СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Однокоренные слова. Корень"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  1. Продолжить формировать понятие «родственные слова» на основе выделения двух признаков:
  • Связь по смыслу
  • Общая часть
  1. Формировать умение распознавать , подбирать родственные слова и выделять корень.
  2. Формировать умение разграничивать понятия

А) родственные слова и корни с чередованием

Б) родственные слова и форма слова

В) родственные слова и синонимы

  1.  Развитие логического мышления, связной устной речи, расширение и обогащение словарного запаса
  2. Воспитание интереса к языку на основе выполнения упражнений продуктивного типа

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Однокоренные слова. Корень"»

Тема 2: Однокоренные слова. Корень.

разработала учитель начальных классов Макеева О.Н.

МБОУ «СОШ № 51» г. Калуги



Цели:

  1. Продолжить формировать понятие «родственные слова» на основе выделения двух признаков:

  • Связь по смыслу

  • Общая часть

  1. Формировать умение распознавать , подбирать родственные слова и выделять корень.

  2. Формировать умение разграничивать понятия

А) родственные слова и корни с чередованием

Б) родственные слова и форма слова

В) родственные слова и синонимы

  1. Развитие логического мышления, связной устной речи, расширение и обогащение словарного запаса

  2. Воспитание интереса к языку на основе выполнения упражнений продуктивного типа

Ожидаемый результат: уч-ся должны уметь разграничивать понятия:

А) родственные слова и корни с чередованием

Б) родственные слова и форма слова

В) родственные слова и синонимы

Оборудование: проектор, экран, презентация, выполненная в Rower Point, толковый словарь С. И. Ожегова

Ход урока:

  1. Оргмомент

Проверка готовности, упражнения на внимание

  1. Чистописание

На доске слова: енот, сетка, ежиха, пенал

- Сегодня мы будем писать букву, которая есть во всех данных словах.

- Какая это буква? На какие две группы можно разделить слова? (енот, ежиха и сетка, пенал)

-Определите последовательность букв в этом ряду:

Ера ерб ерв ер…

-Напишите предложенный ряд букв в указанной последовательности до конца строки

  1. Словарная работа

Отгадай загадку:



-Что такое береза? (дерево)

-Назовите еще существенные признаки? (лиственное дерево с белой корой и листьями в виде сердечка)

Слайд береза и рассказ учителя:

Береза растет в России с незапамятных времен. От цвета коры получила она свое имя, которое обозначает «белый», «светлый». Береза на Руси – самое любимое дерево. В древние времена Новый год начинался праздничным обрядом не у елки, а у березы. Березовый Новый год существовал до 1343г. Наши предки верили в водяных и небесных духов. Но главной богиней среди них считалась БЕРЕГИНЯ. Ее изображение не сохранилось. Однако некоторые историки считают, что оно имело вид священного белого дерева – русской березы

- Произнесите слово, найдите орфограмму и запишите с пропуском? (б.реза)

- Какая орфограмма в этом слове? (безударная гласная)

- Как проверить безударную гласную? (изменить слово)

- Можно проверить? (нет)

- Как быть, какую букву писать? (посмотреть в словаре и запомнить написание)

- Чтобы запомнить какую гласную писать, можно вспомнить от какого слова произошло, от слова белый (проверяем по ассоциации)

- Произнесите по слогам? (бе-ре-за)

-Запишите, выделите орфограмму,

  1. Введение новой информации

А) Подготовка детей к восприятию новой информации

Ребятам дано задание подобрать родственные слова к слову береза и они подобрали следующие: березонька, подберезовик, березняк, белый

- Согласны ли вы с ними?

- Докажите, что являются родственными. Сколько признаков родственных слов мы знаем

1признак-связь по смыслу- одно слово можно объяснить через другое

2признак- должны иметь общую часть

- Как называется общая часть? (корень)

Березняк - березник – березовый лес

Березовый сок- сок березы

Березовик-подберезовик – гриб

Березонька- маленькая береза ???



- Как пишется общая часть у родственных слов одинаково или различно? (одинаково)

Вывод: - Что делали чтобы доказать, что слова являются родственными?

- Чем будем заниматься на уроке, над чем будем работать? (продолжим работу по изучению родственных слов)

Цель урока ???



  1. Проверка домашнего задания

  • - Какие родственные слова выписали? Докажите, что они родственные

1 вариант– водоем, водокачка, водопровод, водохранилище, водопой, наводнение, половодье

2 вариант -Муравейник, муравьиный, муравья

  • Найдите родственные слова по классу развешаны

Выясни умело линию родства

Однокоренные подбери слова



Б) организация лингвистического наблюдения над языковым материалом

Ученикам 2класса учительница задала задание найти в тексте родственные слова.

Выпал снег. Ребята побежали играть на снегу. Как хорош зимний снежок!

Они с заданием справились следующим образом:

Саша выделила: снег – по снегу

Паша: снег – снежок

Алеша не нашел слов, так как в словах снег – снежок – общая часть различна

- С кем из ребят вы согласны?

- Давайте разбираться

  • Снег – снегу будут ли слова родственными

- Что такое снег? (вид осадком)

- Что такое снегу?

- Есть ли разница в значении? (нет)

- Можно ли одно слово объяснить через другое? (нет, слово изменилось)

- Для чего слово изменилось? (для связи слов в предложении)

  • Снег – снежок (г/ж)

Пух – пушок – уменьшительно пробивающиеся усики (х/ш)

Палец-конечность кисти, стопы (ц/ч появляется беглая гласная)

Вывод: слова с чередованием в корне тоже являются однокоренными

Обобщение - Какие слова называются родственными? (с чередованием в корне)



  1. Закрепление

а) упражнения репродуктивного типа

  • Упр 299 с. 159

Добрый - хороший

Холод – мороз

Боец - солдат

Я придумала родственные слова. Согласны со мной? (нет)

- Почему? (слова нельзя назвать родственными, т.к. они не близки по смыслу, а выражают одно и тоже, но с оттенком значения - это синонимы)



Вывод: синонимы не являются родственными)

физкультминутка

В) упражнения продуктивного типа

На карточках:

Горка, горение, горный, горелка, горняк, загорелся, гористый



-Проверьте: слайд

- Кто допустил ошибку?

-Кто не смог выделить корень?

5 Подведение итогов, рефлексия, выставление отметок

-Что нового узнали?

- Что научились делать?

- Для чего изучали родственные слова?

6.Д.З. каждому алгоритм рассуждения и карточка с д.з.

1вариант упр. 305 (слабым)

2 вариант - Подберите и запишите родственные слова (сильным)

1-й ряд – с корнем «лес»,

2-й ряд – с корнем «сад»,

3-й ряд – с корнем «гриб».