СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему " Закон Кулона"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока можно использовать, как проблемный урок изучения нового материала.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему " Закон Кулона"»

Ход урока

Этап

урока

Формы и методы работы

Действия учителя

Действия учеников

Время


Организационный

этап

Беседа






- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Е.А. Волостникова. Сегодня я ваш учитель физики. На этом уроке мы начнём изучение большого раздела физики, название его пока, я оставлю в тайне.

? Но… сделаю одну небольшую подсказку


Слушают учителя









Актуализация имеющихся знаний по теме



Работа с текстом





















Формулировка темы урока


















Вы уже с ним знакомились на 1 –ой ступени обучения в курсе физики 8 класса.

- У меня в руках учебник, по которому вы эту тему изучали, а у вас на столах лежат отсканированные копии страниц этого учебника. Сейчас я предлагаю вам просмотреть текст этих страниц, и вспомнить основные понятия и факты, касающиеся знаний по данной теме.

- Я вижу, вы уже прочитали материал (кратко выяснить о чём, о чём пойдёт разговор на уроке:

  • Основное понятие темы (заряд).

  • Основные факты, изложенные в тексте по данной теме (два вида зарядов, существование эл. заряда и т. д.)

  • Рассматриваемые явления (электризация тел. Взаимодействие зарядов)

(Работа с учебником 10 класса, учитель предлагает открыть учебник на с.244, прочитать название главы и определение выд. жирным, пр. 86, п.2 и3 этого параграфа, название пр. 87).


- Прозвучало ли что – то новое для вас в названии тем?

- И тем, не менее, сегодня вы выходите на новый уровень знаний по теме «Основы электродинамики», который открывает раздел физики, изучающий неподвижные заряды «Электростатика»


- Между любым фактом, явлением и физическими величинами в физике можно выявить закономерность, и установить количественную зависимость. Подскажите, как это называется на языке науки (ЗАКОН). А какой закон сегодня мы будем изучать поможет нам выяснить ответ на следующий вопрос: в каких единицах измеряется электрический заряд? (Кулон).

- Единица заряда названа в честь фр. учёного Ш. Кулона (ивестен своими работами по электричеству и магнетизму и исследованием сил трения).

Итак, ребята, давайте сформулируем тему нашего урока. Я думаю, что количественная зависимость взаимодействия неподвижных зарядов справедливо названа (законом Кулона). Правильно

Тема нашего урока « Закон Кулона – основной закон электростатики).

Тема выводится на слайд и записывается на доске



Учащиеся

изучают текст





Уч-ся отвечают




Ученики читают названия по очереди

Уч-ся отвечают













Уч-ся формулируют тему.

Записывают в тетради





Изучение нового материла

Организация исследовательской работы.


Моделирование фронтального эксперимента

Оборудование:

конверты с полосками из полиэтилена и бумаги.









Эвристическая беседа



Рассказ учителя

с демонстрацией слайдов

Вы, конечно, знаете, что физика наука экспериментальная, и все гипотезы, утверждения и предположения и законы д. б. подтверждены экспериментом.


-Давайте сейчас на некоторое время станем исследователями. У вас на столах находятся конверты с самым простым оборудованием, которое поможет нам подтвердить некоторые сведения по электростатике и направит нас на поиск новых знаний - установления количественной зависимости взаимодействия зарядов. Придумайте сейчас в парах эксперименты, подтверждающие, факты и явления по электростатике. А к демонстрационному столу я приглашаю двух смельчаков, желающих придумать эксперимент с оборудованием, находящимся на столе.

-Ребята, кто может продемонстрировать и объяснить свой эксперимент?

(Можно выслушать несколько предложений с места)

Затем уч-ся демонстрируется эксперимент с шарами. Учитель может помочь прокомментировать и предложить просмотр видеофрагмента).


- Итак, какие мы с вами можем сделать выводы из проделанных опытов и видеофрагмента?

Вз. зарядов зависит от величины заряда

расстояния между зарядами.

- Используя экспериментальную установку « крутильные весы» Ш. Кулон открыл закон взаимодействия эл. зарядов.

- опыты Кулона

- формулировка закона и запись формулы в вакууме ( обратить внимание на модули зарядов, величину заряда 1 кл –очень велик)

- формулировка закона и запись формулы в вакууме

- силы центральные

- принцип суперпозиции сил

- границы применимости закона.





Уч-ся придумывают эксперименты и пробуют выполнить их на местах.

Уч-ся демонстрируют и объясняют свои эксперименты.





Уч-ся высказывают свои мнения.



По ходу рассказа учителя уч-ся делают ОК в тетради по содержанию слайдов


Первичное закрепление знаний

Работа с текстом учебника пр.89

( п. 2) и пр.90 п.1 с 3 абзаца


Экспресс – опрос

«Да» и «Нет»

Уч-ся могут пользоваться опорным конспектом в тетради.















Работа с формулой закона и единицами физических величин в него входящих

- Учитель предлагает ознакомиться с текстом учебника по данной теме.



Вопросы:

- Правда ли, что F прямо пропоциональна модулей g? (да)

- Правда ли, что F обратно пропоциональна R между зарядами? (нет)

- Правда ли, что кулоновские силы подчиняются 3-му закону Ньютона? (да)

- Правда ли, что F обратно пропоциональна квадрату R между зарядами? (Да)

- Правда ли, что F зависит от свойств среды между заряженными телами? (Да)

- Правда ли что закон Кулона напоминает закон Всемирного тяготения? (Да)

-Правда ли, что уменьшение модулей зарядов приводит к увеличению силы Кулоновского взаимодействия? (Нет)

- Правда ли, что заряд в 1Кл очень мал? (Нет)

- Правда ли, что в природе существует минимальный электрический заряд?

(Учитель обращает внимание на допущенные ошибки, просит прокомментировать свои ответы правильно ответивших учеников)





На слайде для класса работа в группах (и на доске для работы экспертов) записаны производные формулы закона Кулона, выражающие ФЗ величины, входящие в него.

К ним поставлен вопрос: Физическая величина, определяемая выражением в Международной системе единиц выражается в …

4 вопроса (постоянная k?, сила, заряд, расстояние)

(Идёт взаимопроверка)


Уч-ся читают текст учебника





Уч-ся отвечают на вопросы, используя карточки «Да»

и «Нет»




Вторичное закрепление материала

Решение задач

(устно)

- Решение одной задачи с изменяющимся условием.

- Графическая задача на зависимость в силы Кулона от расстояния и величины модулей зарядов.



Рефлексия