СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Имена, фамилии» (урок открытия новых знаний)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе исследовательской деятельности учащиеся узнают:

- как произошли имена;

- что обозначают наши имена;

- какие имена самые распространенные в Великом Устюге;

- как произошли фамилии.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Имена, фамилии» (урок открытия новых знаний)»

Конспект урока окружающего мира в 3 классе (16.03.2016 г.)

Тема – «Имена, фамилии» (урок открытия новых знаний)

Учитель – Костромитина М.А. («Начальная школа 21 века»)

ЦЕЛЬ (для учителя) – создание условий для учебной деятельности, в ходе которой у учащихся сформируется представление о происхождении имен, фамилий и их значении для человека.


ЦЕЛЬ (для учащихся) – познакомиться с происхождением имен, фамилий, со значением имени для человека.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные

  • Учащиеся получат возможность для формирования: внутренней позиции школьника, интереса к познавательной, предметно-исследовательской деятельности.

Предметные

Учащиеся узнают о происхождении и значении имен, фамилий; научатся работать с разными источниками информации.

Метапредметные:

Познавательные – учащиеся научатся извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные - учащиеся научатся принимать и сохранять учебную задачу; составлять план решения задачи и, работая по плану, сверять свои действия с целью; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы.

  • Коммуникативные - учащиеся научатся использовать в общении правила вежливости; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, принимать иное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению (работа в группе);

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ


Я знаю:

- как произошли имена, фамилии;

- значение имени для человека.

Я умею:

- объяснить другим о происхождении и значении имени.

ЗАДАЧИ

- сформировать представление о происхождении и значении имен, фамилий;

- познакомить с разнообразием современных имен;

  • - создавать условия для развития  умений и навыков самостоятельной и групповой работы;

- воспитывать гордость за свой род, желание прославить своё имя, оставить о нём добрую славу, уважение к традициям и обычаям народа.



ЗАДАЧИ

- провести исследовательскую работу, в ходе которой узнать

- как произошли имена;

- что обозначают наши имена;

- какие имена самые распространенные в Великом Устюге;

- как произошли фамилии.


Тип урока: комбинированный.

Методические приёмы: словесный, иллюстративный, создание ситуации успеха, игра.

Формы работы: парная, групповая, индивидуальная, фронтальная.

Виды учебной деятельности: слушание, рассказ, сообщения, ответы на вопросы, самостоятельная работа, ИКТ.

Оборудование: конспект урока, презентация; компьютер, интерактивная доска; сообщения детей; карточки с заданиями.

Прогнозируемый результат:

Обучающиеся получат более широкое представление об истории образования имён, фамилий, отчеств, обогатят свой опыт общения, словарный запас, повысят самооценку.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Организационный момент

Вот опять звенит звонок,

Начинается урок!

Будем работать активно, творчески, с интересом и удовольствием.

Осуществляют самооценку готовности к уроку.

Регулятивные: развитие мотивов учебной деятельности

2. Актуализация знаний. Мотивация


- Отгадайте загадку и скажите тему урока:

Нас не было – оно было.
Нас не будет – оно будет.
Никто ни у кого его не видел,
А у каждого есть.

Ну, конечно, это – имя.

  


Дети высказывают свои предположения.


 Познавательные: уметь находить ответ на вопрос.

Логические: анализ с целью выделения существенных признаков.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

3.Целеполагание


- Какую цель перед собой поставим? (расширить знания об именах и фамилиях)

Чтобы достичь цель какие задачи поставим? А что вы хотели бы еще узнать про имя?

Лист самооценки: (Прогностическая оценка)


Дети высказывают свои мнения об именах.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли (диалог).

Познавательные: Общеучебные: отвечать на простые вопросы учителя.

Регулятивные: определять план выполнения заданий.

4.Работа по теме урока.


- Как вы думаете, что такое имя?

В современном толковом словаре русского языка С.И. Ожегова
Имя - личное название человека, даваемое ему при рождении.

Высказывают свои предположения.


  Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации.

Познавательные:

- извлекать информацию из текста;

- выявлять сущность и особенности объектов;

Коммуникативные:

- взаимодействие с партнером, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

- согласовывать позиции и находить общее решение;

-слушать и понимать речь других, участвовать в диалоге.

Регулятивные:

-саморегуляция, способность к волевому усилию.

 - выполнять учебные задания в соответствии с целью;

- выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного материала.

Личностные

-проявлять интерес к изучению темы;

- стремление расширить свои знания ;

4.1. Работа в парах.

Сейчас, вы попробуете разделить старинные имена на группы и определить, как произошли эти имена.

Дети группируют на интерактивной доске имена.

Проверка.

- Ребята, по каким признакам сгруппировали?

Учащиеся знакомятся с источниками информации, отбирают главное содержание.


Рассказ о крещении Руси.

Лист самооценки:


4.2. Представление исследовательских работ.


- Ребята, вы провели исследование и узнали о происхождении своего имени. Кто может нам, из какого языка произошло имя и как переводится? (5-6 учеников)

Лист самооценки:

- Девочки выяснили, какие имена входили в число популярных имен в 2006 году и в 2015 году в Великом Устюге.

На доске таблица с данными исследования.

Лист самооценки:

Ученики представляют результат, рассказывают о происхождении своего имени.

Рассказывают о популярных именах в 2006 году и в 2015 году в Великом Устюге.

4.3. Выполнение индивидуального задания на карточках.


- Как зовут дома родители, близкие люди? Почему?

1) - Перед вами карточки, на которых написаны полные и сокращенные имена, напишите их парами. (Саша, Ваня, Таня, Нина, Алёша, Александр, Татьяна, Алексей, Иван)

- Какое имя осталось без пары? (Нина)

- Это имя имеет только одну форму, которая считается полной.

- Дети поясняют, что есть полное имя, а есть неполное, есть ласковые имена, которыми называют родные и друзья.

4.4. Физминутка.


Я буду называть имена, а вы, если услышите мужское имя - присядьте, а если женское - руки поднимите вверх.


4.5. Коллективная работа

- А теперь послушайте стихотворение З. Александровой "Восемь Тань"

Как же можно различить этих девочек-тёзок? (По фамилии)

Высказывают свои предположения.

4.6. Работа в группах.


- Попробуйте угадать, кем были ваши предки.

Класс делится на группы, и каждая группа получает список фамилий. Определить, как произошли некоторые фамилии.


Рассказ учеников о происхождении своей фамилии.

Лист самооценки:

Учащиеся знакомятся с источниками информации, отбирают главное содержание.

Высказывают свои предположения.

4.7. Работа с учебником.

(с. 41-42)

- Ребята, давайте снова вернёмся во времена Древней Руси и поговорим о былинных героях. (картина В.М. Васнецова «Богатыри»)

Рассматривают картину

Высказывают свои предположения.

5. Закрепление полученных знаний

- Соберите пословицу.

Красит, не имя, а, человека, имя, человек

Проверка на интерактивной доске;

6. Рефлексия

- Какая была цель урока?- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Для чего нам нужны эти знания? Где вы можете их применить?

- Что больше всего вам понравилось? Лист самооценки:

Отметьте удалось ли вам достичь цели урока?


7. Итог

Подготовить пересказ текста учебника на с. 40-45, в печатной тетради выполнить задание 20 на с. 10;

придумать историю о том, как возникли фамилии Пескарёв, Печников, или своя фамилия (на выбор).