Актуализация имеющихся знаний по теме | Работа с текстом Формулировка темы урока | Вы уже с ним знакомились на 1 –ой ступени обучения в курсе физики 8 класса. - У меня в руках учебник, по которому вы эту тему изучали, а у вас на столах лежат отсканированные копии страниц этого учебника. Сейчас я предлагаю вам просмотреть текст этих страниц, и вспомнить основные понятия и факты, касающиеся знаний по данной теме. - Я вижу, вы уже прочитали материал (кратко выяснить о чём, о чём пойдёт разговор на уроке: Основное понятие темы (заряд). Основные факты, изложенные в тексте по данной теме (два вида зарядов, существование эл. заряда и т. д.) Рассматриваемые явления (электризация тел. Взаимодействие зарядов) (Работа с учебником 10 класса, учитель предлагает открыть учебник на с.244, прочитать название главы и определение выд. жирным, пр. 86, п.2 и3 этого параграфа, название пр. 87). - Прозвучало ли что – то новое для вас в названии тем? - И тем, не менее, сегодня вы выходите на новый уровень знаний по теме «Основы электродинамики», который открывает раздел физики, изучающий неподвижные заряды «Электростатика» - Между любым фактом, явлением и физическими величинами в физике можно выявить закономерность, и установить количественную зависимость. Подскажите, как это называется на языке науки (ЗАКОН). А какой закон сегодня мы будем изучать поможет нам выяснить ответ на следующий вопрос: в каких единицах измеряется электрический заряд? (Кулон). - Единица заряда названа в честь фр. учёного Ш. Кулона (ивестен своими работами по электричеству и магнетизму и исследованием сил трения). Итак, ребята, давайте сформулируем тему нашего урока. Я думаю, что количественная зависимость взаимодействия неподвижных зарядов справедливо названа (законом Кулона). Правильно Тема нашего урока « Закон Кулона – основной закон электростатики). Тема выводится на слайд и записывается на доске | Учащиеся изучают текст Уч-ся отвечают Ученики читают названия по очереди Уч-ся отвечают Уч-ся формулируют тему. Записывают в тетради | |
Изучение нового материла | Организация исследовательской работы. Моделирование фронтального эксперимента Оборудование: конверты с полосками из полиэтилена и бумаги. Эвристическая беседа Рассказ учителя с демонстрацией слайдов | Вы, конечно, знаете, что физика наука экспериментальная, и все гипотезы, утверждения и предположения и законы д. б. подтверждены экспериментом. -Давайте сейчас на некоторое время станем исследователями. У вас на столах находятся конверты с самым простым оборудованием, которое поможет нам подтвердить некоторые сведения по электростатике и направит нас на поиск новых знаний - установления количественной зависимости взаимодействия зарядов. Придумайте сейчас в парах эксперименты, подтверждающие, факты и явления по электростатике. А к демонстрационному столу я приглашаю двух смельчаков, желающих придумать эксперимент с оборудованием, находящимся на столе. -Ребята, кто может продемонстрировать и объяснить свой эксперимент? (Можно выслушать несколько предложений с места) Затем уч-ся демонстрируется эксперимент с шарами. Учитель может помочь прокомментировать и предложить просмотр видеофрагмента). - Итак, какие мы с вами можем сделать выводы из проделанных опытов и видеофрагмента? В з. зарядов зависит от величины заряда расстояния между зарядами. - Используя экспериментальную установку « крутильные весы» Ш. Кулон открыл закон взаимодействия эл. зарядов. - опыты Кулона - формулировка закона и запись формулы в вакууме ( обратить внимание на модули зарядов, величину заряда 1 кл –очень велик) - формулировка закона и запись формулы в вакууме - силы центральные - принцип суперпозиции сил - границы применимости закона. | Уч-ся придумывают эксперименты и пробуют выполнить их на местах. Уч-ся демонстрируют и объясняют свои эксперименты. Уч-ся высказывают свои мнения. По ходу рассказа учителя уч-ся делают ОК в тетради по содержанию слайдов | |
Первичное закрепление знаний | Работа с текстом учебника пр.89 ( п. 2) и пр.90 п.1 с 3 абзаца Экспресс – опрос «Да» и «Нет» Уч-ся могут пользоваться опорным конспектом в тетради. Работа с формулой закона и единицами физических величин в него входящих | - Учитель предлагает ознакомиться с текстом учебника по данной теме. Вопросы: - Правда ли, что F прямо пропоциональна модулей g? (да) - Правда ли, что F обратно пропоциональна R между зарядами? (нет) - Правда ли, что кулоновские силы подчиняются 3-му закону Ньютона? (да) - Правда ли, что F обратно пропоциональна квадрату R между зарядами? (Да) - Правда ли, что F зависит от свойств среды между заряженными телами? (Да) - Правда ли что закон Кулона напоминает закон Всемирного тяготения? (Да) -Правда ли, что уменьшение модулей зарядов приводит к увеличению силы Кулоновского взаимодействия? (Нет) - Правда ли, что заряд в 1Кл очень мал? (Нет) - Правда ли, что в природе существует минимальный электрический заряд? (Учитель обращает внимание на допущенные ошибки, просит прокомментировать свои ответы правильно ответивших учеников) На слайде для класса работа в группах (и на доске для работы экспертов) записаны производные формулы закона Кулона, выражающие ФЗ величины, входящие в него. К ним поставлен вопрос: Физическая величина, определяемая выражением в Международной системе единиц выражается в … 4 вопроса (постоянная k?, сила, заряд, расстояние) (Идёт взаимопроверка) | Уч-ся читают текст учебника Уч-ся отвечают на вопросы, используя карточки «Да» и «Нет» | |