прорастания семян?
- Как развивается растение из семени?
Проверка заданий на карточках.
Самоопределение к деятельности
Послушайте экологическую сказку.
- На большой и красивой поляне каждую весну расцветало множество подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили.
Однажды мальчик Вова забрёл на поляну. Он взглянул на неё и замер. Ему захотелось унести всю эту красоту с собой. Он набрал огромный букет и понёс домой. По дороге он встретил друзей, ребятам стало очень завидно, что у Вовы был такой красивый букет.
Они спросили, где он собрал такие прекрасные цветы. Вова был “добрым” мальчиком, он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда.
В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Что он там увидел! Вместо небесно-чистейших цветов осталась только вытоптанная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, и он заплакал …
Обсуждение сказки.
-Можно ли Вову назвать “добрым” мальчиком?
- Почему лось заплакал?
- Часто люди срывают беззащитные цветы. Постоят такие цветы совсем немного в воде и превратятся в ненужный сор.
- Послушайте стихотворение о подснежниках.
Подснежник.
Вот букет: он брошен вместе с сором.
Умирают, сжавшись, лепестки …
Это мы срываем без разбора
Беззащитные тугие стебельки.
Для чего мы рвали их? Не знаю!
Быстро вянет нежный первоцвет,
Пусто, скучно стало на поляне:
Вестников весны там больше нет!
Очень просто погубить живое,
Ведь подснежники не могут нам сказать:
“Наслаждайтесь нашей красотою –
Только очень просим нас не рвать!” (И. Абдулаева)
- Почему же нельзя рвать цветы?
Сообщение темы урока.
- Как вы думаете, нужно ли охранять растения? Зачем?
- Какие меры по охране растений вы знаете?
Сегодня на уроке мы будем говорить об охране растений.
Работа по теме урока
Беседа
Охрана растений
- Как хорошо, что есть растения! Без растений не было бы жизни на нашей планете Земля. Какое значение имеют растения для животных?
(Растения дают животным кислород, служат пищей, лекарством, жилищем).
- А какое значение имеют растения для человека?
( Человек получает от растений кислород, пищу, лекарства, древесину, ткани – лён, хлопок.)
К сожалению, хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений. К примеру люди вырубают леса , строят заводы, дороги, роют карьер. Много растений при этом погибает. Так человек как бы наступает на природу, губит ее. Поэтому растения нуждаются в охране.
Какие правила охраны растений вы знаете?
Работа по учебнику стр. 84 статья « Правила друзей природы»
Нарисуйте запрещающие знаки поведения в лесу
1. Не срывать растения для букетов.
2. Ходить по тропинкам, чтобы растения не погибали от вытаптывания.
3. Срывать лекарственные растения там, где их много.
4. Не кричи в лесу.
5. Не разводи костёр.
Знакомство с Красной книгой.
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны, и не будет красоты.
- Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений. Растения нуждаются в охране. Поэтому люди создали Красную книгу. (показ книги)
- Красная книга! Почему она красная? (Красный цвет предупреждает нас – стой! Остановитесь! Ещё один неосторожный шаг, и может быть поздно.)
- Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие растения и животные стали редкими. Они занесены в красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности.
Международную Красную книгу создали в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. Красная книга сама не охраняет, а только фиксирует, предупреждает. Всякая Красная книга состоит из цветных страниц.
Чёрные: На чёрных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кто уже вымер.
Красные: На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие растения и животные.
Жёлтые: На жёлтых страницах те растения и животные, количество которых быстро снижается, которым грозит “переселение” на опасные красные страницы.
Белые: На белых страницах записаны те животные, которые до сих пор мало изучены, места их обитания труднодоступны или точно не установлены.
Зелёные: На зелёных страницах – самых обнадёживающих – те животные и растения, которых удалось сохранить, спасти от вымирания.
Идея Красной книги – спасти животный и растительный мир.
Лекарственные растения
-Какие растения называются лекарственными? ( Растения, при помощи которых человек лечит какие-либо заболевание.)
Стр. 83 учебника прочитайте правило заготовки лекарственных растений
Многие растения на нашей планете являются лекарственными. Это замечательное богатство природы. Собирать их нужно так, чтобы не нанести вреда природе. Часть этих растений надо обязательно оставлять в природе для дальнейшего их размножения.
Физкультминутка
“Бабочка”.
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и улетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
Первичное закрепление знаний
Экологический светофор.
-Поиграем в игру “Экологический светофор”, чтобы закрепить правила поведения по охране растений в различных ситуациях.
Правила игры: “Экологический светофор” похож на те светофоры, которые установлены на наших дорогах. Вспомните, что обозначают их сигналы? (Красный свет запрещает движение, жёлтый – предупреждает, а зелёный – разрешает.)
“Экологический светофор” поможет нам правильно поступать, чтобы не причинять вреда растениям. Он тоже имеет три цвета: “красный свет – природе вред!”; “жёлтый – осторожно!”; “свет зелёный – так красиво! – лес сказал тебе “Спасибо!”. Я буду зачитывать текст карточки, а вы по команде “Внимание, раз!” должны “зажигать сигналы светофора”, демонстрируя тот сигнал, который соответствует описанной ситуации.
1ситуация. Аня хотела научиться плести венки так же, как это делала её подружка Марина. Девочки нашли полянку с одуванчиками. Нарвали по букету и сели плести. Марина показала как укладывать и перевязывать цветы, но у Ани ничего не получилось. Пришлось собрать ещё букет, потом – ещё. Одуванчики быстро вяли и становились некрасивыми. Когда, наконец, Аня закрепила концы венка и можно было одеть его на голову, девочек позвали домой. Они бросили цветы и пошли обедать.
Учащиеся показывают красный сигнал светофора и дают объяснения.
2 ситуация. Валера встал поздно, кое-как, чтобы не опаздывать в школу, побросал книжки в рюкзак и выскочил из дома. Обычный маршрут его пролегал по асфальтовой дорожке вокруг школьного сада. Но сегодня он решил сократить путь – побежал через сад. Оказалось, что за школьным забором вчера вскопали широкую полоску земли и высадили цветочную рассаду. Бежать вокруг было некогда и Валера пустился напрямик, затаптывая слабенькие росточки. Когда он вбежал в класс – раздался звонок. “Не опоздал!” - радостно подумал Валера.
Учащиеся показывают красный сигнал светофора и дают объяснения.
3 ситуация. Олегу и Андрею родители купили велосипеды. Рядом был лесопарк, и мальчишки решили покататься там. Когда они въехали в лес, то увидели, что асфальтированные дорожки очень узкие, а вдоль них высокая трава, цветы. “Как же быть?” - задумались они, - “можно ли здесь кататься?”
Учащиеся показывают жёлтый сигнал светофора и дают объяснения.
4 ситуация. Каждую осень Галя и Маша собирали семена цветов: календулы, бархоток… Весной девочки проращивали рассаду на подоконниках, а когда наступали тёплые дни, высаживали растения у себя во дворе и вместе с учителем на школьных клумбах. Каждый год девочки узнавали о цветах все больше и больше. Даже взрослые стали обращаться к ним за советом.
Учащиеся показывают зелёный сигнал светофора и дают объяснения.
5 ситуация. Катя и Света вышли на улицу, чтобы начать выполнять летнее задание по составлению гербария. Девочки знали, что в нем могут быть и травы, и цветы, и листья. Они взяли с собой большой полиэтиленовый пакет и картонную папку, чтобы складывать сорванные растения. Какие именно – они ещё не решили. “Посмотрим по дороге – что понравится, то и будем срывать для гербария” - договорились между собой Катя и Света.
Учащиеся показывают жёлтый сигнал светофора и дают объяснения.
6 ситуация. Света с родителями поехали в лес. Отец вел машину. Остались позади шумные городские улицы, проехали дачные участки. Далее вдоль дороги стеной вставали деревья. Проехав какое-то расстояние, отец спросил: “Где остановимся?” Можно было свернуть с дороги и проехать между деревьями вглубь леса. Кто-то уже поступал таким образом – следы от машин оставались надолго. Они были узнаваемы по бедной растительности. Светины родители решили в лес не въезжать, тем более, что возле дороги была небольшая асфальтированная стоянка для машин. В лес отправились пешком, аккуратно и тихо, уважая законы чужого дома, как и положено гостям.
Учащиеся показывают зелёный сигнал светофора и дают объяснения.
-В любой ситуации надо помнить о правилах поведения в природе и поступать так, чтобы ваши действия приносили пользу окружающему миру и самому человеку. Натиск человечества столь усилился на зеленый мир, что многие растения исчезают с земного шара. ”.
Подведение итогов урока
Какие правила поведения в природе вы будете выполнять?
Что нового узнали на уроке?
Что люди делают для охраны растений?
Домашнее задание:
1. учебник прочитать текст на с. 82-85 ответить на вопросы раздела «проверь себя» на с. 85.
2. рабочая тетрадь зад. 4, 7 ( с. 38-39)
Ресурсы:
1. https://infourok.ru/otkritiy-urok-po-okruzhayuschemu-miru-v-klasse-tema-ohrana-rasteniy-1414265.html
2. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2012/02/20/okhrana-rasteniy-urok-okruzhayushchego-mira-v-3
3. Н.Ю. Васильева поурочные разработки по курсу ОКРУЖАЮЩИЙ МИР к УМК А. А. ПЛЕШАКОВА( ШКОЛА РОССИ)
4. А.А. ПЛЕШАКОВ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (ШКОЛА РОССИИ) УЕБНИК