4.Работа по теме урока. | - Как вы думаете, что такое имя? В современном толковом словаре русского языка С.И. Ожегова Имя - личное название человека, даваемое ему при рождении. | Высказывают свои предположения. | Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации. Познавательные: - извлекать информацию из текста; - выявлять сущность и особенности объектов; Коммуникативные: - взаимодействие с партнером, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. - согласовывать позиции и находить общее решение; -слушать и понимать речь других, участвовать в диалоге. Регулятивные: -саморегуляция, способность к волевому усилию. - выполнять учебные задания в соответствии с целью; - выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного материала. Личностные -проявлять интерес к изучению темы; - стремление расширить свои знания ; |
4.1. Работа в парах. | Сейчас, вы попробуете разделить старинные имена на группы и определить, как произошли эти имена. Дети группируют на интерактивной доске имена. Проверка. - Ребята, по каким признакам сгруппировали? | Учащиеся знакомятся с источниками информации, отбирают главное содержание. |
| Рассказ о крещении Руси. Лист самооценки: | |
4.2. Представление исследовательских работ. | - Ребята, вы провели исследование и узнали о происхождении своего имени. Кто может нам, из какого языка произошло имя и как переводится? (5-6 учеников) Лист самооценки: - Девочки выяснили, какие имена входили в число популярных имен в 2006 году и в 2015 году в Великом Устюге. На доске таблица с данными исследования. Лист самооценки: | Ученики представляют результат, рассказывают о происхождении своего имени. Рассказывают о популярных именах в 2006 году и в 2015 году в Великом Устюге. |
4.3. Выполнение индивидуального задания на карточках. | - Как зовут дома родители, близкие люди? Почему? 1) - Перед вами карточки, на которых написаны полные и сокращенные имена, напишите их парами. (Саша, Ваня, Таня, Нина, Алёша, Александр, Татьяна, Алексей, Иван) - Какое имя осталось без пары? (Нина) - Это имя имеет только одну форму, которая считается полной. | - Дети поясняют, что есть полное имя, а есть неполное, есть ласковые имена, которыми называют родные и друзья. |
4.4. Физминутка. | Я буду называть имена, а вы, если услышите мужское имя - присядьте, а если женское - руки поднимите вверх. | |
4.5. Коллективная работа | - А теперь послушайте стихотворение З. Александровой "Восемь Тань" Как же можно различить этих девочек-тёзок? (По фамилии) | Высказывают свои предположения. |
4.6. Работа в группах. | - Попробуйте угадать, кем были ваши предки. Класс делится на группы, и каждая группа получает список фамилий. Определить, как произошли некоторые фамилии. Рассказ учеников о происхождении своей фамилии. Лист самооценки: | Учащиеся знакомятся с источниками информации, отбирают главное содержание. Высказывают свои предположения. |
4.7. Работа с учебником. (с. 41-42) | - Ребята, давайте снова вернёмся во времена Древней Руси и поговорим о былинных героях. (картина В.М. Васнецова «Богатыри») | Рассматривают картину Высказывают свои предположения. |
5. Закрепление полученных знаний | - Соберите пословицу. Красит, не имя, а, человека, имя, человек | Проверка на интерактивной доске; |
6. Рефлексия | - Какая была цель урока?- Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Для чего нам нужны эти знания? Где вы можете их применить? - Что больше всего вам понравилось? Лист самооценки: Отметьте удалось ли вам достичь цели урока? | |