Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Образование государства у восточных славян"»
Образование государства у восточных славян
Задача: создать схему возникновения государства у восточных славян.
Ход урока
1.Выделить из названия темы две проблемы:
создание государства,
у восточных славян.
2.Работа по первой проблеме.
усовершенствовались орудия труда

производящая форма хозяйства

появление излишков,
возможность складывания неравенства

выделение классов

формирование государства
Вывод: 1)понятие общности процесса возникновения государства,
2)процесс возникновения государства - закономерный этап в историческом развитии.
Вопрос:
Государство у франков в VI в. Государство в древнем Египте
Король Фараон






суд феодалы войско вельможи чиновники воины
наместники
ремесленники крестьяне ремесленники крестьяне
рабы
Задание: - выделить общие черты (сформулировать признаки государства)
- найти характерные черты.
3.Переход ко второй проблеме через характерные черты (в зависимости от формации и народа). Составление таблицы и ее заполнение.
Причины | | Проявление |
Экономические (см. основные занятия восточных славян и изменения в хозяйственной жизни) | -развитие земледелия -развитие ремесла -развитие торговли (карта) | -Рало Соха пашенное Плуг земледелие -Домница, широкое применение железа -торговый путь «из варяг в греки» |
Социальные (см. изменения в обществе, в отношениях между группами населения. Какие группы населения выделяются?) | -социальная дифференциация -имущественное неравенство | -выделение привилегированных групп -соседская община -частная собственность |
Политические (см. определение государства, его функции) | -внутренние функции: необходимость урегулировать новые общественные отношения (каким образом?) -внешние функции: а) военная опасность, б) военные походы | -княжеская власть -законы -хазары -походы русов на Византию |
Работа ведется по двум учебникам, что дает дополнительную возможность продемонстрировать наглядно существование различных подходов, исторических оценок и т.д. при наличии единого исторического процесса.
4.Итоговый вывод.
Наличие ряда аналогий. Возможность создания схем общеисторического развития и выделения законов исторического развития.
2)Обязательный учет характерных особенностей, присущих любой стране, государству, народу, явлению и т.д.
5.Домашнее задание.
Сравнить процесс образования феодального государства у франков и восточных славян. Сделать вывод.