I. Реализация домашнего задания: беседа (по итогам самостоятельной работы над статьёй об А. С. Пушкине в учебнике-хрестоматии).
- Как вы поняли слова А. Григорьева об А. С. Пушкине?
- С какими литературными направлениями была связана культура 18 века, уходящая в
прошлое на глазах А. С. Пушкина?
- Каковы основные отличительные черты пушкинского творчества?
II. Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создал художественные ценности мирового уровня, стал – как человек и как художник – символом русской духовной жизни. Ещё в 1834 году Н. В. Гоголь пророчески заметил: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте… Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет ».
« Пушкин – наше все: Пушкин представитель
Всего нашего душевного, особенного, такого,
Что останется нашим душевном, особенном
После всех столкновений с чужим, с другими
Мирами. Пушкин – пока единственный полный
очерк нашей народной личности…».
Аполлон Григорьев.
Лицейский период (1813 -1817). Первый период творчества – время поэтического самоопределения Пушкина, время выбора пути.
Первые стихотворения Пушкина датированы 1813г. За следующие три года написано свыше 130 произведений. В 1814 году журнал «Вестник Европы» публикует первое стихотворение Пушкина – «К стихотворцу». В январе юный поэт в присутствии Державина читает стихотворение «Воспоминания в Царском селе». В апреле оно было опубликовано в журнале и впервые подписано полным именем: Александр Пушкин.
В 1815 году Жуковский назвал Пушкина «надеждой нашей словесности», увидел в нем «будущего гиганта», но подчеркнул, что он пока ещё «бродит около чужих идей и картин». Пушкин – гениальный ученик. Он быстро встал вровень с учителями .
В ранних стихах обнаружилась важнейшая черта, характерная для всего последующего творчества Пушкина. Юный поэт многолик, переменчив, он то радовался, наслаждался жизнью, то грустил и хандрил.
Сквозь внешнюю пестроту и несовершенство поэтических форм лицейской лирики проступала главная черта пушкинского отношения к миру: он воспринимал его как тайную, скрытую гармонию. Она открывалась поэту во всем во всем – в высоком и низком, в мыслях и чувствах, в жизни и искусстве.
Петербургский период (июнь 1817- начало мая 1820)
После окончания лицея, поступив на государственную службу – в Коллегию иностранных дел, Пушкин жил в Петербурге. Он вошел в петербургский «большой свет» и оказался в совершенно незнакомом пестром мире. Это мир чинов и наград, балов и развлечений, интриг и злословья.
Написаны стихотворения «Вольность» (1817) и «Деревня» (1819). Фактически за три послелицейских года Пушкин создал свою «потаенную поэзию». Это одна из главных итогов петербургского периода. Это решающий этап в формировании оригинального поэтического стиля Пушкина. О Пушкине впервые публично заговорили литературные критики и писатели. Это важный момент в душе поэта, ведь незадолго до этого «критиком» стал сам Александр I.
Период южной ссылки (май 1820- июль 1824). Пушкин в период южной ссылки – яркий поэт-романтик. Ведущее положение в «южной» лирике Пушкина заняли романтические жанры: элегия и дружеское стихотворное послание.
Ссылка в Михайловское (август 1824 –сентябрь 1826).
Творчество конца 20-ых годов. (сентябрь 1826 - начало сентября 1830)
Болдинская осень (1830).
Творчество 1830-х гг. (1831 - 1836).
III. Итоговые записи.
Творчество Пушкина – это стремительное движение, развитие, тесно связанное с его судьбой, с общественно-идеологической и литературной жизнью России в первой трети XIX века. Пушкин не имеет двух биографий – биографии обычной, житейской и биографии писательской. Он являет собой пример единства человека и поэта. Жизнь и поэзия сливались у него в одно целое. Факты жизни становились у Пушкина фактами творчества. В свою очередь поэзия определяла его судьбу.
Детство поэта | 1799-1811 |
Лицейские годы | 1811-1817 |
Жизнь в Петербурге | 1817-1820 |
Южная ссылка | 1820-1824 |
Михайловское | 1824-1826 |
Возвращение из ссылки | 1826-1830 |
Болдинская осень | 1830 |
Петербург | 1831-1833 |
Последние годы, дуэль | 1834-1837 |
Домашнее задание.
Работа в группах: собрать материалы о лицейских друзьях Пушкина.
1 группа – о Пушкине.
2 группа – о Дельвиге.
3 группа - о Кюхельбекере.
4 группа – лицеисты и памятник Пушкину. Уход Лицеистов из жизни.
МОУ «Смольненская основная общеобразовательная школа»
А. С. Пушкин: жизнь и судьба

Урок – лекция с использованием ИКТ
Разработала и провела
учитель русского языка
и литературы
Юрченкова Е. И.
2008 год