Тема урока «Жизнь хороша»
Познавательная цель урока: ознакомить учащихся с понятиями «природа», «природные явления», «лекарственные растения»
Воспитательная цель урока: прививать бережное отношение учащихся к природе, к окружающему миру.
Развивающая цель урока: развивать нравственные ценности, помогать учащимся, обнаруживать в своей душе бережное отношение к природе.
Оборудование урока: отпечатанные крупным шрифтом высказывание великих мыслителей, пейзаж, разные растения.
«Великая природа, окружающая нас, способна порождать великие мысли и поступки» Гете
А ведь в природе, как и в человеке,
Есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык… Ф.Тютчев
Ход урока:
I. Организационный момент
Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы проведём обсуждение по работам, нарисованным вами дома, зачитаем и стихи.
Целью сегодняшнего нашего занятия является бережное отношение к окружающей нас природе, а именно к растениям, животным.
А ведь в природе, как и в человеке
Есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Эти строчки взяты из стихотворения великого русского поэта Ф.Тютчева.
Как вы думаете, ребята, почему автор говорит, что у природы есть душа, любовь? При ответах поясните, что такое природа?
Первый ученик. Природа – это все живые существа: люди, птицы, животные, насекомые.
Второй ученик: Природа – это растения: деревья и кустарники, трава и цветы.
Третий ученик. Это времена года – осень, зима, весна и лето.
Учитель. Природа – биологическая среда нашего существования. Нужно помнить, что если мы будем уничтожать природу, то мы уничтожим себя. Каждое растение, травинка, насекомое должны быть дороги человеку, как дороги они учёным-экологам. Ведь, как у человека, у растений есть живая душа. Они дышат, растут. Они без воды, без солнечных лучей, без подкормки не могут существовать. Они, как человек, прекрасны. Все ли люди к растениям относятся бережливо?
Учащиеся. Нет. Некоторые ломают деревья, сжигают их, срывают цветы, стреляют в птиц из рогаток, разоряют гнезда и т. д.
Учитель. Что нужно делать, ребята, чтобы ничего такого не происходило?
Учащиеся отвечают.
II. Чтение стихотворения Р. Абакаровой
Учитель. Прочитаем строчки из стихотворения Р. Абакаровой.
Первый ученик.
Я открытою душой
Свет небесный принимаю,
В путь-дорогу я себе
Честного лишь выбираю.
Второй ученик.
Чтобы дети всех народов
Научились в дружбе жить,
И деревья в общем саде
Научились бы растить,
Третий ученик.
За добром я не гоняюсь,
Больше совесть сохраняла
На хорошее смотрела,
Если и в огне горела.
Четвертый ученик.
Плохими если будем мы,
Останется ли мир?
Кавказа солнце – против тьмы,
Мы землю не затмим.
Пятый ученик.
Пусть меньше будет тех, кто совестью торгует,
Пусть больше будет тех, кто радость нам дарует,
Пусть мой народ от сна тяжелого проснется,
И солнечный поток дождем с небес прольется.
Учитель. Сейчас мы все отправимся на луг.
(Учащиеся собираются на экскурсию, они берут все необходимые вещи с собой)
Учитель. Ребята, посмотрите вокруг, как все прекрасно. А кто продолжит дальше описание природы?
Первый ученик. Трава зеленая, много красивых цветов.
Второй ученик. Летают бабочки и поют птицы, торопятся куда-то разные насекомые.
Третий ученик. Голубое чистое небо, свежий чистый воздух.
Учитель. Для кого же мы сохраняем все это?
Учащиеся отвечают. Для нас, для окружающих нас людей.
Учитель. А природу от кого мы должны охранять?
Учащиеся отвечают. От браконьеров.
Учитель. У природы есть много врагов: это и люди, это и стихийное бедствия и т. д. А какие стихийные бедствия вам известны?
Учащиеся отвечают. Сильные морозы, землетрясения, ураганы, засуха, вулканы, пожары и т. д.
Учитель. Весной, какие изменения происходят в природе?
Учащиеся отвечают.
Учитель. Теперь, ребята, вам такое задание: собрать лекарственные растения за 5 минут. Кто находит лекарственное растение, тот садится рядом с учителем.
Можете заходить в лесную рощу, но не уходите далеко.
(Учащиеся отправляются на поиск растений)
Учитель. Все собрались, кто не смог его найти, тоже участвуют в игре.
III. Игра
Учитель. Ребята, встали в круг. Я – в середине. Подходите ко мне одному.
1. Марат принес подорожник. Для чего его используют?
Ученик отвечает.
2. Магомед принес щавель. Для чего используют щавель?
Ученик отвечает.
3. Написат принесла крапиву. Расскажи, пожалуйста, о крапиве.
Ученица отвечает.
4. Амина принесла чабрец. Для чего используется это лекарственное растение?
Ученица отвечает.
5. Исмаил принес барбарис. Расскажи, пожалуйста, о нём.
Ученик отвечает.
6. Фатима принесла листья шиповника. Расскажи, какую пользу приносит нам шиповник.
Игру можно бы продолжить. Однако у нас мало времени. Хорошо, что вы знаете об этих лекарственных растениях. Наверное, ваши дедушки и бабушки собирают их, сушат и используют при лечении различных заболеваний…
Чтобы эти растения, цветы сохранились, росли свободно и дышали, нужно нам что делать?
Ответы учащихся. Беречь их. Помогать им, чтобы они не высыхали. Просто так не вырывать их и не бросать.
IV. Подведение итога урока
Учитель. Ребята, что полезного мы узнали на сегодняшнем уроке?
Учащиеся отвечают.
Учитель. Итак, ребята. Мы должны беречь не только природу, но и любить ее, относиться с уважением. Будьте добры к природе. Ведь только благодаря ей, мы живем в этом прекрасном мире.
V. Исполнение песни «Улица Радости»
Учитель. Давайте споем песню «Улица Радости».
Улица Радости
1. На улице Радости
Дети живут!
От радости прыгают,
И пляшут, и поют!
По улице Радости
Не ходят не спеша –
Бегом бегут! И в облака
Летит, летит душа!
Припев:
Улица Радости –
Звонкий смех!
Улица Радости
Ждёт нас всех!
В сердце своё впусти
Улицу Радости!
2. Не вешай, не вешай нос –
Учись побеждать!
До счастья тебе, мой друг,
Рукой подать!
Улыбка и звонкий смех –
Живая вода,
Весёлого ждёт успех
Везде и всегда!
Припев
VI. Домашнее задание. Нарисовать любимое растение и составить небольшой рассказ об экскурсии.
VI. Домашнее задание. Нарисовать любимое растение и составить небольшой рассказ об экскурсии.