Технологическая карта урока
Ф. И. О. педагога: Махитарова В.А.
Предмет: русский язык
Класс: 11
Тип урока: урок закрепления
Цели:
1) совершенствование практических умений и навыков анализа текста;
2) подготовка к ЕГЭ: умение писать сочинение-рассуждение;
3) формирование позитивного мировоззрения у будущих выпускников, привитие интереса к художественному слову
Задачи урока:
- проанализировать проблемы текста, выявить авторскую позицию. Выразить собственное мнение по прочитанному тексту
- написать сочинение-рассуждение.
Используемые ЦОР: компьютер, проектор, интерактивная доска текст Н.М. Карамзина
Оборудование:
1) критерии оценки сочинения-рассуждения;
2) исходный текст по Н.М.Карамзину
3) раздаточный материал – рекомендации учащимся по подготовке к написанию сочинения – рассуждения;
4) Стихотворение на доске:
Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?
Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!
Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться...
Вольному сердцу на что твоя тьма?
Знала ли что? Или в бога ты верила?
Что' там услышишь из песен твоих?
Чудь начудила, да Меря намерила
Гатей, дорог да столбов верстовых...
Лодки да грады по рекам рубила ты,
Но до Царьградских святынь не дошла...
Соколов, лебедей в степь распустила ты -
Кинулась и'з степи черная мгла...
За' море Черное, за' море Белое
В черные ночи и в белые дни
Дико глядится лицо онемелое,
Очи татарские мечут огни...
Тихое, долгое, красное зарево
Каждую ночь над становьем твоим...
Что' же маячишь ты, сонное марево?
Вольным играешься духом моим?
28 февраля 1910
5) Портрет А.Блока
Краткое описание: Данный урок построен при помощи методики ФГОС и представлен в виде технологической карты
Тема урока: «Подготовка к написанию сочинения – рассуждения»
Этапы урока,
цель этапа,
время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
УУД
|
Мотивация к деятельности (1 мин.)
Цель этапа: включение уч-ся в деятельность
|
Учитель приветствует уч-ся, желает успеха.
Включение в деловой ритм
|
Подготовка к работе
|
Самоопределение (Л)
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
|
Актуализация и пробное учебное действие (5 мин.)
Цель этапа: подготовка мышления и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа мышления
|
Работа с таблицей
На экране вы видите таблицу. Рассмотрите её внимательно. Что вы видите? Да, перед вами названия тем и проблем. Вам необходимо стрелками показать, какая тема соответствует какой проблеме
|
Выполняют задание
Работа в парах
|
Планирование учебного сотрудничества (К).
Анализ объектов с целью выделения признаков (П)
|
Постановка учебной задачи (7 мин.)
Цель этапа: обсуждение затруднений
|
Проблемная ситуация.
Посмотрите на доску, вы видите портрет поэта А. Блока, который отказался эмигрировать даже для того, чтобы лечиться за рубежом . Кто это? Расскажите, что вам известно о А.Блоке.
На экране вы видите стихотворение к уроку. Скажите, как соотносятся данные эпиграфы и портрет писателя?
О чем мы с вами будем говорить на уроке?
Сформулируйте тему и цели урока.
Перед вами текст Н.М Карамзина. Внимательно прочитайте текст, определите тип и стиль речи.
Перечитайте первый и последний абзацы текста, чтобы определить и сформулировать проблему текста.
Попытайтесь определить, какая из отмеченных вами тем соответствует этому тексту?
- О чем этот текст?
- Зачем Карамзин создал этот текст?
- Что именно автор хотел сказать этим текстом?
Поставьте вопросы к прочитанным фрагментам текста.
|
Ставят цели, формулируют тему урока;
Сообщения уч-ся
|
Целеполагание (Р)
Постановка вопросов (К)
Самостоятельное формулирование цели (П – общеучебн.)
Формулирование проблемы (П – логич..)
|
Выявление причин затруднения (10 мин.)
Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации
|
Исследование проблемной ситуации.
Если не смогли определить проблему, обратитесь к заданию А.28, в котором приведены тезисы (три верных авторских утверждения). По одному из них сформулируйте проблему.
Выполняем работу по составлению комментария, нахождению аргументов к поставленной проблеме. Осознание основных аргументов текста
Перечитайте центральные абзацы текста. Проследите за ходом мысли автора. Попробуйте понять, как он приходит к поставленному вопросу, что наводит его на размышления, на какие авторитетные мнения он ссылается?
Подчеркните ключевые слова и фразы.
Доказываем свое мнение, для этого находим примеры, подтверждающие это, в литературе, вспоминаем биографии выдающихся личностей, научные открытия, необходимые факты. Помните, вы должны привести два аргумента
|
Составляют план достижения цели, составляют алгоритм; работают с текстом в группах (4 группы)
|
Планирование (Р).
Прогнозирование (Р).
Сотрудничество в поиске и выборе информации (К).
Построение цепи логических рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез, обоснование (П – моделирование)
|
Динамическая пауза (1 мин.)
|
|
Под музыку выполняют упражнения для глаз
|
|
Первичное закрепление (8 мин)
Цель этапа: усвоение учащимися определения позиции, аргументов
|
Первичное обобщение.
Перечитайте поставленный вопрос (Какова природа любви к отчизне ?) и найдите в тексте ответ на него. Что вы нашли? Где чаще всего можно найти в тексте позицию автора? - Что помогло вам найти аргументы?
- Что можно сказать о проблеме, сопоставляя её с ситуациями, происходящими в жизни?
- А есть ли другие художественные произведения, затрагивающие эту же проблему?
|
Работа в группах
Анализ и сопоставление обнаруженных аргументов (работа в парах)
Нахождение случаев из жизни и художественных произведений.
Использование алгоритма написания
|
Действие по аналогии (П).
Контроль, оценка (Р).
Коррекция (Р).
Выбор наиболее эффективных способов решения П – общеучебн.).
Выражение своих мыслей (К).
|
Самостоятельная работа с самопроверкой (10 мин.)
Цель этапа: самооценка результатов своей деятельности
|
Организует деятельность по применению полученных знаний.
- Сформулируйте еще раз позицию автора.
- Сопоставьте её со своей позицией.
Перечитайте ещё раз проблему или проблемный вопрос. Ваша позиция должна содержать ответ на этот вопрос. Что у вас получилось? Какой вывод делаем? Даже соглашаясь с автором, сформулируйте ещё раз свою позицию иными фразами. Что получилось? Перечитайте ещё раз проблему или проблемный вопрос. Ваша позиция должна содержать ответ на этот вопрос. Что у вас получилось? Какой вывод делаем? Даже соглашаясь с автором, сформулируйте ещё раз свою позицию иными фразами. Что получилось?
|
Письменно оформляют проанализированное (индивидуальная работа) Проверяют и корректируют работы друг друга (работа в парах)
|
Контроль, коррекция (Р).
Самоопределение (Л).
Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р).
|
Рефлексия деятельности( 3 мин.)
Цель этапа: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности
|
Организует рефлексию, самооценку результатов учащихся.
Д/з с учетом уровня подготовки учащихся
1гр. – откорректировать данное сочинение;
2 гр. – на примере другого текста определяет проблему, позицию, пишет комментарий
|
Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты.
Отвечают на вопросы:
- Какую цель ставили?
- Удалось ли достичь поставленной цели?
- Какие получили результаты?
- Где можно применить приобретенные знания?
|
Умение выражать свои мысли (К).
Рефлексия (П).
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П).
Адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности (Л).
|
Образец сочинения – рассуждения
(текст Н.М Карамзина)
Проблем в современном мире очень много. Одна из них – проблема природы чувства любви к отчизне. Именно этот вопрос, который не может не волновать современного человека, затрагивает Николай Михайлович Карамзин. Он размышляет о том, что является основанием физической привязанности людей к отечеству.
Следует отметить, что данная проблема существует давно, но особенно актуальна в наши дни, так как многие в нашей стране мечтают покинуть родные места. На вопрос «Хотели бы вы покинуть Россию», к огромному сожалению, большая часть юношей и девушек отвечают «да».
Автор говорит о том, что «никто не может быть счастлив вне своего отечества, где сердце его научилось понимать людей и образовало его любимые привычки. Никаким народом нельзя заменить сограждан».
Я согласна с мнением автора, потому что любовь к Родине у каждого человека возникает, наверное, в свое время. С первого глотка материнского молока начинает пробуждаться любовь к Отечеству. На первых этапах все происходит неосознанно: подобно тому, как ребенок тянется к отцу и матери. Взрослея, он начинает испытывать привязанность к своим одноклассникам, ребятам с родной улицы, селу. И только взрослея, он постепенно осознает истину – свою принадлежность к матери – Родине.
Любовь к Отечеству, можно сравнить лишь с любовью к своим родителям. Потеря родины означает потерю человеком личного достоинства и счастья.
Литература и жизнь богаты примерами , иллюстрирующими любовь к Родине, и как тяжело жить людям в эмиграции
Поэт Александр Блок отказался эмигрировать, даже для того, чтобы лечиться за рубежом. Какой видел он свою Родину? Что значило для него любить Родину? В стихотворении «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..» лирический герой чувствует свою нерасторжимую связь с Русью. Поэтому мысль о том, не разлучиться ли им, не расстаться ли, особенно мучительна для поэта и лирического героя. Русь для Блока есть нечто древнее, необъяснимое, что-то уходящее корнями в незапамятные времена.
Любовь к Родине - это прежде всего уважение, трепетное отношение к месту, где родился, вырос, к отчему дому, к людям, воспитавшим нас, к своей истории.
Мы не должны вырасти Иванами, не помнящими родства. Общая жизнь на родной земле, общие беды и радости, общая любовь к своей Родине и к своему языку – всё это делает нас народом своей земли. Еще Белинский в XIX веке сказал: «Кто не принадлежит своему Отечеству, тот не принадлежит и человечеству».