Орг. момент Проверка дом. задания Повторение пройденного, актуализация знаний. Разминка для пальчиков Работа в тетради Работа в группах (звуковой анализ слов) Физминутка Работа в тетради Работа в парах Работа над развитием речи, расширением словарного запаса Словарная работа Работа в тетради (запись предложения под диктовку) Работа по развитию внимания Развитие наблюдательности и умения рассуждать Развитие внимания, памяти, мышления Итоги урока (рефлексия) | Мы начинаем урок обучения грамоте. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. - Сегодня мы должны повторить написание строчной и заглавной букв Вв, поупражняться в написании слов под диктовку и списывании с печатного текста. - Сегодня к нам в гости пришли ребята из другой школы. Они пошли в гости к деду-леснику и заблудились. Они просят помочь им добраться до сторожки лесника. - А кто такой лесник? Лесник – это лесной сторож. Как вы поняли слово сторожка? Это домик лесника. Ну что ж, нам пора отправляться в путь вместе с ребятами, чтобы помочь им добраться до места засветло. Шли, шли ребята по лесу, смотрят – над ними по веточкам деревьев прыгает белка. Ребята к ней: - Белка , белка, расскажи, Белка, белка, покажи, Как найти дорожку К дедушке в сторожку? - Хорошо, покажу, - отвечает им белочка, - только сначала разгадайте мои ребусы и прочитайте стихотворение о верблюде. - А это как раз было нашим домашним заданием, значит с ним мы справимся легко. Откройте Азбуку на странице 74. Дети разгадывают ребусы и читают выразительно стихотворение Б.Заходера. - Молодцы! – показала белочка ребятам дорогу, поблагодарили они её и пошли дальше. Идут, а навстречу им - улитка. - Улитка, улитка, расскажи, Улитка, улитка, покажи, Как найти дорожку К дедушке в сторожку? - Помогу, но сначала, посмотрите внимательно на слова, которые записаны на доске и скажите, какой общий согласный звук есть в этих словах? (тыква, ворона, ворота, корова) - Какой буквой на письме мы обозначаем этот звук? (в) - Я написала буквы, но некоторые из них написаны неправильно. Найдите и объясните мои ошибки. - Прежде чем записать эти буквы в прописи, разбудим наши пальчики: Утро настало – солнышко встало. - Эй, братец Федя, буди соседей! Привет, большак! Привет, указка! Привет, серёдка! Привет, сиротка! И крошка Митрошка! Привет, ладошка! Все проснулись и потянулись! - Откройте тетради и пропишите буквы Вв (предварительно повторение написания в воздухе). - Молодцы, справились с моим задание! Показала улитка ребятам дорогу дальше. Идут они по лесу, видят - скачет зайчик. - Зайчик, зайчик, расскажи, Зайчик, зайчик, покажи, Как найти дорожку К дедушке в сторожку? - Справитесь с моим заданием – покажу. А задание такое: вам нужно разделиться на три группы и каждая группа выполняет звуковой анализ своего слова с помощью маячков: 1 группа – слова вилка, 2 группа – слова волки, 3 группа – слова вилок. Вилок – капуста, начавшая завиваться в кочан, а также вообще кочан капусты. - Показал зайчик дорогу и пошли ребята дальше. Шли, шли они и не заметили, как подошли к болоту, а на болоте две весёлые лягушки предлагают нам немного отдохнуть. На болоте две подружки, Две весёлые лягушки Рано утром умывались, Полотенцем обтирались, Ручками хлопали, Ножками топали, Головкою мотали И снова начинали. Обошли ребята болото, попрощались с лягушками и пошли дальше, а навстречу им дикий кот. Дети – к коту: - Котик, котик, расскажи, Котик, котик, покажи, Как найти дорожку К дедушке в сторожку? - Покажу, но сначала, прочитайте слоги, которые записаны на доске: ва, во, ви, вы, ву +к+р+т - В каких слогах мы будем использовать верхнее соединение, а в каких нижнее? Запишите в тетради слоги во и ви. - Котик приготовил нам ещё одно задание – прочитать текст о верблюде друг другу в парах. Я думаю, мы с этим задание справимся. Верблюды – это корабли пустыни. Караваны верблюдов переносят по пустыне товары. Верблюды выносливы. Много времени они могут идти по пустыне без воды. (Первоначально текст читает учитель, затем дети в парах друг другу) - Что нового вы узнали о верблюдах? - Коту понравилось, как вы выполнили его задание. Он остался доволен. Поблагодарили ребята кота и пошли дальше, а навстречу им – лиса. - Лиса, лисонька, расскажи, Лиса, лисонька, покажи, Как найти дорожку К дедушке в сторожку? - Составите рассказ обо мне – помогу, - говорит лиса. - Откройте Азбуку на странице 74. Прочитайте вверху этой страницы, как будет называться наш рассказ. - С помощью какой хитрости лиса поймала ворон? - Прочитайте предложение, которое написано рядом с картинкой, на которой изображены дети. Почему о мальчике, который сидит на уроке, автор пишет, что он ловит ворон, ведь рядом никаких ворон нет? - В русском языке есть устойчивые выражения с самостоятельным значением. Эти выражения называются фразеологизмами. Может быть, кто-то знает, что обозначает фразеологизм ловить ворон? (Ловить ворон – отвлекаться, ротозейничать). - В этих предложениях нам встретилось слово, в котором мы не можем проверить безударную гласную. Это слово ворона. Его написание нужно запомнить. - Откройте тетради, запишем предложение под диктовку. Как на письме отличить предложение от набора слов? (Пишется с заглавной буквы, в конце ставится точка). Написание предложения Лиса ловила ворон. - С какой буквы начнём писать первое слово лиса? (С заглавной). Пишем сочетание Ли готовимся соединить его со слогом са. Второе слово пишем отдельно через пробел: ловила – пишем первый слог ло, готовимся соединить его с буквой в, присоединяем второй слог ви и третий слог ла. Третье слово пишем отдельно: ворон – пишем первый слог во, готовимся соединить его с буквой р, присоединяем второй слог рон. - Что поставим в конце предложения? Какие ещё знаки могут стоять в конце предложения? Поблагодарили дети лису и пошли дальше. А навстречу им пчёлка. - Пчёлка, пчёлка, расскажи, Пчёлка, пчёлка, покажи, Как найти дорожку К дедушке в сторожку? - Покажу, только сначала поиграйте со мной. Игра на внимание «Пчёлка». - Пчёлка улетела, но на прощанье прожужжала, что сторожка, которую ищут ребята, уже видна из-за деревьев, а вон и ваш дедушка стоит, руками машет. Обрадовались ребята и побежали навстречу своему дедушке. Он их супом из свежих грибов накормил и чаем из лесной малины напоил, а когда они немного отдохнули попросил нарисовать зверей, которые им помогли до сторожки добраться. - Откройте Азбуку на странице 75 и посмотрите, не допустили ли ребята ошибок в своих картинках? Прочитайте предложение и вопрос к нему? ( Конь не бывает синим и его дети не встречали, лиса – рыжая). - Спишите предложение в тетрадь: У Ирины и Вовы картинки. - Почему слова Ирина и Вова записаны с большой буквы? Как показать на письме, что перед нами предложение? - А ещё дедушка сообщил детям, что пока ребят не было, им звонили одноклассники, а как их имена, вы можете узнать из таблицы, если соберёте слоги. ВО | НИ | КА | НА | ТА | КИ | ВИ | РА | ВА | - Я записала эти имена на карточках, но где-то допустила ошибку. Догадайтесь, что я записала неправильно и объясните, почему? Вова, Ника, Ната, вика, Кира, Никита. (Имя Вика записано с маленькой буквы, а это неправильно. Мы знаем правило – имена собственные пишутся с заглавной буквы). - Молодцы, ребята, что помогли детям найти сторожку своего дедушки. - Что же нового мы сегодня узнали на уроке? - Какое задание вам показалось наиболее интересным, а какое самым трудным? | картинка «Дети в лесу» картинка белки ребусы карточки с отгадками картинка улитки запись на доске картинка зайца 3 наборных полотна со словами и маячками картинка кота слоги листочки с текстом на партах верблюды пустыни выносливы времени картинка лисы карточка фразеологизмы карточка со словом ворона показ написания на доске поле для игры слоговая таблица карточки с именами |