Тема 2: Однокоренные слова. Корень.
разработала учитель начальных классов Макеева О.Н.
МБОУ «СОШ № 51» г. Калуги
Цели:
Продолжить формировать понятие «родственные слова» на основе выделения двух признаков:
Связь по смыслу
Общая часть
Формировать умение распознавать , подбирать родственные слова и выделять корень.
Формировать умение разграничивать понятия
А) родственные слова и корни с чередованием
Б) родственные слова и форма слова
В) родственные слова и синонимы
Развитие логического мышления, связной устной речи, расширение и обогащение словарного запаса
Воспитание интереса к языку на основе выполнения упражнений продуктивного типа
Ожидаемый результат: уч-ся должны уметь разграничивать понятия:
А) родственные слова и корни с чередованием
Б) родственные слова и форма слова
В) родственные слова и синонимы
Оборудование: проектор, экран, презентация, выполненная в Rower Point, толковый словарь С. И. Ожегова
Ход урока:
Оргмомент
Проверка готовности, упражнения на внимание
Чистописание
На доске слова: енот, сетка, ежиха, пенал
- Сегодня мы будем писать букву, которая есть во всех данных словах.
- Какая это буква? На какие две группы можно разделить слова? (енот, ежиха и сетка, пенал)
-Определите последовательность букв в этом ряду:
Ера ерб ерв ер…
-Напишите предложенный ряд букв в указанной последовательности до конца строки
Словарная работа
Отгадай загадку:
-Что такое береза? (дерево)
-Назовите еще существенные признаки? (лиственное дерево с белой корой и листьями в виде сердечка)
Слайд береза и рассказ учителя:
Береза растет в России с незапамятных времен. От цвета коры получила она свое имя, которое обозначает «белый», «светлый». Береза на Руси – самое любимое дерево. В древние времена Новый год начинался праздничным обрядом не у елки, а у березы. Березовый Новый год существовал до 1343г. Наши предки верили в водяных и небесных духов. Но главной богиней среди них считалась БЕРЕГИНЯ. Ее изображение не сохранилось. Однако некоторые историки считают, что оно имело вид священного белого дерева – русской березы
- Произнесите слово, найдите орфограмму и запишите с пропуском? (б.реза)
- Какая орфограмма в этом слове? (безударная гласная)
- Как проверить безударную гласную? (изменить слово)
- Можно проверить? (нет)
- Как быть, какую букву писать? (посмотреть в словаре и запомнить написание)
- Чтобы запомнить какую гласную писать, можно вспомнить от какого слова произошло, от слова белый (проверяем по ассоциации)
- Произнесите по слогам? (бе-ре-за)
-Запишите, выделите орфограмму,
Введение новой информации
А) Подготовка детей к восприятию новой информации
Ребятам дано задание подобрать родственные слова к слову береза и они подобрали следующие: березонька, подберезовик, березняк, белый
- Согласны ли вы с ними?
- Докажите, что являются родственными. Сколько признаков родственных слов мы знаем
1признак-связь по смыслу- одно слово можно объяснить через другое
2признак- должны иметь общую часть
- Как называется общая часть? (корень)
Березняк - березник – березовый лес
Березовый сок- сок березы
Березовик-подберезовик – гриб
Березонька- маленькая береза ???
- Как пишется общая часть у родственных слов одинаково или различно? (одинаково)
Вывод: - Что делали чтобы доказать, что слова являются родственными?
- Чем будем заниматься на уроке, над чем будем работать? (продолжим работу по изучению родственных слов)
Цель урока ???
Проверка домашнего задания
1 вариант– водоем, водокачка, водопровод, водохранилище, водопой, наводнение, половодье
2 вариант -Муравейник, муравьиный, муравья
Выясни умело линию родства
Однокоренные подбери слова
Б) организация лингвистического наблюдения над языковым материалом
Ученикам 2класса учительница задала задание найти в тексте родственные слова.
Выпал снег. Ребята побежали играть на снегу. Как хорош зимний снежок!
Они с заданием справились следующим образом:
Саша выделила: снег – по снегу
Паша: снег – снежок
Алеша не нашел слов, так как в словах снег – снежок – общая часть различна
- С кем из ребят вы согласны?
- Давайте разбираться
- Что такое снег? (вид осадком)
- Что такое снегу?
- Есть ли разница в значении? (нет)
- Можно ли одно слово объяснить через другое? (нет, слово изменилось)
- Для чего слово изменилось? (для связи слов в предложении)
Пух – пушок – уменьшительно пробивающиеся усики (х/ш)
Палец-конечность кисти, стопы (ц/ч появляется беглая гласная)
Вывод: слова с чередованием в корне тоже являются однокоренными
Обобщение - Какие слова называются родственными? (с чередованием в корне)
Закрепление
а) упражнения репродуктивного типа
Добрый - хороший
Холод – мороз
Боец - солдат
Я придумала родственные слова. Согласны со мной? (нет)
- Почему? (слова нельзя назвать родственными, т.к. они не близки по смыслу, а выражают одно и тоже, но с оттенком значения - это синонимы)
Вывод: синонимы не являются родственными)
физкультминутка
В) упражнения продуктивного типа
На карточках:
Горка, горение, горный, горелка, горняк, загорелся, гористый
-Проверьте: слайд
- Кто допустил ошибку?
-Кто не смог выделить корень?
5 Подведение итогов, рефлексия, выставление отметок
-Что нового узнали?
- Что научились делать?
- Для чего изучали родственные слова?
6.Д.З. каждому алгоритм рассуждения и карточка с д.з.
1вариант упр. 305 (слабым)
2 вариант - Подберите и запишите родственные слова (сильным)
1-й ряд – с корнем «лес»,
2-й ряд – с корнем «сад»,
3-й ряд – с корнем «гриб».