Тема: Обобщающий урок по теме «Имя числительное».
Цель:
- систематизировать и обобщить знания о числительном, как части речи.
- углубление навыков, связанных с употреблением числительных в устной речи (в нужной форме), соблюдать нормы употребления при согласовании с существительными; навыки правописания числительных.
- умения отличать числительные от других частей речи с числовым значением.
- воспитание интереса и любви к родному языку.
Оборудование: напечатанные карточки с дидактическим материалом, презентация.
Ход урока
1. Слово учителя.
У нас сегодня с вами последний урок по теме «Имя числительное». Какие же задачи стояли перед вами при изучении этой темы? Ответы детей:
научиться правильно писать числительные
научиться правильно употреблять числительные в речи
выяснить роль числительных в жизни человека
уметь отличать числительные от других частей речи с числовым значением
Вот и проверим сегодня, как вы с этими задачами справились.
2. Ребята, вы знаете, что значение числа, кроме числительного, могут иметь и другие части речи. - Как отличить имена числительные от других частей речи? ( Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи – только словами.)
Упражнение для закрепления. Распределите данные слова на четыре группы:
1 ряд выписывает имена существительные
2 ряд – прилагательные
3 ряд – глаголы
4 ряд – числительные
Двойной, тройка, удвоить, второй, пятидневный, три, восьмёрка, трёхчасовой, односторонний, сотня, сотый, удесятерить, двадцать пять, седьмой, пятилетка, пятиэтажный, тройной, трое, сороковой, пятак
- Что обозначают числительные? На какие вопросы отвечают числительные? ( Обозначают количество предметов, число, порядок предметов при счёте. Отвечают на вопросы сколько? и какой?)
- Исходя из вопроса определите, на какие две группы делятся числительные? (Количественные и порядковые)
- Какими членами могут быть имена числительные?
Задание. Подчеркните числительные как члены предложения.
Семью семь – сорок девять. Занятия начинаются в девять часов. Вышел пятый номер газеты. Семеро одного не ждут.
3. Правописание имен числительных.
На доске таблица:5-20, 30; 50-80, 500-900
- На какие группы делятся числительные? (Простые состоят из одного слова, составные - из двух или нескольких слов)
4. Склонение количественных числительных.
- Как склоняются сложные числительные? (50-80, 200-900 склоняются обе части)
- Как склоняются составные количественные числительные? (склоняются все слова)
- Какие числительные имеют только две падежные формы? (40, 90, 100; полтора, полтораста)
4. Употребление числительных в речи.
а) Прочитайте арифметические примеры.
К 847+30; от 657-83; к 2/6+4/5; к472+257; от 468-40; к 6 7/8+2 5/9
- Какие это числительные: количественные или порядковые?
- Назовите разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные)
- Каких числительных нет на доске? (собирательных)
б) Запишите, употребляя, где возможно, собирательные числительные: 2 (мужчина), 3(ученица), 5(котенок), 2(очки), 7(школьник), 3(брюки), 4(волчонок), 3(ложка).
- С какими существительными сочетаются собирательные числительные?
( с сущ., обозначающими лиц мужского пола, детей и детёнышей животных; с сущ., употребляющимися только во множ. числе)
5. Вы, наверное, немного устали? А сейчас мы уделим немного времени для шутки.
- Какое числительное приказывает? (три)
- Прочитайте предложение: Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеенку.
6. Мы с вами говорили о количественных числительных. – А что обозначают порядковые числительные?
- Я называю количественное числительное, вы называете порядковое.
40, 326, 17, 2010, 837, 21.
- В чем особенность склонения составных порядковых числительных?
- Просклоняйте числительные триста двадцать пятый, четыреста пять
(два ученика работают у доски, остальные пишут в тетрадях по вариантам)
Исправьте ошибки в предложениях:
Готовимся к знаменательной дате Восьмому марта.
Поздравляю с праздником Восьмым мартом.
Наш класс готовится к Восьмому марту.
7. Итог урока. Чтение стихотворения (эпиграфа)
Как обойтись бы без числа
Наука точная могла?
Расчет во всяком деле нужен,
Ты и с числительным будь дружен.
Может ли любая наука обойтись без числительных? А человек?
Ребята, а вы с числительными подружились? Проверим это еще раз на следующем уроке, выполнив контрольную работу.
- Выставление оценок.
8. Домашнее задание. Подготовиться к контрольной работе.
Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли их видеть в столбцах газет и журналов, слышать о них по телевидению и радио. И тому, кто не умеет видеть за ними реальные факты, цифры могут показаться пустыми, ненужными знаками. Однако это не так. Цифра «говорит» с нами об очень многом: она «знает», сколько продукции сделал за день один рабочий и сколько в течение года новых библиотек, театров, школ открылось в стране. Она «знает», сколько ребят учится в школах. Цифра как беспристрастный свидетель рассказывает о том, что в Санкт-Петербурге 245 мостов, что скворец, чтобы накормить птенцов, должен принести корм за день около 200 раз, что мировой рекорд аппетита принадлежит китам, которые за сутки поедают 510 тонн планктона, а детеныш синего кита выпивает в день 580 литров материнского молока. Цифры играют огромную роль в нашей жизни. Мы постоянно сталкиваемся со счетом.