Крымоведение
5 класс
Тема: Стихийные погодные явления в Крыму.
Цели: 1)образовательная-сформировать у учащихся представление о стихийных погодных явлениях, которые могут возникать в Крыму, познакомить с правилами поведения во время стихийных погодных явлений; 2)развивающая-развивать речь, логическое мышление, умения делать сообщения на заданную тему ; 3) воспитательная-воспитывать бережное отношение к природе, правила поведения во время стихийных явлений
Методы:исследовательский.
Формы работы:групповая, индивидуальная, фронтальная
Оборудование :физическая карта Крыма,
Тип урока: урок изучения нового материала
План урока:
1.Понятие «Стихийные погодные явления».
2.Характеристика и правила поведения во время стихийных погодных явлений в Крыму:
2.1. Ливни,град, молнии.
2.2.Ураганы, штормы.
2.3.Засухи и суховеи.
2.4.Гололед, метели, лавины.
2.5. Наводнения и паводки.
2.6.Селевые потоки, оползни,
Ход урока:
І.Организационный момент
ІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Окружающая нас природа – источник жизни. В ней постоянно протекают разнообразные природные процессы. И очень часть случается так, что природный процесс превращается в опасное , угрожающее всему живому явление .
Почему они опасны?
Как называют явления, которые происходят мгновенно, внезапно, неожиданно?
Что такое стихия?
Явление природы, обнаруживающееся как мощная сила, независимая от воздействий со стороны человека. ( словарь Ушакова)
Стихийные погодные явления - это атмосферные явления, которые по интенсивности, периодам возникновения, длительности, и площади распространения могут наносить или наносят убытки хозяйству и населению.
ІІІ. Формирование новых знаний и умений обучающихся:3.
Название стихийного погодного явления.Причины возникновения погодного явления.
Стихийные явления в природе - природные явления, проявляющиеся как могущественные разрушительные силы, обычно не подчиняющиеся влиянию человека. К ним относятся тропические циклоны, смерчи, молнии, наводнения, цунами, землетрясения, извержения вулканов, снежные лавины, сели, камнепады, оползни и др.
Эрозия - процесс разрушения горных пород и почв водным потоком.
Наводнение - это значительное затопление местности в результате подъёма уровня воды в реке, озере или море, вызываемого различными причинами.
- Оползни - это скользящие смещения масс горных пород вниз по склону, возникающие из-за нарушения равновесия, вызываемого различными причинами. Оползни могут быть на всех склонах с крутизной 20° и более и в любое время года. Они различаются не только скоростью смещения пород, но и своими масштабами. Скорость медленных смещений пород составляет несколько десятков сантиметров в год, средних - несколько метров в час или в сутки и быстрых - десятки километров в час и более. К быстрым смещениям относятся оползни-потоки, когда твердый материал смешивается с водой, а также снежные и снежно-каменные лавины. Следует подчеркнуть, что только быстрые оползни могут стать причиной катастроф с человеческими жертвами. Наиболее действенной защитой от оползней является их предупреждение. Из комплекса предупредительных мероприятий следует отметить собирание и отведение поверхностных вод, искусственное преобразование рельефа, фиксацию склона с помощью свай и строительства подпорных стенок.
г) Лавины
Самый маленький толчок Земли может стать причиной катастрофической силы, которая, устремляясь вниз, набирает такую мощь, что способна даже перевернуть и оставить под собой огромный движущийся поезд. Лавина - масса снега, падающая или соскальзывающая с крутых склонов гор, аналогично обвалу. Скорость движения в среднем 20-30 м/с. Падение лавины сопровождается образованием воздушной предлавинной волны, производящей наибольшие разрушения. В горных районах, где снежные лавины возникают ежегодно, созданы специальные службы, своевременно предупреждающие население о грозящей опасности. Осуществляется искусственный сброс лавин путем их обстрела, отвод лавин дамбами и лавинорезами, проводится укрепление склонов опорными сооружениями.
Лавины часто встречаются не только в горных районах России, а также и на равнинах.
д) сели.
- Еще в горах образуются грязекаменные потоки - сели. Причины их образования могут быть разные. Про них расскажет ученика.
Сель — поток с очень большой концентрацией минеральных частиц, камней и обломков горных пород (до 50—60% объёма потока), внезапно возникающий в бассейнах небольших горных рек и сухих логов и вызванный, как правило, ливневыми осадками или бурным таянием снегов.
Сель — нечто среднее между жидкой и твёрдой массой. Средняя скорость движения селевых потоков 2-4 м/с, достигая 4-6 м/с, что обуславливает их большое разрушительное действие. На своем пути потоки прокладывают глубокие русла, которые в обычное время бывают сухими или содержат небольшие ручьи. Материал селей откладывается в предгорных равнинах. Сели характеризуются продвижением его лобовой части в форме вала из воды и наносов или чаще наличием ряда последовательно смещающихся валов. Прохождение селя сопровождается значительными переформированиями русла.
Сель возникает в результате интенсивных и продолжительных ливней, бурного таяния ледников или сезонного снегового покрова, а также вследствие обрушения в русло больших количеств рыхлообломочного материала (при уклонах местности не менее 0,08—0,10). Решающим фактором возникновения может послужить вырубка лесов в горной местности — корни деревьев держат верхнюю чаcть почвы, что предотвращает возникновение селевого потока.
е) Обвал
Обва́л — отрыв и падение масс горных пород вниз со склонов гор под действием силы тяжести. Обвалы возникают на склонах речных берегов и долин, в горах, на берегах морей. Причиной образования обвалов является нарушение равновесия между сдвигающей силой тяжести и удерживающими силами. Оно вызывается:
увеличением крутизны склона в результате подмыва водой;
ослаблением прочности пород при выветривании или переувлажнении осадками и подземными водами;
воздействием сейсмических толчков;
строительной и хозяйственной деятельностью.
Правила безопасного поведения людей во время стихийного погодного явления.






33В мире нет ни одного региона, где бы ни происходили стихийные погодные явления, создающие опасные и неблагоприятные условия для жизнедеятельности населения. Не исключением является и наш Крымский полуостров. В разных частях Крыма в течение года происходят стихийные явления, связанные с резкими неблагоприятными изменениями в погоде. И вот сегодня мы с вами отправляемся в научную экспедицию по изучению стихийных явлений Крыма. Мы с вами посетим 4 станции, на которых нас встретят специалисты- эксперты по стихийным явления. Они изучали стихийные явления в Крыму, выясняли их причины, районы распространения и способы предотвращения и уменьшения силы этих явлений. В пути мы будем с вами вести бортовой журнал, где будем фиксировать все стихийные явления ,с которыми нас познакомят специалисты. ( каждый ученик заполняет схему « Стихийные погодные явления в Крыму» и заполняет ее в ходе урока)
Первая станция , на которую мы прибываем это станция «Грозовая». Здесь нас встречают эксперты по ливням, граду и молниям. Им предоставляем слово .
«Ливни, град, молнии».
Ребята, отгадайте загадку Летит без крыльев и поет, прохожих задирает, одним проходу не дает,
других он подгоняет (ветер) .Какую пользу приносит ветер? (опыляет растения,
приводит в движение механизмы, приносит тепло и холод) .Но ветер может
приносить огромное зло человеку. Иногда ветер чуть заметен , а иногда очень
сильный, который вырывает с корнем деревья, ломает дома. Как называется такой
ветер? (ураганом). Вторая станция, на которую мы прибываем – это стация
«Ураганы, штормы».Следующие стихийные погодные явления очень часто встречаются в нашей местности. Они наносят большой вред сельскому хозяйству и о них нам расскажут специалисты станции «Суховейная» «Засухи и суховеи, пыльные бури, заморозки»
В известной песне поется , что он« кружится, летает, летает,
И позёмкою клубя, заметает вокруг зима заметает……» О чем
идет речь? Снег и мороз могут также стать причинами стихийных явлений в
Крыму. Следующая остановка нашей экспедиции станция « Снежная»
«Метели. Гололед.Снежные лавины» Многие стихийные погодные явления предотвратить невозможно. А вот заранее подготовиться к ним, чтобы избежать тяжёлых последствий, необходимо. В Крыму действует сеть метеорологических станций. Специалисты – метеорологи круглосуточно ведут наблюдения за природными явлениями, составляют прогноз погоды и своевременно информируют население о предстоящей опасности. Для чего это необходимо? (ответы детей)
Это даёт возможность жителям вовремя принять необходимые меры предосторожности и обезопасить себя и своих близких. Но есть еще люди такой профессии, которые помогают справиться со стихией. Это сотрудники МЧС. И вот сегодня на нашем уроке присутствует специалист МЧС в Нижнегорском районе. Он нам расскажет о стихийных явлениях , которые наиболее часто бывают в нашем Нижнегорском районе.
IV. Закрепление полученных знаний и умений учащихся.
Задание 1.Угадай стихийное явлениеЭто явление бывает летом, когда его совсем не ожидают. И страдает, в первую очередь, от него сельское хозяйство, первые посевы, ростки, появившиеся из почвы. Обычно они приходят с севера, где формируются холодные воздушные массы и переносятся в более теплые широты. Резкое похолодание, понижение температуры ниже нуля градусов приводит практически к полной гибели урожая.(Заморозки)Недаром ее называют «Белой смертью». Спокойный, безмолвный, снежный склон может внезапно превратиться в кипящий, ревущий котел. Гигантский вал снега, пыли, обломков скал и деревьев сметает все на своем пути, я укрыться от него часто невозможно. Набирая скорость и массу, она с каждым мгновением становится все более мощной, неся смерть и разрушение.(Лавина)
Тяжелые чёрные облака нависали над крышей дома, в комнате царил зловещий полумрак… Ветер крепчал с каждой секундой… Через несколько минут небеса разверзлись и обрушили на землю небывалые потоки воды” (ураган).Какое погодное явление Ф. И. Тютчев любил именно “… в начале мая”? (Грозу)
Задание 2. Найди паруГрязекаменный поток в русле горной реки – (сель)
Перенос снега над земной поверхностью-( метель)Ледная корка на поверхности Земли – (гололед)Перенос сильным ветром пыли и песка – (пыльные бури)Снижение температуры воздуха или почвы до 0 грудусов и ниже-(заморозки).Скольжение масс горных пород по склону – (оползень)
Затопление местности при подъеме воды – (наводнение)Низвержение массы снега с горного склона – (лавина)Ветер разрушительной силы – (ураган)Долгий период с малым количеством осадков – (засуха)
V. Итог урока. Что вы нового узнали на сегодняшнем уроке?
Какие знания, полученные на сегодняшнем урок, пригодятся Вам в повседневной жизни?
VI . Д.З. Закончить практическую работу №4.Подготовить сообщение о значении воды в природе и жизни населения Крыма.