Конспект урока по русскому языку
в 4 классе
«Обобщение знаний об имени прилагательном» .
подготовила
учитель начальных классов
Якушева Юлия Владимировна
Цели:
обобщить и закрепить знания учащихся об имени прилагательном,
совершенствовать умения распознавать части речи,
формировать умение обосновывать написание безударных окончаний имён прилагательных, определять род, число и падеж имен прилагательных, выполнять морфологический разбор и разбор по составу
формировать чувство красоты, гармонии, любви к природе.
Оборудование:
-самостоятельные задания
-наглядный материал
Ход урока.
1.Самоопределение к учебной деятельности:
Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок.
Учитель. Сегодня у нас необычный урок.
Цель урока – посмотреть, что плохо усвоено, над чем нужно поработать, а также выявить знатоков темы. А какой темы, вы узнаете, прослушав стихотворение.
Я слово ищу, необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
Еще называют его……………………….
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
Учитель. Что такое имя прилагательное?
Дети: Это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какие? какое?
Учитель. Как изменяется имя прилагательное?
Дети: Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам
Учитель. Как называется изменение имени прилагательного по числам и падежам?
Дети: Изменение имен прилагательных по числам и падежам, называется склонением.
Учитель. Какова роль имён прилагательных в речи?
Дети: Имена прилагательные украшают нашу речь………………………..
3.Чистописание (на доске)
ая яя ий ый ой ое ее ые ие
Прочитайте хором строчку чистописания.
Что она напоминает? (окончания имен прилагательных)
Запишите ее, затем простым карандашом разделите на группы. (Проверка 1 чел. у доски).
(Родовые - ая, яя - ж.р., ий, ый, ой - м.р., ое, ее – ср.р., ые – мн.ч.)
Учитель. Какие слова зашифрованы: -ая, -ое, -ой, -ий, -ые? Приведите примеры.
Распределите эти окончания по группам. Почему вы так распределили?
Дети: Окончания ое, ее – средний род;
ая, яя – женский род;
ой, ый – мужской род;
ие, ые – множественное число.
4. Обобщение изученного материала.
Сильный ветер вдруг подул,
Окончания в кучу сдул.
Карточку скорей возьмите
И порядок наведите.
Робкая волна
Раннее утро
Морской прибой
Маленькие веселые брызги
. Соотнесите вопросы и окончания прилагательных.
Какого? ым, им
Какому? ое, ее
Какое? ого, его
Каким? ой, ый, ий
Какой? ом, ем
О каком? ому, ему
Как определить, какое окончание надо писать у прилагательных? (Поставить вопрос, какое окончание будет у вопроса, такое надо писать и у прилагательных).
Упр.100 Докажите что это предложение слоржное.
Выделить основы в этих предложениях. Указать падежи имен прилагательных и сущ.
Сделать синтаксический разбор предложения.
И морфологический разбор прилагательных.
6. Физкультминутка
Творческая физкультминутка на координацию движений и психологическую разгрузку.
Сидя. Дотроньтесь правой рукой к левому уху, а левой рукой к носу. Хлопок. А теперь наоборот.
Запишите антонимы,.
густой - ранняя -
горький - веселый -
широкий - письменный -
Учитель: Почему слова распределены в 2 столбика?
Дети: В первом столбике орфограмма «парные звонкие и глухие согласные в корне слова». Во втором столбике слова с непроизносимыми согласными.
Учитель: Как проверить данные орфограммы?
Дети: Чтобы проверить парные или непроизносимые согласные надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.
упр.101. Прочитайте.Образуйте от каждого слова однокоренные прилагательные мужского,женского и срелнего рода.Запишите эти имена прилагательные вместе с подходящими по смуслу именами существительными.
– С КАКИМ НАСТРОЕНИЕМ вы пришли сегодня на урок?
(С весёлым, радостным, хорошим, бодрым, замечательным).
– Какую часть речи вы употребили?
– Почему она так называется? (это слово к чему-то прилагается, присоединяется).
– К каким же словам присоединяются прилагательные?
– Имя прилагательное – вечный спутник имени существительного. Человеческий мозг стремится не только назвать предмет, но и оценить его : какой он?
- Какая же часть речи называется именем прилагательным?
– Как изменяется имя прилагательное?
– Как определить род, число и падеж прилагательного? (определить род, число и падеж существительного, с которым связано имя прилагательное; как ниточка за иголочкой, так прилагательное за существительным).
6. Творческая работа.
Описание моря
7.Рефлексия. Подведение итогов.
Очень занимательное –
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета,
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы “прекрасное”,
Не скажем “безобразное”,
Не скажем маме ”милая”,
Красивая, любимая”,
Отцу и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При – ла – га – тельные.
Чтобы все отличным стало,
Разных признаков немало.
Будем всюду замечать
И к месту в речи
Их вставлять.
Для чего используют в речи имена прилагательные?
Как вы отличаете имена прилагательные от других слов?
Почувствовали ли вы себя увереннее в знаниях и умениях по теме «Имя прилагательное»?
Кто, по-вашему, является знатоком данной темы?