СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Образование государства у восточных славян"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение внутренних предпосылок формирования государства у восточных славян

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Образование государства у восточных славян"»

Образование государства у восточных славян



Задача: создать схему возникновения государства у восточных славян.


Ход урока


1.Выделить из названия темы две проблемы:

  • создание государства,

  • у восточных славян.


2.Работа по первой проблеме.

  • повторение понятия «государство»,

  • упрощенная схема процесса возникновения государства


усовершенствовались орудия труда


производящая форма хозяйства


появление излишков,

возможность складывания неравенства


выделение классов


формирование государства



Вывод: 1)понятие общности процесса возникновения государства,

2)процесс возникновения государства - закономерный этап в историческом развитии.


Вопрос:

  • можно ли по схеме определить тип государства?

  • сравнение схем


Государство у франков в VI в. Государство в древнем Египте


Король Фараон


суд феодалы войско вельможи чиновники воины

наместники


ремесленники крестьяне ремесленники крестьяне

рабы


Задание: - выделить общие черты (сформулировать признаки государства)

- найти характерные черты.


3.Переход ко второй проблеме через характерные черты (в зависимости от формации и народа). Составление таблицы и ее заполнение.


Причины


Проявление

Экономические

(см. основные занятия восточных славян и изменения в хозяйственной жизни)

-развитие земледелия



-развитие ремесла


-развитие торговли (карта)

-Рало

Соха пашенное

Плуг земледелие

-Домница, широкое применение железа

-торговый путь «из варяг в греки»

Социальные

(см. изменения в обществе, в отношениях между группами населения. Какие группы населения выделяются?)

-социальная дифференциация


-имущественное неравенство

-выделение привилегированных групп

-соседская община

-частная собственность

Политические

(см. определение государства, его функции)

-внутренние функции: необходимость урегулировать новые общественные отношения (каким образом?)

-внешние функции:

а) военная опасность,

б) военные походы

-княжеская власть

-законы




-хазары

-походы русов на Византию



Работа ведется по двум учебникам, что дает дополнительную возможность продемонстрировать наглядно существование различных подходов, исторических оценок и т.д. при наличии единого исторического процесса.


4.Итоговый вывод.

  • Наличие ряда аналогий. Возможность создания схем общеисторического развития и выделения законов исторического развития.

  • 2)Обязательный учет характерных особенностей, присущих любой стране, государству, народу, явлению и т.д.


5.Домашнее задание.

Сравнить процесс образования феодального государства у франков и восточных славян. Сделать вывод.