СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Обобщающий урок по теме "Имя числительное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Обобщающий урок по теме «Имя числительное».

Цель:

- систематизировать и обобщить знания о числительном, как части речи.

 - углубление навыков, связанных с употреблением числительных в устной речи (в нужной форме), соблюдать нормы употребления при согласовании с существительными; навыки правописания числительных.

- умения отличать числительные от других частей речи с числовым значением.

- воспитание интереса и любви к родному языку.

Оборудование: напечатанные карточки с дидактическим материалом, презентация.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Обобщающий урок по теме "Имя числительное"»

Тема: Обобщающий урок по теме «Имя числительное».

Цель:

- систематизировать и обобщить знания о числительном, как части речи.

- углубление навыков, связанных с употреблением числительных в устной речи (в нужной форме), соблюдать нормы употребления при согласовании с существительными; навыки правописания числительных.

- умения отличать числительные от других частей речи с числовым значением.

- воспитание интереса и любви к родному языку.

Оборудование: напечатанные карточки с дидактическим материалом, презентация.

Ход урока

1. Слово учителя.

У нас сегодня с вами последний урок по теме «Имя числительное». Какие же задачи стояли перед вами при изучении этой темы? Ответы детей:

  • научиться правильно писать числительные

  • научиться правильно употреблять числительные в речи

  • выяснить роль числительных в жизни человека

  • уметь отличать числительные от других частей речи с числовым значением

Вот и проверим сегодня, как вы с этими задачами справились.

2. Ребята, вы знаете, что значение числа, кроме числительного, могут иметь и другие части речи. - Как отличить имена числительные от других частей речи? ( Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи – только словами.)

Упражнение для закрепления. Распределите данные слова на четыре группы:

1 ряд выписывает имена существительные

2 ряд – прилагательные

3 ряд – глаголы

4 ряд – числительные

Двойной, тройка, удвоить, второй, пятидневный, три, восьмёрка, трёхчасовой, односторонний, сотня, сотый, удесятерить, двадцать пять, седьмой, пятилетка, пятиэтажный, тройной, трое, сороковой, пятак

- Что обозначают числительные? На какие вопросы отвечают числительные? ( Обозначают количество предметов, число, порядок предметов при счёте. Отвечают на вопросы сколько? и какой?)

- Исходя из вопроса определите, на какие две группы делятся числительные? (Количественные и порядковые)

- Какими членами могут быть имена числительные?

Задание. Подчеркните числительные как члены предложения.

Семью семь – сорок девять. Занятия начинаются в девять часов. Вышел пятый номер газеты. Семеро одного не ждут.

3. Правописание имен числительных.

На доске таблица:5-20, 30; 50-80, 500-900

- На какие группы делятся числительные? (Простые состоят из одного слова, составные - из двух или нескольких слов)

4. Склонение количественных числительных.

- Как склоняются сложные числительные? (50-80, 200-900 склоняются обе части)

- Как склоняются составные количественные числительные? (склоняются все слова)

- Какие числительные имеют только две падежные формы? (40, 90, 100; полтора, полтораста)

4. Употребление числительных в речи.

а) Прочитайте арифметические примеры.

К 847+30; от 657-83; к 2/6+4/5; к472+257; от 468-40; к 6 7/8+2 5/9

- Какие это числительные: количественные или порядковые?

- Назовите разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные)

- Каких числительных нет на доске? (собирательных)

б) Запишите, употребляя, где возможно, собирательные числительные: 2 (мужчина), 3(ученица), 5(котенок), 2(очки), 7(школьник), 3(брюки), 4(волчонок), 3(ложка).

- С какими существительными сочетаются собирательные числительные?

( с сущ., обозначающими лиц мужского пола, детей и детёнышей животных; с сущ., употребляющимися только во множ. числе)

5. Вы, наверное, немного устали? А сейчас мы уделим немного времени для шутки.

- Какое числительное приказывает? (три)

- Прочитайте предложение: Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеенку.



6. Мы с вами говорили о количественных числительных. – А что обозначают порядковые числительные?

- Я называю количественное числительное, вы называете порядковое.

40, 326, 17, 2010, 837, 21.

- В чем особенность склонения составных порядковых числительных?

- Просклоняйте числительные триста двадцать пятый, четыреста пять

(два ученика работают у доски, остальные пишут в тетрадях по вариантам)

Исправьте ошибки в предложениях:

  1. Готовимся к знаменательной дате Восьмому марта.

  2. Поздравляю с праздником Восьмым мартом.

  3. Наш класс готовится к Восьмому марту.

7. Итог урока. Чтение стихотворения (эпиграфа)

Как обойтись бы без числа

Наука точная могла?

Расчет во всяком деле нужен,

Ты и с числительным будь дружен.


Может ли любая наука обойтись без числительных? А человек?

Ребята, а вы с числительными подружились? Проверим это еще раз на следующем уроке, выполнив контрольную работу.


- Выставление оценок.


8. Домашнее задание. Подготовиться к контрольной работе.


Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли их видеть в столбцах газет и журналов, слышать о них по телевидению и радио. И тому, кто не умеет видеть за ними реальные факты, цифры могут показаться пустыми, ненужными знаками. Однако это не так. Цифра «говорит» с нами об очень многом: она «знает», сколько продукции сделал за день один рабочий и сколько в течение года новых библиотек, театров, школ открылось в стране. Она «знает», сколько ребят учится в школах. Цифра как беспристрастный свидетель рассказывает о том, что в Санкт-Петербурге 245 мостов, что скворец, чтобы накормить птенцов, должен принести корм за день около 200 раз, что мировой рекорд аппетита принадлежит китам, которые за сутки поедают 510 тонн планктона, а детеныш синего кита выпивает в день 580 литров материнского молока. Цифры играют огромную роль в нашей жизни. Мы постоянно сталкиваемся со счетом.