III. Актуализация знаний | 3 мин | - Давайте вспомним, что вы изучили на прошлом уроке? - Хорошо. Сейчас я предлагаю вам пройти небольшой тест, в котором будут содержаться вопросы по уже изученной вами теме «Формы земной поверхности». (вопросы на экране) 1. Природное невысокое возвышение на равнине - это... а) Холм; б) Гора; в) Овраг; 2. Выбери верное утверждение: а) Овраг – это глубокие углубления между горами; б) Овраг – это углубления с крутыми склонами; в) Овраг – это большая яма; 3.Что из перечисленного относится к формам земной поверхности? а) равнины, горы; б) холмы, овраги; в) равнины, горы, холмы, овраги. - Посмотрите на фотографию. Что это? - Найдите ее части | - Формы земной поверхности: равнины и горы. Также сравнивали холм и гору. Изучили их части: подошва (подножие), склоны, вершина. Выполняют задание - Холм - Овраг – это углубления с крутыми склонами - Равнины, горы, холмы, овраги. - Гора Ищут части горы, указывают их на фотографии | Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос Познавательные УУД – структурирование знаний | Беседа Упражнение Наглядный - карточки |
V. Открытие новых знаний | 19 мин | - Смотрите, ребята, к нам на урок прилетел попугай «Почемучка». И он хочет задать вам вопрос. Выслушаем его? «Что такое водные богатства?» - Ребята, сможем ли мы ответить на этот вопрос? - Предположите, что такое водные богатства? - Хорошо, ребята. Водные богатства нашей страны составляют океаны, моря, озёра, реки, каналы, пруды, водохранилища. - Молодцы, ребята. Но у «Почемучки» есть ещё один вопрос: «Что значит искусственные и естественные водоёмы?» - Подумайте и скажите, что значит искусственный водоём и естественный? - Совершенно верно, ребята. Искусственные водоёмы создаются людьми специально для хозяйственных нужд, а в создании естественных водоёмов человек не принимает никакого участия. Они созданы природой. - Вы хорошо поработали, я предлагаю вам прочитать в учебнике на странице 82 под номером 2, какие водные богатства являются искусственными, а какие естественными? - Совершенно верно, ребята. Открываем рабочую тетрадь на странице 51 задание №1. В правый столбик вы должны записать водные богатства естественного происхождения, а в левый – искусственного. - Хорошо, ребята. Сейчас я предлагаю вам выполнить работу по изучению рек. Попугай «Почемучка» опять хочет задать вам несколько вопросов: «Куда впадает река? Что впадает в реку? Как называется начало реки?» - Смотрите, ребята, как много вопросов у попугая «Почемучки». Давайте попробуем ответить на них. Прочитаем текст на 83 странице - И так, ребята, какие части реки существуют? - Что такое исток? - Что такое устье? - Что такое русло? - Какие берега есть у реки? - Что такое притоки? - Давайте посмотрим, как вы поняли, что такое части реки. Для этого я предлагаю вам посмотреть на экран. Что вы видите? - Совершенно верно, это схема реки. Давайте вместе разберёмся, как называются её части. Вам нужно соединить стрелками название с частью реки. - Молодцы, ребята. Вы справились с заданием и ответили на все вопросы «Почемучкина». - Ребята, о каких водоёмах мы с вами ещё не говорили? - Как вы думаете, чем отличается озеро от реки? - Хорошо, но ещё у озера нет истока, устья и течения. - Озёр в России великое множество, более 2х миллионов. - Одно из интереснейших озёр нашей страны - озеро Байкал. Это самое глубокое озеро в мире, в нём огромный запас пресной чистой воды. Озеро находится на юго-востоке нашей страны. - Попугай «Почемучкин» хочет знать, о каком ещё водоёме вы не узнали? Кто может сказать? - Совершенно верно, я предлагаю вам посмотреть видеозапись о море, скажите, какое оно? - Бескрайнее, красивейшее море, посмотрите, как лучи солнца играют в её волнах, как отражается солнечный свет. Заметьте, какое светло-голубое море. - Молодцы, дома вы можете прочитать о море в учебнике на странице 84. - Скажите, ребята, а кто из вас был на море? -Расскажите нам, какое впечатление у вас осталось? Понравилось ли вам? | - Да - Нет Высказывают свои предположения Высказывают свои предположения -Е: океаны, моря, озёра, реки; -И: каналы, пруды, водохранилища Выполняют задание Читают текст о частях реки - Исток, устье, берега, притоки, берега - Это начало реки - Это место, где река впадает в другую реку, озеро или море - Углубление, по которому течет река - Левый и правый - Другие реки и ручьи, которые впадают в реку - Схему реки, как в учебнике, реку и озеро и прочее работа с интерактивной доской на соотнесение названий с частями реки - Об озёрах - Озеро больше реки, в неё впадает несколько рек и пр. - О морях - Красивое, бескрайнее, глубокое и прочее Отвечают на вопрос | Личностные УУД – действие смыслообразования (интерес); формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос; формирование умения работать в парах и малых группах Регулятивные УУД - планирование, прогнозирование | Работа с учебником Упражнение Работа в парах Работа в группах Чтение по цепочке Работа в рабочих тетрадях Чтение стихотворения Практический метод Наглядный метод – презентация, карточки |
VI. Применение новых знаний | 9 мин | - Молодцы, давайте вспомним с какими водными богатствами мы познакомились сегодня? - Какие водные богатства нашей страны имеют естественное происхождение? - А какие искусственное? -Совершенно верно. Из каких частей состоит река? -Молодцы. Сейчас я предлагаю вам устно выполнить задание в учебнике, на странице 82. Вам нужно догадаться, что пропущено в описании. -Читаем первый абзац. Какое слово вставили? -Верно, читаем второй абзац. Какое слово? -Молодцы и последний абзац, какое слово? - Отлично, ребята. А что объединяет эти 3 слова? - Почему вы так думаете? - Совершенно верно | - Река, озеро, море - Океаны, моря, озёра, реки - Водохранилища, пруды, каналы - Исток, устье, русло, берега - Пруд - Водохранилище - Канал - Это искусственные водоёмы - Потому что были созданы людьми | Личностные УУД- формирование желания выполнять учебные действия; Познавательные УУД – выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; структуриврование знаний Коммуникативные УУД – формирование умения работать в парах | Упражнение Чтение стихотворения Работа в парах Работа в рабочих тетрадях Проверка по эталону |